«Кубок или чемпионат — для нас каждая игра важна»: Чистяков и Алип ответили на вопросы болельщиков
Защитники «Зенита» приняли участие в онлайн-конференции с поклонниками, организованной при поддержке ПАО «Газпром».
Фото: Вячеслав Евдокимов
Алип: Мы после матча с дочкой и женой любим сходить в какой-нибудь ресторан в городе или за городом.
— Дима, как здоровье? Когда мы тебя наконец будем видеть в составе?
Чистяков: Спасибо большое. Со здоровьем всё нормально, уже прошел реабилитационный момент. Уже восстановился, сейчас набираю физическую форму, и, как наберу, как тренер увидит, что я готов, наверное, будет ставить меня. В целом по здоровью всё в порядке, спасибо!
— Нуралы, в этом сезоне вы стали основным защитником. Что чувствуете? Как считаете, в каких игровых аспектах вы прибавили?
Алип: Сложный вопрос. Наверное, более ответственно начал подходить к тренировкам, к игре, к питанию.
— Можешь описать, что ты чувствовал, как себя вел в те моменты, когда тебя не выпускали на поле. Как ты готовился раньше?
Алип: Я работал, ни о чем не думал. Мне дали шанс, я этим шансом воспользовался.
— Насколько тяжело тебе было?
Алип: Для любого футболиста тяжело, когда не играешь. Я больше полутора лет сидел, и вот сейчас шанс получил и теперь играю, слава богу!
— Куда больше всего хотели бы съездить отдохнуть?
Чистяков: У меня мечта в Америку съездить, побывать там. Всю мою осознанную жизнь мне хотелось побывать там. В Майами, Нью-Йорке. Вот такая мечта у меня.
Алип: А мне дома тоже комфортно, родная земля.
— Давайте составим небольшую подборку двух-трех мест из тех, где вы бывали. Куда стоит отправиться нашим зрителям? Дима, что про Пикалёво скажешь?
Чистяков: Да что там, небольшой городок. Из достопримечательностей — бассейн, наверное. А так если ты не местный, то особо делать там нечего. Я с удовольствием езжу туда, потому что есть что вспомнить, я там провел полжизни, начинал там. Поэтому всегда с удовольствием езжу. А так посоветовать — Мальдивы. Мы ездили, мне понравилось.
Алип: Город Актау, там Каспийское море. Думаю, любому туристу понравится там. Тем более сейчас построили хорошие отели рядом с морем. В Алматы можно слетать — там горы, сноуборд. Там очень прикольно. Я просто сам не катаюсь, но знаю, люди любят кататься. Туда можно съездить.
— Нуралы, бывал ли ты в Пикалёво?
Алип: Нет, я там не был.
Чистяков: Зато я был в Актау. На свадьбе у Нурика как раз.
— Дима, столько всяких приколов и мемов про Пикалёво. Но многие зрители даже не подозревают, что это за место. Расскажи в двух словах.
Чистяков: Обычный городок, население — тысяч двадцать. Двести пятьдесят километров от Петербурга. Город, село — поселок городского типа, как сейчас называется. Из необычного трудно сказать, что там есть. Дети занимаются футболом, есть лыжи, гандбол, плавание. Там реально бассейн — это достопримечательность. Там даже турнир по подводному плаванию проходил. Молодежь растет, оканчивает школу, и все едут кто в Питер, кто в Москву — и уже там развиваются. Кто учится, кто чем занимается.
— Нуралы, где в Петербурге делают нормальный бешбармак?
Алип: В Петербурге нет такого места, наверное. У меня дома жена делает. В прошлый раз привозил казы — лошадиное мясо, дома жена делала.
— Ты дома предпочитаешь свою кухню или вообще абсолютно всеядный?
Алип: Всеядный.
— Кто из футболистов был или есть по сей день ваш кумир?
Алип: Мой кумир — Дима!
Чистяков: Что врешь? (Смеется.)
— Нурик, тебе помогал Чистяков как-то адаптироваться?
Алип: Конечно, помню первый день, первый матч против «Мидтьюлланда». Я первый гол забил и сразу к Диме побежал обниматься.
Чистяков: Да. У нас есть свой круг, с кем мы поближе общаемся. Это Ванька, Коваль, Нурик, Круг. Мы со всеми близко общаемся, но как-то вот так у нас свой кружок образовался. И помогаем всем: и Коваль пришел — тоже помогали адаптироваться. Да там помогать особо не надо, сразу вливаешься в коллектив.
— А как адаптация у Нурика прошла, на твой персональный взгляд?
Чистяков: Да вообще нормально. По-русски разговаривает плюс-минус, менталитет разный, но всё равно понимаем друг друга.
— Казахскому уже научил? Можешь сказать, как будет «неудовлетворенный» по-казахски?
Чистяков: Нет (смеется). По-русски бы выговорить. Не знаю.
— Нуралы, можешь для наших зрителей сказать, как будет «неудовлетворенный»?
Алип: қанағаттанбаған.
— Ничего сложного, в принципе.
Алип: Комментатор во время матча с «Кайратом» сказал. Получилось.
— И все-таки давайте вернемся к вопросу про кумиров.
Чистяков: У меня таких прям нет. Мне нравится, как Месси играет, но это вообще не по моей позиции. Если брать именно по позиции, то в свое время нравился Пуйоль. А так, чтобы по кому-то фанател, такого нет. Просто люблю смотреть футбол без кумиров.
Алип: Пепе!
— Дима, когда подаришь Нурику собаку?
Чистяков: Когда попросит, всегда мои двери открыты.
Алип: Одни дворняги.
Чистяков: Да я не знаю. Нурик, тебе не нужна же собака? У них сейчас дочка родилась, своих забот много. За собакой тоже уход нужен, время, гулять с ней. Лучше сейчас всю энергию и заботу на ребенка тратить.
— Дима, мы знаем, что у твоих родителей было много домашних животных. За кем из них труднее всего ухаживать?
Чистяков: За коровами. Потому что за ними нужно постоянно чистить, убирать от навоза, как бы это ни звучало. Добавлять им опилки, чтобы мягче и комфортнее было спать. Им нужно давать постоянно сено, помимо сена нужно постоянно давать основную еду, и всё. Вот это самое главное. Хотя бы чистить — старое убирать и менять на новое.
— Парни, расскажите, как вы подружились? Может быть, на самом деле вы соперники?
Чистяков: Нет, мы хорошо общаемся. Как уже сказали, я помню, как мы первый раз встретились — в СОГАЗе. Начали проходить медосмотр, и потом пошел тренировочный процесс, жизнь, бытовуха, и просто начали общаться. У нас, повторюсь, есть свой круг, как-то по сей день общаемся. Не было такого, что в один день. Как-то плавно через тренировочный процесс. В жизни ходили куда-то с супругами, за город тоже ездили и вот так начали общаться и по сей день общаемся.
— Нурик, расскажи про чемпионат Казахстана. Какой матч самый главный, какой выезд самый сложный?
Алип: Там все выезды сложные. Поля — вообще синтетика. Только в Астане неплохая синтетика и в Алматы с Актобе более-менее натуралка.
— А с футбольной точки зрения против кого было сложнее всего играть, когда ты выступал за «Кайрат»?
Алип: Принципиальный был матч с «Астаной» и «Актобе» — два принципиальных матча.
— Кто из современных команд Казахстана не затерялся бы в РПЛ, кто бы составил конкуренцию?
Алип: Сейчас, думаю, «Астана» и «Ордабасы». «Кайрат» не знаю, как бы сыграл сейчас.
— Дима, какие впечатления от матча с «Кайратом»?
Чистяков: Соглашусь, неплохо. Но там не совсем полноценные составы были и у нас, и у них. Сравнивать игру нет смысла. Но команда, конечно, на уровне, видно, что хороший уровень чемпионата. Я, честно, близко не знаю, но команды слышал. И если там команды раньше играли в Лиге чемпионов, значит, это высокий уровень. Поэтому думаю, что здесь бы они точно не затерялись.
— Нурик, а ты следил за матчем в прямом эфире, в записи?
Алип: Да, я смотрел прямой эфир. «Зенит» 100 моментов не забил, я тоже ругал его, как и вы.
— То есть ты больше переживал за «Зенит», чем за «Кайрат»?
Алип: Да. Потом же пацаны шутили бы, что «Зенит» не смог обыграть «Кайрат». Но я до матча ставил на счет 2:2, прогноз мой сыграл.
— Дима, мы знаем, что ты любишь дипхаус. Куда тебе можно скинуть микс на заценку? Давай для дедов, что такое дипхаус своими словами?
Чистяков: Это электронная музыка. Я не прям чтобы люблю. Нравится мне, да. Я меломан, могу послушать и русское что-то, и зарубежное. Но в машине, если далеко куда-то еду, в Пикалёво допустим, то включаю себе сет какой-нибудь и слушаю его. По-простому, электронная музыка. Куда скинуть — да через кого-нибудь можно в WhatsApp или в Telegram.
— Очень много мячей пропущено в концовках. Что-нибудь делается для изменения ситуации? Ощущаете, что много мячей пропущено в концовках, согласитесь с этим?
Алип: Да, после игры нам жестко пихают, как мы могли так пропустить в конце матча. Мы в концовках уже пропустили больше, чем за прошлый год. Даже не за прошлый, а за последние годы. Мы работаем на тренировках для изменения ситуации, на играх что-то не получается. Думаю, со временем всё нормально будет.
Чистяков: Как обычно, как и у всех. После игр есть теория, собираемся командой, разбираем ошибки и после теории собираемся на поле и уже практикуем. Через практику какие-то упражнения отрабатываем. Забили нам с подачи с фланга — на следующую тренировку или через тренировку отрабатываем эти моменты, подачи с флангов, чтобы такого не было. Работа над ошибками по предыдущим голам.
— По сравнению с прошлым сезоном достаточно много изменений, в том числе в линии обороны. Может быть, сложно сыграться или перестроиться: в пять защитников, в четыре играем и так далее. Все эти нововведения мешают в новом сезоне?
Чистяков: Конечно, момент сыгрывания — важный. Когда защитники долго играют друг с другом, они начинают себя лучше чувствовать в паре. А когда какие-то новые изменения, что-то новое в игру вступает… Но, мне кажется, футбол все понимают. Мы на поле понимаем, что это футбол, особо каких-то установок громких не нужно. Работаем просто, и всё.
— Нурик, общались ли вы с Андреем Аршавиным в Казахстане? О чем? Как он вам как игрок и как человек?
Алип: Когда Андрей Сергеевич был в Казахстане, я еще не подходил, не общался, субординацию держал, потому что я был молодым, первый год в команде. На выездах мы пару раз вместе жили, как человек он хороший. Не такой общительный. В планшете читал книги или истории, а как игрока вы сами его знаете.
— Сколько по времени длятся у вас теоретические занятия? Всё ли вы запоминаете?
Чистяков: Минут 30, наверное, 25, 30, 35 бывает. Может, больше.
Алип: При желании может и час. На выездах особенно.
Чистяков: Запоминаем не всё, но всё запоминать невозможно. Основные моменты, ошибки — да. Есть большие ошибки, основные. Если ты ошибся грубо. Либо какие-то небольшие ошибки. Основные стараемся все запоминать, а какие-то мелкие тоже стараемся, но что-то может вылететь из головы.
Алип: Александр Геннадьевич Анюков в Telegram потом нам ошибки наши отправляет.
Чистяков: Да, у нас есть чат защитников, там уже более детально разбираем, по видео. Ты хочешь, сам останавливаешь, мотаешь. Уже разбираешь сам.
— Представим ситуацию: вы выходите на поле, у вас какая-то теоретическая база в голове имеется. Это сразу всё не стирается со стартовым свистком? Всё в голове держите?
Алип: Не стирается. Просто я помню, когда был прострел с фланга, нам забили, я не закрыл этот коридор. После теории сказали, что нужно закрывать. Я в каждом матче теперь, когда подача, сразу коридор закрываю.
Чистяков: Есть какие-то основные заповеди защитника, которые ты должен постоянно использоваться и придерживаться. А как пойдет футбол, как будет проходить матч, ты же не можешь это предугадать. Уже по ситуации действуешь. А какую-то основу ты стараешься держать. Линия не линия, выход, коридор закрывать. Какие-то такие моменты, а дальше уже — как матч будет складываться.
— Против каких нападающих играть сложнее всего?
Чистяков: В чемпионате России? Мне было тяжелее всего играть против Дзюбы, Азмуна. Если брать в общей сложности по матчам, где играл, то, когда выступал за «Ростов», тяжело было играть против пары Азмун — Дзюба, они были тогда на ходу. Сейчас, наверное, Кордоба.
Алип: Он от Кордобы вообще без ума. Всегда говорит (смеется).
Чистяков: Он хороший нападающий. Ванька Сергеев сейчас прибавил, смотрю по тренировочному процессу, его выделю. А так уже выделил, кого хотел.
— Какие тренеры жестче пихают — в России или Казахстане?
Алип: Сергей Богданович вообще без мата общается с нами, в Казахстане же его больше… А у Богдановича ни разу не видел. Так что в Казахстане жестче пихают.
— Дима, как ты оцениваешь жесткость или мягкость Сергея Богдановича?
Чистяков: Мягкость. По мне, спокойный, мягкий тренер. Как сказал Нурик, без какой-то агрессии. Вообще даже вспомнить ничего негативного не могу.
— Перед каждым из таймов игроки собираются в кружок и о чем-то говорят. Что это за слова обычно?
Алип: Да я не понимаю (смеется).
Чистяков: Если Дуги говорит, Ерохин, если капитан или Миша, то просто какие-то напутственные слова нам в коллективе, что мы хотим быть единым целым и поддерживать друг друга. Напутственные слова.
— Как у вас коммуникация с нашими южноамериканскими футболистами происходит? Как-то друг друга понимаете?
Чистяков: Да, понимаем. Не во всех моментах, конечно, языковой барьер немного мешает лично мне. А так футбольные моменты, можно даже не говорить ничего, поймешь всё равно. Футбол — это один язык. Нормально.
— Нурик, я знаю, что у тебя в сборной Казахстана сложилась интересная традиция. Ты после успешных матчей в макушку целуешь чуть ли не президента Федерации футбола Казахстана. Как такая традиция зародилась?
Алип: В первом матче Лиги наций мы обыграли Словакию, и президента только-только назначили, от радости я поцеловал его в голову, он как раз лысый был. Сам не понял. Он еще сказал, чтобы в следующий раз не повторилось. Но в итоге повторилось.
— Какие-то подобные традиции есть после побед «Зенита» в команде? Как-то по-особому отмечаете?
Алип: Собираемся в круг и по-разному.
Чистяков: С тренерским штабом, игроками, медицинским и административным штабом в раздевалке хлопаем по столу.
— Дима, топ-5 достопримечательностей Бокситогорского района Ленинградской области?
Алип: Это где?
Чистяков: Это откуда я родом. Пикалёво — на первом месте. А так особо я больше ничего не назову. Много где был, но только по футбольным турнирам еще в детстве ездил. Тихвин отмечу, город рядом со мной. А назвать такие, чтобы запоминающимися достопримечательностями были, наверное, никого не удивлю. Поэтому назову только Пикалёво и Тихвин. И Бокситогорск, у меня там много родни: сестра живет сейчас, тетя. До этого еще много родственников жило. На два города жили постоянно: Бокситогорск и Пикалёво.
— Футбольное детство разрывалось между городами, получается?
Чистяков: Да, я в Пикалёво начал, потом постоянно ездили на турниры и в Бокситогорск, и в Тихвин. Потом за Тихвин играл, всю Ленинградскую область исколесили на турнирах и товарищеских играх. Но ближайшие города Тихвин и Бокситогорск для меня не последние города. Много времени проводил там. Бокситы — более чем много, потому что там много родственников живет.
— Есть такое, что, когда приезжаешь в родные края, тебя с транспарантами и флагами встречают, потому что звезда приехала?
Чистяков: Такого нет. Так, только если на улице встретят, пообщаться, сфотографироваться, автограф дать, и всё. Баннеры, такого ажиотажа нет.
— Нурик, а как у тебя: в Алматы или Актау узнают? Что-то кричат, просят сфотографироваться?
Алип: Конечно, в Казахстане я как маленькая звездочка. А так, в родном городе… Актау — маленький город, там все узнают. Давай на вопросы болельщиков отвечать, а то ты свои задаешь!
— В Петербурге ты замечал поддержку любителей футбола из Казахстана?
Алип: Да, конечно. В Петербурге есть казахи, которые тут живут. Они на каждый матч «Зенита» домашний ездят, поддержка есть. Есть и русские, которые из Казахстана, они тоже поддерживают. Всем спасибо за поддержку.
— Дима, расскажи, как тебе атмосфера на фанатской трибуне на «Смене»?
Чистяков: Необычное что-то, для меня это было впервые. Я, конечно, все эти кричалки в голове слышу давно, потому что в дубле, когда играл, в «Зените»-2 играл, они с тех времен остались плюс-минус те же. Они были всегда на слуху. А то, что показался с ребятами именно на самой трибуне, было прикольно, мне понравилось, как они выкладываются. Там есть барабанщики, есть кто с рупором, есть заводящий. Пацаны реально отдаются, и мы с Саней Васютиным минут двадцать постояли, покричали, и мне показалось это вообще ни фига не легко. Это тяжело реально. Постоянно орешь кричалки!
— Нурик, ты любимый игрок президента Казахстана. Как тебе в таком статусе? Знал ли ты об этом?
Алип: Сказать, что я любимый… Даже президенту всего один раз руку жал, он меня не запомнил. А в Федерации — да, возможно.
— Есть ли любимые подарки от болельщиков, которые вы сохранили?
Алип: У меня дома портреты, которые подарили. Все дома стоят: плакаты мелкие, всё, что дают обменять на футболку, — они все у меня дома. Жена повесила всё, не выбрасывает.
Чистяков: Тоже не могу вспомнить. Ребята, когда приезжают на базу, пацаны молодые, кто-то картину от себя нарисует, кто-то шарфик подарит. А такого, чтобы необычного, нет.
— Немножко заглянем в будущее. Какой настрой будет в битве с «Краснодаром»? Считаете, что это будет битва года?
Чистяков: Исходя из турнирного положения, да. Это будет битва года, самая важная игра. А так — для нас сейчас каждая игра важная. Нам нужно набирать очки, добирать, которые мы потеряли. А с «Краснодаром» — да, из-за турнирной таблицы это будет самая важная игра сейчас.
— Нурик, тебя «Краснодар» как-то удивил? Следишь за соперником?
Алип: Конечно, слежу. Я смотрел еще матч с «Ростовом», когда они вырвали победу. Хорошая команда, хорошие легионеры. Будет хороший матч.
— Как думаешь, самый принципиальный матч в году будет?
Алип: В этом году, думаю, да.
Материалы по теме