12:00, 02 февраля 2020 года
12:00, 02 февраля 2020 года

Бранислав Иванович: «В этом сезоне победителю чемпионата вручат новый кубок. Очень хочется взять его первыми»

Капитан сине-бело-голубых в большом интервью рассказал о любви к «Зениту» и его болельщикам, своем отношении к нововведениям в футболе и о том, как пообещал Юрию Жиркову привезти танк из Сербии.

Бранислав Иванович: «В этом сезоне победителю чемпионата вручат новый кубок. Очень хочется взять его первыми»
— Начнем с фотографии, которая появилась в марте 2019-го. Вы же знаете, кто с вами рядом?

53921811_631992687245829_3700010896134369275_n.jpg

— Да, конечно, это Милош Бикович, сербский актер. Встретились с ним один раз в самолете, сфоткались. Он очень популярен и в Сербии, и в России. У наших стран очень хорошие отношения. Бикович — один из тех людей, кто хорошо показал себя в российском кино.

— Вы смотрели «Холоп», один из самых кассовых фильмов в российской истории?
— Нет, с его участием — только «Лед» и «Отель „Элеон“». Обещаю, что теперь посмотрю и «Холопа».

— Давайте теперь о вас. Первое, чему мы больше всего удивились по дороге, — ваш новый имидж. С чем это связано?
— С жаркой погодой на сборах и большим количеством тренировок. С такой прической работать гораздо проще. Не надо голову по два раза в день мыть (смеется). Но ничего, волосы быстро отрастут, и все скоро будет с моей внешностью по-старому. 

PZ_012965_00025_0h.jpg

— Вы приезжали как-то на сборы с бородой, сказав, что забыли машинку. Такая смена имиджа — это борьба с монотонностью?
— Да. Плюс мы много тренируемся каждый день — с длинными волосами было бы неудобно.

— Как капитан, как бы вы оценили атмосферу в команде сейчас?
— Тот отрыв от соперников, который мы имеем в таблице, позволяет нам работать спокойнее. При этом важно ни в коем случае не расслабляться. В данный момент все абсолютно нормально — отношение к работе, мотивация. 

— Шутки в команде, Дзюба на воротах после тренировок — это признак того, что в команде царит позитив?
— Все это способствует хорошей атмосфере. К тому же все это происходит после тренировок — когда есть время и возможность пошутить, создать классную атмосферу. Хотя работа у нас идет серьезная. Конечно, болельщикам все это не так интересно — они обращают больше внимания как раз на шутки и атмосферу. Но на самом деле у нас каждый день по две серьезные тренировки.

***

— Вы в «Зените» уже три года. Можно ли сказать, что за это время привыкли к городу, команде?
— Я довольно быстро, в первые же месяцы, привык и к городу, и к жизни в Петербурге. Чувствую себя очень хорошо. Доволен всем, что происходит и в клубе, и в команде.

— Ярослав Ракицкий сказал: «Болельщики „Зенита“ — крутые!» Поддержите эту цитату?
— Как только я перешел в «Зенит», сразу сказал, что болельщики здесь уникальные, ведь у них всего один клуб на такой большой город. При всем уважении к поклонникам других команд, «Зенит» — это что-то особенное. Фанаты очень стараются, «Зенит» является самым посещаемым клубом в России. Болельщики дают нам силы. Даже когда мы играем на выезде — например, на холоде в Казани — и ты видишь, сколько человек приехало поддержать команду, ты понимаешь, что это, наверное, настоящая любовь. Эти люди любят «Зенит» даже больше, чем сам футбол. Я горжусь ими. Когда мы ощущаем их поддержку, мы стремимся сделать все для того, чтобы победить и сделать их счастливыми.

— Вас восхищают акции болельщиков вроде тех, что они устраивали перед матчем с «Фенербахче» или когда встречали команду в Пулково?
— Конечно. Они хотят показать, насколько для них важен «Зенит». Им важно, чтобы игроки, в том числе легионеры, почувствовали, как сильно они любят клуб. Мы понимаем и уважаем это, стараемся в ответ добиваться побед.

— Со стороны создается впечатление, что вы еще и наслаждаетесь временем, которое проводите вместе с Юрием Жирковым. Вы словно одноклассники — и шутите друг над другом, и постоянно поддерживаете. 
— Ну, не совсем одноклассники, Юра все-таки постарше! Да нет, конечно, он великолепный парень. Я очень рад, что мы с ним дружим. Нам легче вместе проходить сборы. У нас много общих интересов, наши семьи дружат.

— Насколько глубоко вы погрузились в военную тематику?
— Спасибо за вопрос! До перехода в «Зенит» у меня были довольно общие знания о Второй мировой войне. Сейчас-то я уже специалист — узнаю генералов по телевизору! С Юрой это круглосуточная тема. Он все время, как только находится свободная минутка, смотрит или читает про войну — по телевизору, на телефоне, компьютере. 

600x400_0_1ada286d38e8016455a658f27f5ca315@5760x3840_0xac120003_11139349851566907688.jpg

— А есть ли в этом плане обратная связь? Может быть, Юрий уже знает наизусть карту Сербии или, например, изучил фильмы Кустурицы?
— Нет, я не очень разбираюсь в этом. Но сказал Юре, что, если все получится, привезу ему из Сербии танк!

— В матче с «Зальцбургом» вы действовали в паре с Прохиным. Как вам игралось вместе с таким молодым парнем?
— Очень хорошо для будущего клуба и самих ребят, что они здесь, с нами. Ни одна команда в мире не может быть без своих воспитанников. Например, сила «Манчестер Юнайтед» во все времена была в игроках из академии. То, что молодые ребята имеют возможность тренироваться с нами, — большой плюс. Игровая практика также очень важна. 

Им предоставляется шанс заявить о себе. Они учатся каждый день. Все парни очень хорошие, работают, стараются, слушают. У них все впереди! Я стараюсь помогать им чем могу. Видно, что как футболисты они растут, даже если сравнивать с прошлыми сборами. Они сами уже чувствуют себя спокойнее, расслабленнее. Стараются, показывают себя. Прохин — совсем молодой защитник, ему пока не хватает опыта. Но все остальное уже при нем. 

— Как вам кажется, сейчас молодым игрокам сложнее достичь высокого уровня? Когда вам было 17–18 лет — это было проще?
— Тяжелый вопрос. В мое время старшие игроки больше душили, прессинговали нас, молодых. Сейчас все более расслабленно. Времена поменялись. У каждого свой путь на вершину. И оба пути — что в мое время, что сейчас — очень сложные. Посмотрим, что получится. А пока пусть ребята работают, развиваются.

— Теперь, получается, все в большей степени зависит от самого молодого игрока, того, как он сам себя держит, так?
— Есть игроки, которые развиваются от того, что на них давишь. Есть, наоборот, такие, которых надо постоянно поддерживать. Молодым всегда сложно переходить во взрослую команду. Мяч и поле вроде бы такие же, но решения нужно принимать быстрее. Конечно, нужно время, чтобы привыкнуть. Но вместе с тем ты растешь.

— Кому вы благодарны за переход из юношей во взрослые игроки?
— В мое время игрок в 23–24 года считался еще молодым. Сейчас же в этом возрасте уже необходимо достигать основного состава, а молодыми считаются те, кому до 19. Да, и раньше были ребята, которые в 18–19 уже играли за основу, но таких было всего трое или пятеро в мире. В мои первые месяцы в «Локомотиве» для меня очень многое сделал Славолюб Муслин — он верил в меня, поддерживал. В «Челси» я перешел в 24, и меня тогда еще считали молодым. Говорили: «Подожди год-два, придет твое время». Там мне очень помогал Шевченко. Так что в разные периоды были люди, которые помогали мне и которым я очень благодарен. 

— В России как раз принято считать, что в 24 игрок еще молодой, а в 18–19 — вообще еще юнец. Почему так, как вам кажется?
— Думаю, в 24 года игрок еще молодой. Я как раз заиграл в 24, а до этого — учился. И с защитниками, и с нападающими важно терпение. Важно давать им шанс, регулярно выпускать на поле. Остальное придет.

PZ_012955_00022_0h.jpg

***

— За вашу карьеру в футболе произошло много перемен. Что вам нравится, а что, может быть, не очень? Что скажете о VAR, например?
— Мне не нравится и никогда не будет нравиться VAR. Для меня это не футбол. Так вообще можно дойти до того, что убрать судью с поля и играть как в компьютерной игре. Ошибки случаются у всех. Знаете, это то же самое, как если бы защитник терял мяч, команда пропускала гол, а потом говорила бы: «Нет, так не пойдет, верните нам мяч». Так что я против VAR. Футбол — такая игра, в которой соперника можно обмануть. Если судья не ошибается специально, то VAR не нужен.

— В Англии же вообще при офсайде считают каждый миллиметр. 
— Я не понимаю этого. Если бы в футболе не было ошибок, «Реал» бы не выиграл Лигу чемпионов 13 раз. И «Барселона» бы столько титулов не взяла. Но раз уж приняли такое решение, значит, мы должны адаптироваться и привыкать. Мое мнение: футбол без VAR лучше. VAR убивает эмоции: игрок, забивший мяч, успевает отпраздновать гол, а потом судья через три минуты говорит ему, что гол не засчитан. Футбол — живая игра, нужно давать ей идти. Сейчас больше говорят про VAR, а VAR — это же лишь маленькая часть футбола, значительно менее важная, чем сама игра.

— Постоянно происходят какие-то трансформации в еврокубках. Сейчас УЕФА планирует ввести третий еврокубок. Как вам такие перемены?
— Когда в футбол пришли большие деньги, он очень изменился. Для всех в первую очередь важен результат. У ФИФА, УЕФА много денег, а турниров мало. Но мне кажется, что чрезмерное количество игр плохо сказывается на футболе. В Англии проводят по 50–60 матчей за сезон. В результате игроки получают больше травм. Они не защищены. В будущем в футбол, наверное, будут играть каждый день. Уже сейчас в национальных чемпионатах играют чуть ли не ежедневно. Ты можешь играть на 3–4-й день, но не постоянно.

— По-вашему, какое количество матчей является оптимальным?
— В России сейчас большой перерыв — думаю, можно было бы добавить несколько игр. А вот в Европе количество матчей надо сокращать, чтобы игроки были более сконцентрированы на тех матчах, что уже есть в календаре. Когда игр становится слишком много, может потеряться желание побеждать. 50 матчей за сезон во всех турнирах — это максимум. Как-то в «Челси» у меня был сезон, в течение которого я провел 70 матчей, учитывая игры в сборной. Это много. Можно сыграть таких 1–2 сезона, но постоянно — очень тяжело. Без травм не получится — это природа человека.

— Лига наций УЕФА. Вы поняли, что это такое?
— До сих пор нет. Да никто не понял. Все эти соревнования меняют, потому что хотят, чтобы футбол улучшался. Но Лига наций, по-моему, ничего не улучшила. Конечно, теперь шанс попасть на чемпионат Европы получили маленькие команды. Но теперь, мне кажется, тот факт, что ты отобрался на Евро, — это никакой не успех. Ведь теперь попасть туда можно и через Лигу наций, и через отборочный турнир, и так, и эдак.

— Как вам постоянное увеличение участников чемпионатов мира и Европы?
— Здесь важно определиться с целью. Нужно, чтобы пришло как можно больше людей? Тогда сделайте такой чемпионат мира, в котором участвовали бы вообще все команды, без отбора. Сейчас на Евро будут 24 сборные — тоже, по-моему, никакого особенного достижения нет в том, чтобы войти в это число. Просто всего несколько команд не попадает на турнир, вот и все.

— В России сейчас активно обсуждают вариант с расширением Премьер-лиги до 18 команд.
— У России есть возможности для этого. Необходимо, чтобы клубы, пополняющие лигу, были финансово стабильны. Все зависит от погоды. Но в целом я поддерживаю расширение. Главное, чтобы клубы не разваливались, как вот, например, «Тосно» недавно. Есть города, которые соскучились по футболу и хотят видеть у себя большие команды — «Зенит», «Спартак» и другие.

***

PZ_012244_00101_0h (1).jpg

— Юрий Жирков шутит по поводу своего возраста, мол, вон японец Миура, которому 52, играет до сих пор. Значит, у меня еще все впереди. Что вы думаете по этому поводу?
— Юра сказал, что это шутка, но я так не думаю (смеется). Я так далеко не заглядываю. Всегда мотивирую себя на следующий сезон. Пока что я хочу выиграть чемпионат с «Зенитом». Если станем чемпионами второй год подряд — это будет большой успех для нашей команды. Мы вылетели из Европы, зато теперь у нас есть особая мотивация выиграть Кубок. Это необычный турнир, все решает одна игра, один плохой день может все перечеркнуть, но у меня есть достаточно мотивации, чтобы постараться его выиграть. После сезона — посмотрим. Сейчас я сконцентрирован на второй части чемпионата.

— Как вы находите в себе мотивацию, учитывая количество выигранных трофеев?
— Фрэнк Лэмпард как-то сказал, что трофеи порождают зависимость — хочется выигрывать все больше. Оглядываясь на свою карьеру, могу сказать, что горжусь всеми добытыми победами. «Зенит» — команда, которая всегда борется за титулы. Это дает игроку в моем возрасте большую мотивацию. Кстати, в этом сезоне победителю чемпионата вручат новый кубок. Очень хочется взять его первыми. Кубок России «Зенит» тоже давно не выигрывал. И Суперкубок. Всегда есть что-то такое, что тянет тебя вперед. До 52 лет (смеется). Другой вопрос, что на это тебе скажет твое тело.

— Один из игроков «Зенита» год назад рассказывал, что вы для него — пример человека, нацеленного на трофеи. В одном из матчей вы бежали рядом с арбитром и кричали ему, что хотите стать чемпионом, а он свистит офсайд.
— Я всегда говорю, что судей необходимо лучше обучать и повышать уровень их работы. В футболе очень много всего на кону — деньги, трофеи. Уровень арбитров должен соответствовать. Нужно, чтобы судьи были ближе к футболистам, знали их внутреннюю кухню. Вот мы здесь тренируемся сейчас два месяца, а потом выйдем на матч, а там судья свистит, не свистит, не выспался или еще что у него. Всякое, конечно, бывает, с судьями. Но все равно, это та часть игры, которую я люблю!
img
img