Евгений Башкиров: «Хочу сказать свое слово в футболе»
Евгений Башкиров — молодой футболист, который уже давно является одним из лидеров молодежного состава петербургского «Зенита», но при этом не забывает и о классическом образовании — учится на журфаке СПбГУ. О том, как совмещать учебу и тренировки, не падать духом после неудач и стремиться к успеху, спортсмен рассказал в интервью корреспонденту «АиФ Петербург».
«В спортивных СМИ разбираюсь лучше»
— Как вы начали заниматься футболом? В каком возрасте заинтересовались этим видом спорта?
— Можно сказать, что футболом я интересовался с самого детства. У меня спортивная семья. Изначально мама хотела, чтобы я занимался другим видом спорта — с шести лет я ходил на секцию по гимнастике, однако по определенным причинам бросил ее. Мой отец в свое время был мастером спорта по прыжкам в воду. Поэтому мне приходилось и плавать, однако это было неинтересно. А вот футбольные матчи я всегда смотрел по телевизору с большим восторгом. С семи лет я начал заниматься в различных футбольных секциях, а в восемь лет отец привел меня в школу «Зенита».
— Когда появились первые успехи?
— Футбол — это такой вид спорта, в котором у игрока ежедневно могут быть как успехи, так и поражения. Я пока не добился того, к чему стремлюсь, но на данном этапе самым серьезным достижением для меня является победа молодежной команды «Зенита» в молодежном первенстве России в 2009 году.
— Многие футболисты связывают свою жизнь только с миром спорта. Вы же поступили еще и на факультет журналистики СПбГУ. Почему сделали такой выбор?
— Мой отец рассказывал, как из обычной школы перешел в спортивный класс, но уже на следующий день вернулся. Я учился в той же школе, что и он, и понял, что мне необходимо получить высшее образование. А на журналистику поступил, потому что мне показалось, что именно в этой профессии я могу реализовать себя. Четыре года обучения на журфаке подтвердили, что журналистика действительно для меня интересна. Она способствует развитию личности, самосовершенствованию, а также позволит в будущем влиять, формировать мнение других людей.
— Вы уже защитили диплом?
— Да. Моя тема была «Развитие электронных версий современных спортивных печатных изданий на примере «Спорт-Экспресс» и «Советский спорт». Естественно, я выбрал ее не случайно — ведь в спортивных СМИ я разбираюсь лучше, нежели в общественно-политических. И вижу себя именно в спортивной журналистике.
За стихи кто-то уважает, кто-то прикалывается
— Кроме учебы на журфаке и выступлений за молодежку «Зенита», вы еще пишете стихи. Когда заметили в себе поэтический талант?
— В седьмом или восьмом классе мне было лень писать сочинение по литературе, и я написал вместо него стихотворение. Конечно, это были совсем юношеские стихи.
— Но вы уже выпустили два своих сборника.
— Да, решил скомпоновать свои стихотворения и выпустить их самиздатом, распространив среди друзей. Первый сборник вышел, когда я учился в девятом или десятом классе. А через год я немного дополнил его и издал заново.
— Как относятся к подобному увлечению ваши коллеги по команде?
— Пожалуй, это у них нужно спрашивать. Кто-то уважает, называет меня разносторонним человеком. Другие прикалываются над моим увлечением. Люди ведь бывают разные.
— Есть ли у вас любимые поэты?
— Разговор о литературе может быть долгим, так как я жестокий потребитель — читаю все подряд. Это касается не только прозы, но и поэзии. Сложно выделить какого-то одного автора, но, пожалуй, назову Маяковского и Бродского — мне нравятся необычные формы, темп, ритм. Но, как я уже сказал, читаю очень много самой различной литературы. Причем не всегда стараюсь запоминать прочитанное, так как иногда интересно вернуться к тому, что уже читал, и заново переосмыслить произведение.
— Наверняка нелегко совмещать футбол и обучение в университете. Остается ли время на друзей, на личную жизнь?
— Конечно, совмещать учебу и спорт было сложно. Но мои преподаватели помогали, никогда не ставили мне палки в колеса. Несмотря на занятость спортом и учебой, я всегда стараюсь найти время и для отдыха. Перенасыщение физическими или интеллектуальными нагрузками тоже может принести вред. Я достаточно часто встречаюсь со своими друзьями, есть у меня и увлечения. Я действительно много читаю — везде, постоянно. Во время учебы приходилось большое внимание уделять каким-то научным трудам, зато теперь я могу сконцентрироваться на художественной литературе. Кроме того, мне нравится музыка, я играю на гитаре.
Пора определиться с будущим
— В молодежке кроме вас почти не осталось представителей той команды, которая выиграла «золото» первенства дублеров в 2009 году. Кто-то отправился в аренду, кто-то уже разорвал отношения с «Зенитом» и заключил полноценный контракт с клубом премьер-лиги. Не планируете последовать их примеру?
— Вы правы, сейчас я действительно понимаю, что в той или иной степени уже настала пора определяться с будущим. Какого-то конкретного решения я еще не принял, однако работа в этом направлении ведется. Уже хочется играть на другом уровне, доказать людям в «Зените», что я могу играть профессионально в серьезном клубе.
— За то время, что вы тренировались с основным составом, у вас были личные беседы с Лучано Спаллетти? Почему он вас так и не выпустил на замену в матчах основы, хотя в прессе отмечал вас как способного игрока?
— Да, у нас были беседы с Лучано Спаллетти, он подсказывал мне по многим вопросам. Спаллетти — хороший тренер, который уделяет много внимания молодым футболистам, хотя это и не свойственно для иностранного специалиста. Почему он не выпустил меня на замену? Этот вопрос нужно задавать не мне. Думаю, он не увидел во мне какого-то прогресса.
Иногда подпеваю трибунам
— Геннадий Орлов в одном из своих репортажей назвал вас «новым Аршавиным», а вам лично удавалось пообщаться с капитаном сборной России?
— Да, я неоднократно видел его.
— Как относитесь к конфликту Аршавина с болельщиками, который разгорелся после проигрыша сборной на Евро-2012?
— Мне бы не хотелось комментировать эту ситуацию. Конечно, болельщики вправе высказывать свое мнение, но желательно, чтобы они делали это адекватно. После проигрыша на Евро-2012 расстроились все: и игроки, и болельщики.
— Игрокам дубля приходится чаще общаться с фанатами команды. На Малой арене «Петровского» для этого не нужно даже с поля уходить, трибуны расположены совсем рядом. Когда-нибудь возникали конфликтные ситуации?
— Нет, за то время, что я играю, подобных ситуаций не возникало. Конечно, когда мы проигрываем, болельщики могут что-то крикнуть. Но они поддерживают нас в любых ситуациях. Могут подбодрить, подзадорить. Ведь во время игры эмоции просто зашкаливают. Просто нужно показывать хороший результат, тогда будут и болельщики рады.
— Когда вы играете, обращаете ли внимание на то, что кричат с трибун?
— Все зависит от конкретного момента. Иногда я даже подпеваю каким-то речевкам, так как появляется немыслимый драйв, который заводит на игру. Но когда сосредоточен на игре, можешь даже крики не услышать. Профессиональные футболисты говорят, что даже на огромных стадионах, где на трибунах собираются тысячи людей, если ты сосредоточен на игре, все звуки для тебя могут пропасть.
Начать все с чистого листа
— У вас были достаточно серьезные травмы. Расскажите, как психологически вернуться в строй, заставить себя поверить в свои силы и справиться с проблемой?
— Главное — нужно попытаться начать все с чистого листа. Обозначить для себя эту ситуацию как рубеж в жизни, после которого все станет еще лучше. Конечно, психологически это очень давит, однако необходимо поставить перед собой цель. Ведь только цели заставляют нас двигаться, создают определенный вектор движения, помогают не отчаиваться и не опускать руки.
— За кого болеете на Евро-2012 после вылета России?
— Я любые крупные соревнования воспринимаю как праздник футбола. Наслаждаюсь каждой игрой. А на этом чемпионате Европы были действительно замечательные матчи — практически ни одной скучной игры не было. После того как сборная России проиграла, я хотел видеть в финале сборную Франции.
— Какая сейчас ваша основная цель в спорте?
— Я хочу наконец-то сказать свое слово в футболе.