11:00, 11 февраля 2022 года
11:00, 11 февраля 2022 года

Андрей Аршавин: «Мы хотим, чтобы всю индивидуальную работу ребята делали охотно, — только так это будет работать»

Заместитель генерального директора по спортивному развитию — о работе «Газпром»-Академии и развитии молодых футболистов для сайта сине-бело-голубых.

Андрей Аршавин: «Мы хотим, чтобы всю индивидуальную работу ребята делали охотно, — только так это будет работать»
— 2021 год — удачный для «Газпром»-Академии?
— Да, потому что наши команды победили в пяти первенствах из шести возможных на уровне детско-юношеского футбола. На самом деле много позитивных моментов. Мы рады, что у нас Ярослав Михайлов уехал в «Шальке». Очень радует, что Кравцов закрепился в главной команде, хотя сейчас мы хотели бы, чтобы он получал игровую практику в аренде. Наши вратари Одоевский и Бязров тоже хорошо освоились в главной команде. Плюс — Дима Васильев и Данила Хотулёв отправились в «Оренбург».

— После успехов 2021 года практически у всех команд, за исключением команды 2007 года рождения, пошел небольшой спад. На ваш взгляд, с чем связана эта тенденция?
— В командах разные ситуации. Если брать 2004 год — наша команда, которая раскрошила всех в ЮФЛ, — то здесь на результат повлияло то, что несколько футболистов из этой команды стали играть за молодежку. И конечно, не мог не сказаться уход талантливого тренера Дмитрия Владимировича Полякова. Все эти факторы повлияли, поэтому сначала игра не ладилась, команда буксовала, но к концу года набрала ход. То, как они сейчас тренируются, мне очень нравится. Думаю, в тройку должны попасть. Что касается команды 2005 года, которая всегда считалась одной из самых перспективных в нашей Академии… Там много талантливых ребят. Но, как оказалось, в длинных турнирах нам не хватает скамейки запасных. Мы оказались к этому не готовы, от этого результат такой же, как и у 2004 года. Хотя мы всё равно ожидали, что эта команда будет бороться за чемпионство. «Зенит»-2 и тот состав, который сейчас есть, балансировал на грани шестого места. Но, к сожалению, качнулось не в нашу пользу. Частично возложу здесь вину на себя за это, потому что, возможно, немного неправильно сформировал состав. «Зенит»-м тоже сейчас играет чуть хуже, чем мы бы хотели. Илье Родионову и Акиму Белохонову пока еще трудно освоиться в молодежной команде. Мы разбираемся, с чем это связано. Взять всех тех, кто до лета хорошо играл: Женя Ким мучился с травмами, в «Зените»-2 Вахания лечился четыре месяца — травма плеча. Это просто объективные факторы, которые, наверное, повлияли на те результаты, которые мы показали во второй части сезона.

— Такой спад после побед может многому научить ребят. Иногда даже говорят, что такие спады более полезны, чем сами победы. Насколько вы согласны с этим высказыванием и удается ли ребятам справляться с теми сложностями, которые навалились на них в конце года?
— Если мы возьмем 2004 год, то я говорил об этом с ребятами. Когда выигрываешь всё, то не хочешь никуда уходить, переходить, хочешь просто выходить играть и работать с этим тренером. Но во взрослой карьере это бывает очень редко. Я им сказал: «Вы столкнетесь со множеством тренеров, с разными ситуациями». Это для них определенный опыт. Здесь нет какого-то правильного выхода из этих ситуаций. Я в любом случае считаю, что они должны стремиться к победам, вырабатывать характер победителей. А то, что поражения или какие-то другие сложные ситуации приносят больше пользы, — может быть. Мы живем как живем, ничего специально не делаем искусственно. Все ситуации, которые к нам приходят, мы стараемся использовать с выгодой для себя, и по мере того, куда хотим дальше двигаться, мы принимаем решение.

— Переход футболистов на год младше в более старшие команды. Как относитесь к такой практике?
— В нашей Академии есть сторонники того, что все должны четко переходить год в год, а кто-то, наоборот, защищает позицию, что, если ты сильный, не надо смотреть на возраст, ты должен играть там, где тебе по силам. Хотя бывают разные случаи. Например, если взять ситуацию Марьянова. У нас не было левого защитника, не хотелось никого покупать, и пришла идея посмотреть его на сборах, дать ему возможность поиграть левого защитника, хотя его основная позиция — фланговый нападающий. Тогда и решили оставить его и никого не приглашать. Но, к сожалению, в игре за ЮФЛ он получил травму и полгода пропустил. После травмы он выглядел не лучшим образом. Мы отказались от этой идеи левого защитника и оставили его в нападении. В этом году всё уже совершенно наоборот. Он выглядит как один из лучших игроков нашей команды, хотя всё равно на год младше костяка команды. Если смотреть на Акима [Белохонова] и Илью [Родионова], то тут трудно пока сказать однозначно, в плюс или в минус ребятам это пошло. Касимова мы перевели в «Зенит»-2. Он у нас играл в ЮФЛ, и планировалось, что он будет играть за «Зенит»-м, но после того, как Саба Сазонов перешел в «Динамо», было принято решение дать Касимову «набить шишек». Сложно сказать, пошел ли этот переход ему на пользу, но Владислав Николаевич Радимов меня уверяет, что сейчас после перерыва мы увидим другого Касимова. До этого он выглядел не лучшим образом, но мы и понимали, что он будет совершать ошибки. Это наши риски. Получается, что у нас к каждому футболисту индивидуальный подход. Какие-то конкретные ситуации подталкивают нас кого-то перекидывать чуть постарше. В целом мы будем стремиться к тому, чтобы это были единичные случаи. Хотя если брать Васильева, который начал в ЮФЛ, то он сыграл сначала за «Зенит»-2, потом стал играть за «Зенит»-м. Сейчас он будет играть уже за основную команду «Оренбурга». Этот пример показывает, что всё возможно. Всё зависит от каждого конкретного футболиста. Хотя могу сказать, что Васильеву будет попроще во взрослом футболе, потому что он мощный. Таким, как Родионов или Вершинин, будет посложнее изначально, но потом они могут этот уровень потянуть.

— Этой зимой на сборы с основной командой отправились Саусь и Ким. На ваш взгляд, это больше задел на будущее, чтобы посмотреть их, или уже сейчас ребята имеют потенциал, чтобы привлекаться к играм основной команды?
— Женя Ким наряду с Ярославом Михайловым — два основных столпа 2003 года рождения. Женя Ким сильно провел концовку прошлого чемпионата. Но после он получил травму за сборную России. То играл, то не играл, но забил красивый гол в ворота молодежки «Челси». И раз есть интерес к Кириллу Кравцову, я посоветовал посмотреть и Женю Кима. Он смог бы в тренировочном процессе заменить Кирилла. А Кравцову мы бы открыли дорогу немного по другому пути. Дать шанс ему играть где-то, а не сидеть на скамейке. По Саусю — тренеры совместно обсудили, кого можно пригласить на сборы, и приняли такое решение.

— Если говорить про историю с Ярославом Михайловым, прошло уже полгода. Можно ли подводить итоги его пребывания в «Шальке» и стоит ли ожидать подобных историй в будущем?
— Хотелось бы нацелиться на то, чтобы наши футболисты после Академии уезжали играть в сильные лиги. Посмотрим, как это произойдет с Ярославом. Мы ездили на один из матчей «Шальке». Конечно, меня настораживает, что он не так много играет, как это было в начале сезона, но в целом он хочет продолжать. Сказал, что если «Шальке» захочет оставить его у себя, то он готов остаться. 

— Можно ли уже оценить его прогресс? 
— Я не видел его непосредственно в тренировочном процессе, но коллеги из «Шальке», с которыми мы постоянно на связи, очень высоко оценивают его подготовку — он самый молодой в основной команде. Сейчас в матчах он играет не так много, как в начале, потому что на сборах 2003 года получил травму. Но по тем футболистам, которых я вижу в «Шальке», мне кажется, он может создать им конкуренцию. Сейчас он в хорошей форме, постоянно получает вызовы в сборную, и у него будут шансы себя проявить. Я надеюсь, что до конца чемпионата он еще сможет сыграть игр пять-шесть.

— В рамках обмена с «Црвеной Звездой» была возможность как у их академии оценить наши таланты, так и у нас посмотреть и оценить уровень футболистов из Сербии. Какие перспективы у этого сотрудничества?
— Тут немного сложнее. Во-первых, за «Зенит»-2 не могут играть легионеры. Плюс — контракты усложняют задачу. Но мне кажется, что с другими академиями мы тоже сможем организовать такой краткосрочный обмен. Для пацанов это классный опыт. Они попадают в другие условия, а после могут передать свой опыт команде. Если мы сможем развить такой обмен с греками, испанцами, чехами, то будет интересно.

— Одна из особенностей перехода из молодежного футбола в профессиональный — резкий рост зарплат. Насколько эта проблема реальна и возможно ли нейтрализовать сложности с этим? 
— Как я видел, такое происходит не только в России. У любого молодого человека в любой стране это может произойти. В «Зените»-2 не платят таких больших зарплат, поэтому здесь никаких больших проблем не может быть. Что касается основы, то и там мы стараемся не делать никаких резких шагов. К тому же если брать ребят, которые туда уже перешли, то никаких слухов о том, что они резко изменились или как-то себя не так ведут, нет. 

— Идеальный футболист Академии или молодежной команды — какой он? Чего вы ждете от них?
— Я хочу, чтобы у каждого была своя яркая индивидуальность. Чтобы был характер, не всегда даже покладистый. В целом мы хотим видеть наших футболистов воспитанными, образованными, хорошо играющими в футбол. 

— Как вы относитесь к индивидуальным тренировкам футболистов? 
— Если ты любишь футбол, то индивидуальные занятия никогда не бывают в перенагрузку. Я очень люблю футбол и никогда не думал, устал я или нет. Внутри нашего департамента мы организовали маленький отдел по индивидуальной работе. Думаем, что это принесет пользу, если будем работать над персональными качествами футболистов. Но, разговаривая с одной группой футболистов, я сразу сказал: «Если мы сделаем список упражнений, а вы не хотите его делать или он вам не нравится, то скажите». Мы не хотим насаждать то, что не принимает игрок. Если игроку это будет эффективно, будет приносить пользу, он сам загорится этим. Если мы будем просто давать задания, которые надо делать как робот, то мы просто попусту потратим время. Мы хотим, чтобы всю индивидуальную работу, которую мы продумываем, ребята делали охотно, им хотелось это делать. Только так это будет работать.
img
img