19:39, 19 января 2022 года
19:39, 19 января 2022 года

Константин Коноплёв: «Чем больше в Академии мы создадим для ребят разных ситуаций — игровые схемы и упражнения, — тем выше у них будет готовность проявить себя в короткий срок»

Тренер команды U-16 дал интервью «Спорту день за днем».

Константин Коноплёв: «Чем больше в Академии мы создадим для ребят разных ситуаций — игровые схемы и упражнения, — тем выше у них будет готовность проявить себя в короткий срок»
— Какой футбол вы смотрите дома в свободное время?
— Практически не смотрю его, потому что хватает на работе. Имею общие представления о мировом футболе. Знаю, что многие тренеры погружаются в это дело, смотрят модели и новинки, но у меня такого нет.

— Интересно. В декабре я смотрел матч «Зенита» с «Мастер-Сатурном» в ЮФЛ-2. У вашей команды необычный футбол. Откуда берете пример? 
— У меня в голове есть своя модель игры, к которой мы стремимся. Вы сказали, что были на последней игре с «Мастер-Сатурном». Там мы играли в тот футбол, в который хотели, но [игра] была не лучшего качества. У нас не было многих ребят, определяющих рисунок игры из-за травм и болезней.

— Когда пошли замены, то ваша игра словно становилась слабее. 
— Мы заявили мальчишек 2006 года, которые с нами не тренировались, а играли с листа. Осталось только 11 своих. Другим ребятам было сложно, потому что футбол нашей команды имеет свои отличия. Главное из них — это свобода в голове. Большую часть матча ребята проводят в своих позициях, но, когда того требует ситуация, они могут спокойно уйти, потому что главное — это активность и свобода. Если игрок видит свободное пространство и может туда пройти, получить мяч и это даст преимущество команде, то он должен делать это незамедлительно. Задача партнеров — занять его позицию или страховать. 

Такая игра предполагает много взаимосвязанных нюансов. Нет прямых указаний с моей стороны. Во время тренировки и матча ребята всегда пробуют вещи, которые считают правильными. С моей стороны могут быть вопросы к ним для расширения понимания: получили ли мы преимущество, о котором мы думали? Если да, то молодец. Если нет, то спрашиваю: какие еще были варианты? Для понимания используем видео или останавливаем игровой эпизод во время тренировки, хотя можем и на пальцах объяснить. Подталкиваем ребят к поиску правильного варианта в игровых ситуациях.

— Откуда взялась концепция такого подхода к работе? 
— В первую очередь обучение. Мы играем в 3-4-3. В обороне в этой схеме чаще всего будет игра один в один. То, чего не хватает российским футболистам, которые с детства привыкают к подстраховке. Игра один на один стимулирует ребят. Они учатся правильно играть позиционно и вести борьбу так, чтобы никто даже не думал, что можно проиграть единоборство. Мы оцениваем единоборство как одну из главных фундаментальных вещей в футболе. Много над этим работаем.

— Получается, защитники не уходят от ответственности. 
— У них даже не должно быть вариантов в голове: «Пусть меня обыграют, у меня есть подстраховка». Каждая борьба должна быть жесткой, в каждом игровом эпизоде ребята должны быть сконцентрированы, должны чувствовать ответственность.

— И всё же откуда у вас возникли такие тренерские идеи? 
— В первую очередь это из-за подбора ребят. С 2005 годом я работаю уже пятый год. У нас качественная команда, есть большая группа действительно талантливых ребят. При правильном их отношении к футболу и нашей тренерской помощи они могут стать классными футболистами. 

Порядка двух лет мы играли в 4-3-3, но потом я понял, что нужно двигаться дальше, нужно развитие. Мы попробовали центрального защитника передвинуть в зону опорного полузащитника и создали для нас преимущество в середине, что очень сложно для обороны соперника. Дальше стали искать варианты — создали три в три в обороне, организовали преимущество в центральной части поля с акцентом на игру в одно-два касания, чтобы быстро проходить середину и разворачивать атаки с фланга на фланг за счет лишнего игрока в середине, в атаке тоже получается игра один в один при подключении одного из центральных полузащитников, что облегчает задачу при создании голевых моментов.

— Раньше в Академии было четкое правило с игрой в одной схеме 4-3-3. Отходить от этой схемы было нельзя. И это правило с недавних пор отменил Андрей Аршавин. Именно тогда решились на эксперименты? 
— Моя позиция на этот счет такова: ребята в Академии должны попробовать как можно больше. Далеко не обязательно они попадут в ту команду, которая будет играть 4-3-3. На это вообще мало шансов. Сейчас куча разных схем, в которых игроки одной и той же позиции имеют разные роли. Поэтому моя задача как тренера — подготовить их к взрослому футболу. Если центральный защитник скажет, что знает только, как встречать и страховать, и будет готов играть только в одной схеме, то ему будет очень тяжело показать себя, например, на просмотре в другой команде. Никто не будет ждать, пока он проявит себя, — дадут две недели, и всё. Учить и подсказывать уже никто не будет. Таковы реалии взрослого футбола. Соответственно, чем больше в Академии мы создадим для ребят разных ситуаций — игровые схемы и упражнения, — тем выше у них будет готовность проявить себя в короткий срок и подписать контракт.

— Это любопытно. Голландская система, которая много лет существовала в Академии «Зенита», подразумевает именно схему 4-3-3, в которой молодые игроки развиваются всесторонне. На практике это не совсем так? 
— Я согласен, что это универсальная схема. Но так же, как и в профессиональных клубах, в командах разных возрастов в Академии оказывается разный подбор футболистов. К примеру, команда не может набрать четырех высококачественных защитников, но у нас есть три. И есть действительно талантливые ребята, играющие в центральной части поля. Почему я должен ставить защитника, у которого меньше качеств для того, чтобы стать профессиональным футболистом, чем у центрального полузащитника? Так что нужно отталкиваться от подбора игроков. Если в составе есть перспективный футболист, то он должен играть, а не сидеть. 

У нас получилось так, что был левый центральный защитник с сильной правой ногой. Нам пришла в голову идея попробовать его в центре поля. И он стал лучше развиваться. Получается, что мы дали развитие ребенку. И вот мы попробовали расставить ребят в схеме, которая им ближе по качествам, и получилось достаточно хорошо.

— «Зенит» всегда ставит самые высокие цели даже на уровне Академии. Как вы сочетаете свои эксперименты с задачей достижения результата? 
— Мне повезло, потому что ребята действительно талантливы. Даже сейчас, проводя параллели с другими командами, этим ребятам интересен именно футбол. Я вижу, что в каждой тренировке и игре они получают удовольствие от того, что происходит. Их можно поставить в любую схему. Они будут играть на сто процентов.

— Мне кажется, что мысль про то, чтобы в Академии игрок попробовал как можно больше, очень логичная. 
— Нам еще голландский руководитель Академии Луи Кулен говорил «backpack», то есть мы здесь собираем для ребят рюкзак, который они возьмут с собой во взрослый футбол. Если руководство позволит и дальше работать с этой командой, то мне хотелось бы продолжать заниматься их развитием. Не секрет, что у нас время от времени происходят перестановки. Если у меня будет время, то мы обязательно попробуем что-то еще, чтобы пополнить их копилку знаний. 

Что касается результата, то в последнее время он складывается из того, что наши соперники не готовы к нашей игре, им нечего противопоставить нашей игре в атаке. В тренировочном процессе мы уделяем много времени нашей модели игры. Много ситуаций создаем и по обороне. Мы часто используем единоборства один в один и два в два — это основа обороны. Что касается модели, то под нее очень сложно подстроиться по ходу матча. Для любого тренера понятно, как обороняться против 4-3-3.

— Тем более что практически вся ЮФЛ играет по этой схеме. 
— Мы действуем более креативно, не говоря уже о действиях ребят, которые обладают нестандартным мышлением. Это большая сложность для соперника. И года полтора-два мы этим очень удачно пользуемся.
img
img