12:55, 23 марта 2016 года
12:55, 23 марта 2016 года

Иван Шабаров: «Отличительной чертой академии „Аякса“ является менторская система»

Тренер «Зенита» U-17 — о стажировке в футбольной школе «Аякса», новшествах, которые можно применить в зенитовской Академии, а также ближайшем турнире команды в Италии.

— Вы в составе делегации Академии прошли стажировку в «Аяксе». Какие впечатления остались от системы подготовки футболистов голландского клуба?
— Впечатления самые положительные. Отношение к нам со стороны руководства «Аякса» и тех людей, которые нас окружали, было самое доброжелательное. Единственное, мы были в Голландии всего три дня, поэтому, возможно, не удалось полностью изучить тренировочный процесс. Тем не менее что-то мы успели увидеть — достаточно полезные и интересные были встречи с руководством клуба, с людьми, которые отвечают за тренировочный процесс. Нужно подчеркнуть, что «Аякс» от других академий разительно отличает желание и возможность готовить игрока, а не команду. Они не стесняются говорить: «Да, у нас раньше был один тренер и 18 футболистов, но сейчас мы хотим иметь одного футболиста и вокруг него 18 разных тренеров — психолога, школьного педагога, тренера, помощников, тренера по амплуа, ментора и так далее». Все это нужно для того, чтобы все внимание было по максимуму сфокусировано на футболисте. Мы эту формулу слышали во многих футбольных школах, но только в «Аяксе» увидели, как она действительно функционирует.

Очень интересное было наблюдение на официальном матче между 12-летними футболистами «Аякса» и «АЗ Алкамара». Они приехали командами по 16 футболистов и играли на двух половинах поля составами по восемь человек. То есть внутри команд они разбились на два состава и параллельно играли друг с другом, после чего они поменялись оппонентами, сыграли вторые таймы, а затем просто сложили итоговый счет. Таким образом, не было ни одного запасного, все футболисты получили игровую практику. Несмотря на то что это были соревнования, там не было запасных, все играли одинаково и получили максимум пользы. К сожалению, зачастую мы видим, что у нас в этом возрасте приезжают команды по 20 футболистов, большая часть из которых стоит на бровке.

Есть еще одно интересное наблюдение: в детской академии «Аякса» юные футболисты получают разные гетры, то есть на правую, рабочую ногу они надевают белую гетру под форму «Аякса», а на вторую, слабую — оранжевую, которая не подходит к форме и выглядит комично. Таким образом тренеры учат детей играть двумя ногами. Когда ребенок научится действовать и левой ногой, ему выдадут вторую белую гетру под форму, чтобы выглядеть красиво. Мальчик вынужден работать второй ногой, чтобы подтянуть ее. Таких фишек в «Аяксе» очень много — что-то мы успели увидеть, а что-то все-таки осталось за пределами нашего видения. Какие-то секреты они оставили для себя, но по большей части старались быть максимально открытыми.

— Какие принципы и особенности работы голландской системы удалось почерпнуть?
— Нужно сказать, что, конечно, футбольный клуб «Аякс» является новатором в мировом футболе, постоянно пытается искать что-то новое и не боится применять разные системы обучения во всех видах подготовки. В связи с этим неправильно было бы сказать, что они что-то одно делают, потому что они постоянно находятся в поиске. Если говорить об организации, то у них также есть деление на юношескую и профессиональную академию (с 6 до 12 лет — юношеская, потом идет middle age, то есть отдельная группа с 12 до 16 лет, а затем старшие возраста — с 17 до 21 года). Стоит отметить, что все команды «Аякса» очень молодые — даже в первой команде средний возраст игроков составляет 21 год. В последнем туре чемпионата Голландии они обыграли ПСВ и вышли на первое место в турнирной таблице — это очень хороший результат, учитывая, что команда еще очень молодая.

В «Аяксе» очень интересная система передачи команд: специалист работает с одной командой восемь недель, после чего передает ее. Кроме того, тренеры меняются командами только внутри одной из трех основных возрастных категорий. Помимо всего этого существует менторская система, когда каждый игрок закреплен за ментором, отвечающим за его индивидуальное развитие по всем видам подготовки. Менторы готовят индивидуальный план работы для такого футболиста совместно с координатором. Именно по менторской работе оценивают квалификацию тренера. За каждым таким тренером закреплено по 12 футболистов. Конечно, это накладывает большую ответственность за подготовку не только своей возрастной категории, но и отдельных футболистов других возрастов.

Стоит отметить, что вся система футбольной школы «Аякса» отличается тем, что во главу угла ставится подготовка игрока. Мы много об этом слышали, но, как именно она работает, до конца не понимали. Здесь мы это увидели чуть более детально, узнали подробности построения этого процесса, и, конечно, это разительно отличает «Аякс» от других футбольных школ, которые мы видели до этого. Там тоже много работают над индивидуальным мастерством, но именно менторская система является отличительной особенностью школы «Аякса».

— То есть у каждого тренера, помимо своей собственной команды, существуют футболисты самых разных возрастов, для которых они выступают в роли менторов?
— Да, тренер при этом может вести и свою команду. Тем не менее не каждый тренер является ментором, но все же большая часть специалистов выступают и в роли наставников команд, и в роли менторов для отдельных футболистов. Тренер может быть как специалистом по защитникам, так и ментором, как главным тренером какой-то возрастной группы, так и ментором, как чьим-то ассистентом, так и ментором. Решение по таким вопросам принимает руководство школы, потому что далеко не все подходят для такой работы. Самое важное, что ментор не закрепляется на короткий промежуток времени, а вполне может работать по несколько лет и даже вести игрока до выпуска. Таким образом вырабатываются отцовско-сыновьи отношения между тренером и ребенком — все это помогает четче выработать обратную связь от игроков к тренерам и лучше построить тренировочный процесс для футболиста, чтобы он действительно рос. В то же время тот индивидуальный план работы, который игрок получает от ментора, — это не ответственность тренера, а ответственность игрока. Они это подчеркивают — ответственность игрока перед самим собой. По-моему, футболист даже подписывает этот план работы и понимает, что ему надо над ним работать, то есть не просто декларировать, мол, у меня не получается игра головой, а усердно работать над этим. Иногда тренер помогает ему в этом, но зачастую он должен это делать сам. Если он в этом заинтересован, то в конце восьминедельного цикла становится ясно, в каких компонентах игрок прибавляет, а в каких нет. Это пример той самостоятельности, когда игрок сам должен строить свою работу. Важный аспект в работе ментора — футболисту ничего не разжевывают, а заставляют его мыслить самостоятельно и постоянно работать над собой.

— Получается, что наличие менторов помогает найти баланс между системой, в которой тренер подолгу ведет одну команду, и системой, в которой специалисты меняются каждый год или раз в два года.
— Да, эта система интересная. Но в то же время это не значит, что «Аякс» на этом остановился, потому что завтра они легко могут поменять свое решение и перейти на систему, в которой тренер на команде будет работать не восемь недель, а шестнадцать или четыре. Я говорю это к тому, что они очень гибки, что они постоянно пробуют и пытаются извлечь максимум пользы из каждой системы подготовки. Например, раньше они тренировались по четыре-пять раз в неделю, но решили, что этого недостаточно. В результате они открывают общеобразовательную школу на базе своей академии, что позволит им проводить до семи-восьми тренировочных занятий в неделю, то есть по два раза в день. По сути, такая система уже давно есть у нас — в этом плане мы их значительно опередили. Самое главное, что, попробовав это, они обязательно проанализируют, подходит ли такая система для них или нет. Ведь не каждой стране, не каждой нации подходит один и тот же путь. Конечно, это интересно для нас — что-то мы обязательно возьмем на вооружение. Стажировки тем и полезны, что можно не просто копировать, а выбирать те зерна, которые подходят именно для нашей почвы.

— Расскажите в целом о том, что входило в программу стажировки?
— У нас была запланирована встреча с координатором младших возрастов, который уделил нам много времени и даже раскрыл некоторые секреты по тренировочным упражнениям, потом мы встретились с координатором возрастной категории middle age, а также с координатором всей физической подготовки в клубе. Последний день был посвящен просмотру игр пяти команд «Аякса» против самых разных соперников — «АЗ Алкмара», «Фейеноорда», «Витесса» и т. д. Кроме того, дополнительно мы встречались с еще одним тренером по физподготовке, который работал в «Аяксе» ранее. Он рассказал, как раньше была построена эта работа в клубе. Несмотря на то что мы были там всего три дня, получилась очень насыщенная программа. Мы также успели посетить стадион, где нам рассказали историю клуба. С одной стороны, времени у нас было мало, с другой — информации было получено достаточно много.

— Вы уже прошли далеко не первую стажировку в больших европейских клубах. В какой точке на оси координат европейского футбола находится Академия «Зенита»?
— Мне так сложно говорить. Для начала, я был еще не во всех ведущих академиях, чтобы компетентно сравнивать. Тем не менее в каких-то компонентах у нас все очень даже неплохо и мы находимся на уровне футбольных школ топ-клубов. Например, у того же «Аякса» синтетические поля по качеству гораздо хуже наших, в лондонском «Челси» и в мюнхенской «Баварии» синтетика тоже хуже. Разница в том, что у них натуральных полей много, и они по качеству очень высокого уровня. Получается, что где-то мы превосходим топовые академии, а где-то им уступаем. По организации связи в работе «школа — футбол» у нас все на очень высоком уровне, что позволяет планировать тренировочную работу так, как мы считаем нужным, потому что ребята старших возрастов занимаются в спецклассах. Как мы видим, не у всех топ-клубов есть такая возможность — руководство и тренеры хотят, чтобы так же было и у них, но не всегда это получается. Не могу сказать, что мы уже прям на первых ролях, но мы уже далеко не в последних рядах. Нужно работать и улучшать все виды направлений подготовки, потому что футбол не стоит на месте, а постоянно развивается.

— Перейдем непосредственно к внутренним делам. В четверг «Зенит» U-17 улетает на международный турнир в Италию. В каком формате будут проходить соревнования и кто из топ-клубов будет противостоять вам?
— Мы отправимся в город Катания, который находится на юге Италии, в Сицилии. В турнире примут участие 24 команды, которые будут поделены на восемь групп по три клуба. Матчи будут проходить в формате два тайма по 30 минут. Победители групп образуют финальную восьмерку, которая выявит сильнейшего по системе плей-офф. Насколько я знаю, турнир не самого топового уровня. Известно, что участие примут такие итальянские команды, как «Катания» и «Палермо». Для нас все-таки гораздо важнее наша игра.

— С какими задачами команда отправляется в Италию — наигрывать конкретные связи или потихоньку втягиваться в сезон?
— Мы сейчас говорили о системе подготовки «Аякса» — она как раз подразумевает, что никакого наигрывания командных связей в детско-юношеском футболе быть не может. Мы ставим перед игроками задачу — проявить себя по максимуму. Мы долго готовились, тренировались, не соревновались уже четыре месяца, поэтому, конечно, ребята рвутся в бой, чтобы показать свое мастерство. Этот зимний период мы больше посвящали индивидуальной работе, чтобы ребята улучшали свои технические компоненты. Задача на турнир в Италии — посмотреть, чему мы научились за зимний период. Мы все это время развивали-развивали, а развили ли что-то? Обучались-обучались, а обучились ли чему-то? Для игроков этот турнир как контрольная работа: достаточно ли они старались, чтобы это перешло в их игру, или же они в чем-то недоработали?
img
img