13:06, 24 апреля 2020 года
13:06, 24 апреля 2020 года

Дмитрий Радченко: «Я вижу, как наши тренеры растут, прибавляют. Мы все работаем как единый кулак»

Тренер нападающих «Газпром»-Академии — о работе на карантине, воспитанниках в «Зените» и школе «Смена».

Дмитрий Радченко: «Я вижу, как наши тренеры растут, прибавляют. Мы все работаем как единый кулак»

— Уже месяц, как мы все живем в новом режиме. Тяжело адаптироваться?
— Конечно, ситуация неординарная. Непривычная для всех тренеров Академии, потому что мы с этим сталкиваемся впервые. Но мы здорово из нее выходим, получаем полезный и познавательный опыт. Каждый день мы встречаемся с тренерами по скайпу, проводим семинары, обсуждаем какие-то текущие вопросы по тренировочному процессу, по индивидуальному развитию игроков, и это, я уверен, принесет плоды в будущем. Мы все вместе приходим к общему знаменателю: это здорово.

— К чему привыкнуть сложнее всего: к работе или к повседневной жизни?
— Мне, наверное, адаптироваться проще в силу моей футбольной карьеры. Вся жизнь в разъездах, вся жизнь в сборах, постоянная смена обстановки. Смена городов, команд, стран. В этой ситуации я адаптировался хорошо, сложностей не возникло.

— В соцсетях много говорят о закрытых парикмахерских. Кто-то отращивает волосы, другие, наоборот, налысо стригутся. Вы свой вариант уже выбрали?
— Действительно, проблема в целом есть, но не для меня! Мой вариант прежний: я не стригусь, отращиваю волосы, так что пока меня это не коснулось.

— Есть мнение, что в любой проблеме можно найти возможность. Какие возможности вы нашли для себя на карантине?
— Да, сложности иногда бывают. Например, личное общение с людьми: не по телефону, не по интернету. Для меня лучше всего это делать с глазу на глаз, да и вообще день был весь расписан. Как-то нужно было выйти из этой ситуации. И, конечно, здесь можно найти позитив, найти выход. Получилось найти новые методы общения, решения повседневных дел, которые раньше не использовал.

— Держите связь с воспитанниками Академии? Как они переживают карантин?
— Мы всегда с ними на связи. Они работают на дому, тренеры команд всё контролируют, и мы в курсе всех дел наших мальчишек, которые находятся на карантине: чем они занимаются, как поддерживают не только физическую, но и моральную, психологическую форму. Конечно, у нас есть и информация по их домашнему обучению: нас, как тренеров, это очень волнует, и мы стараемся уделять этому побольше внимания.

— С момента вашего стиха про коронавирус, где вы посмеялись над челленджем с туалетной бумагой, прошло много времени. Никто так и не смог удивить вас чем-нибудь в соцсетях?
— Пока нет! Каждый что-то придумывает, каждый что-то делает, но без большого толку.

— У нас, например, футболист команды U-12 Никита Магидов выпустил два пятиминутных видео с упражнениями на карантине. Он занимается гимнастикой помимо футбола и решил помочь ребятам эффективным комплексом упражнений.
— Пока, к сожалению, не видел, посмотрю после интервью! Но что касается спорта — это здорово, что ребята общаются, что-то демонстрируют. Мне такие ролики ближе.

— Вернемся к тренировкам. Как организована работа ребят на карантине?
— Они знают, что им делать, держат связь с тренерами по физподготовке, которые дают им задания. Конечно, футбол в первую очередь — это бег на улице, коллективные упражнения, и, к сожалению, сейчас это невозможно. Но с тренерами по физподготовке можно продолжать работать, и какие-то упражнения с мячом они делают дома.

— Занятий на поле тем не менее должно не хватать.
— Да, но у нас есть все программы на момент возобновления футбола. Каждый тренер из Академии знает, как после такого периода в разных возрастах — у нас есть и юношеская Академия, и профессиональная — подготовить и вывести ребят на оптимальный уровень подготовки к соревнованиям. Будем выходить из этой ситуации как можно быстрее. Понимаем, в какой ситуации находятся ребята, и наверняка все вместе мы найдем из этого выход и в короткие сроки приведем мальчишек в нужное физическое и психологическое состояние.

— Как вообще организована работа с тактикой в Академии? Есть ли философия, которой придерживаются команды?
— Это тоже зависит от возраста, но в целом, конечно, есть. У нас есть годовой план, микроциклы, которых мы придерживаемся. Мы всё время анализируем и ищем, что можно улучшить.

— Какие ключевые элементы в этой философии? Что можно назвать зенитовским стилем игры?
— Мы все придерживаемся определенной схемы — 4-3-3. Мы обязательно играем в атакующий футбол, стараемся играть первым номером.

— Насколько тяжело выдерживать эту линию с учетом разных характеристик отдельных игроков? Например, если в команде центральный нападающий высокого роста, игроки наверняка привыкают к большому количеству навесов.
— Мы не придерживаемся каких-то конкретных игроков, которые всегда бы играли в стартовом составе. Наша задача — развивать всех футболистов, сделать их профессионалами. И к любому игроку можно подобрать упражнения, которые будут более эффективными в данной команде: нападающий высокого или маленького роста, скорость крайних нападающих. Средства можно подобрать, но философия должна быть единой.

— В сравнении с другими европейскими странами кажется, что футболисты команд РПЛ реже идут в обводку, предпочитают играть в пас назад при столкновении с защитником. Это особенность или проблема нашего футбола?
— Мы прекрасно понимаем, что футбол шагает вперед. На мой взгляд, футбол в тактическом плане очень сильно прибавил, как и в физическом плане. Поэтому, наверное, эти креативные игроки, которые в маленький промежуток времени могут оценить ситуацию, обыграть один в один или что-то придумать, — как Лионель Месси — очень ценятся. Футбол стал быстрее, поэтому и кажется, что многие футболисты быстро избавляются от мяча, не идут в обводку. Но это не так. Именно в тактическом плане все команды выросли, свободного пространства нет, все играют плотно и компактно. Поэтому и создается такое впечатление. А те футболисты, которые могут выйти из такой ситуации, ценятся намного больше.

— Как эта проблема решается в Академии «Зенита»?
— Я вижу, что мы не стоим на месте, всё время прогрессируем. В тренерском плане мы очень сильно прибавили за счет того, что мы все вместе всегда анализируем, что можно улучшить. Та проблема, о который вы сказали, — мы ее видим, она существует. Стараемся больше уходить к индивидуальным работам с игроками, ездим в другие академии на стажировки — это одно из главных преимуществ нашей Академии. Мы прекрасно знаем, как работают Академии в России и Европе, вся информация есть. Но самый главный плюс — у нас практически не поменялся тренерский состав в Академии. Я вижу, как наши тренеры растут, прибавляют, и это здорово. Мы все работаем как единый кулак.

— Вы хорошо знаете особенности испанского футбола — помогает?
— Конечно, иногда помогает — опыт у меня есть. Но, с другой стороны, необходимо учитывать и разницу менталитета, адаптировать зарубежные практики, а не просто копировать их. Часто дискутируем на эту тему, потому что у меня после семнадцати лет работы в Испании тоже сложилось какое-то свое мнение. Часто оно помогает, но при этом важно находить что-то свое и пользоваться теми наработками, которые полезны именно для наших мальчишек.

— В «Зените» дебютировали Шамкин, Прохин и Мусаев, воспитанников постоянно привлекают к тренировкам. У нового поколения хорошие шансы закрепиться в основе?
— Шансы были и раньше. Сейчас сложилась ситуация — нужно отдать должное Сергею Богдановичу Семаку. Он дал шанс молодым ребятам, не побоялся выпустить, взять на сборы. Эти ребята одаренные, но и раньше были талантливые поколения. Все говорят: у нас нет воспитанников. Но вот вышли 17-летние ребята, как нет? В матче они смотрелись очень прилично, на уровне. Проблема нашего футбола в целом, не только «Зенита», в том, как их развивать. Тогда они станут хорошими футболистами, помогут основной команде. Эта проблема существует во всех командах. А мальчишек способных много: я прихожу на работу к девяти утра и их вижу.

— Мы часто спрашиваем воспитанников Академии о том, кто для них главный ориентир. Почти все называют Роналду. Согласны с выбором?
— Мне больше нравится Месси. Да, Роналду много работает над собой и поэтому на протяжении двух десятилетий борется с Месси за звание лучшего игрока мира. Но сейчас футбол на таком уровне, что талант тоже очень много значит. На мой взгляд, он выше у Месси — в креативности, в принятии решений.

— Мы недавно рассматривали фотографии Академии из начала двухтысячных — изменения поразительные. Вы помните «Смену» еще в советский период.
— Это были совершенно другие времена. Конечно, школа «Смена» была у всех на слуху, это была и есть лучшая школа в городе. Не только по инфраструктуре, но и по обучению, по развитию юных футболистов. Поэтому много воспитанников играли в первой команде «Зенита». Когда я только приходил в «Смену», у меня в голове была мысль попасть в первую команду, потому что у меня были наглядные примеры. Это была главная задача. Да, в городе были и другие сильные коллективы: СДЮСШОР «Зенит», «Красный Треугольник», «Турбостроитель». Но все футболисты и тренеры всегда работали на одну команду — «Зенит».

— Назовите три главные вещи, которые изменились с того времени.
— Сложный выбор, очень многие вещи. Наверное, назову инфраструктуру, методический подход и информацию по развитию игрока и тренера.

img
img