Сегодня Павлу Федоровичу Садырину исполнилось бы 80 лет
18 сентября исполняется 80 лет со дня рождения Павла Садырина — тренера, который в 1984-м привел «Зенит» к первому чемпионству.
1969 год, стадион имени Кирова, «Зенит» — «Насьональ». Павел Садырин и капитан уругвайской команды — Эмилио Альварес
Юрий Бржежинский, журналист:
— С Павлом Садыриным мы сдружились еще в 1965 году, когда он только пришел в «Зенит». Мы разговорились и сразу же почувствовали друг в друге родственную душу. Тогда преобладало мнение, что образование только портит футболиста, а Садырин успел в Перми окончить педагогический институт, учился на общих основаниях, поскольку не был еще известным игроком. Его культурный и интеллектуальный уровень был выше, чем у других зенитовцев. Кроме этого, мы быстро выяснили, в чем совпадают наши увлечения. Павел очень любил читать и собрал хорошую библиотеку.
Еще Павел Садырин любил всё делать своими руками. На базе у него был верстак, на котором он в свободное время что-нибудь мастерил.
Владимир Казачёнок, легенда «Зенита»:
— Я только пришел в «Зенит» и впервые оказался на базе в предматчевом карантине, который продолжался четыре дня. Все уже привыкли, занимаются своими делами, а я слоняюсь по территории неприкаянным. Смотрю, у комнаты сапожника Садырин что-то мастерит. Подошел, начал ему помогать, он не возражал, и мы сделали два скворечника, повесили их на деревья. После совместной работы у нас с Садыриным сформировались отличные взаимоотношения.
1968 год, база футбольного клуба «Зенит». На фото — Сергей Погосов, Эдуард Шаповаленко, Габор Вайда, Павел Садырин, Владимир Копин
В сентябре 1970-го Садырина выбрали капитаном «Зенита» вместо получившего травму Льва Бурчалкина. Павел выходил на поле с капитанской повязкой вплоть до завершения игровой карьеры.
Александр Николаев, экс-футболист «Зенита»:
— Садырин внешне выглядел серьезным, но через секунду мог такое сказать, что все вокруг хохотали несколько минут. Они обычно с Кохом заводились: кто кого перешутит. У обоих по два высших образования, интеллект из них бил ключом. Боря-то был ходячей энциклопедией анекдотов. Однако Садырин ему не уступал. На тренировках всякое бывает. Кох в запарке назвал Пашу «пермяк, соленые уши». Однако и в ответ услышал много интересного. Не подумайте, что они со злостью ругались, скорее и в этих случаях соревновались.
1974 год, база «Зенита». Павел Садырин и Кубок Даль'Ара, выигранный на товарищеском турнире в Болонье
Садырин играл за «Зенит» в ходе 11 сезонов — 360 официальных матчей, 41 гол. В конце 1975-го он завершил игровую карьеру, а в апреле следующего года поступил в Высшую школу тренеров. В январе 1978-го Павел Федорович вернулся в родной клуб и стал работать с дублирующем составом, привел эту команду к бронзовым медалям.
Павел Садырин:
— В те годы, когда я выступал в «Зените», у нас в тренерах побывали шесть человек. У каждого была своя «метода». Я уже тогда, думая о будущей работе, кое-что за ними записывал, но ни разу не было желания перенять чью-то систему целиком. Я всегда стремился идти своим путем, никого не копируя, никому не подражая.
1980 год, матч ветеранов в СКК. На снимке — Эвальд Алам, Павел Садырин, Николай Рязанов
В конце 1982-го Юрий Морозов переехал в Киев, главным тренером «Зенита» был назначен Павел Садырин.
Татьяна Садырина, супруга:
— Когда у него бывало плохое настроение, проигрыш или иная ситуация — он в одиночестве долго ходил по комнате кругами. Я знала, что в такие минуты лучше не спрашивать ничего, а тихонечко заниматься каким-нибудь делом. Потом, когда немножечко остывал, он всегда обсуждал происшедшее со мной. Я кивала, вопросы всякие непрофессиональные задавала. Он Серегу Дмитриева обожал, компанейского питерского парня. В «Зените» 90-х Сережа среди игроков выступал в роли старшего и для Пал Федорыча был даже в некоторой степени помощником. Еще одного Сережу, Семака, тоже очень ценил. Говорил, потому что «Сережа очень хороший футболист и хороший человек». Вообще, характер для него многое значил.
Татьяна и Павел Садырины
В 1984-м «Зенит» стал чемпионом СССР, в следующем году стал обладателем Кубка сезона. Успехи команды Павла Садырина сделали счастливыми ленинградских болельщиков.
Сергей Дмитриев, экс-футболист «Зенита»:
— Граница между Садыриным и футболистами, конечно же, была, мы ее постоянно ощущали, но на ней не висела колючая проволока. С Федоровичем можно было и поспорить, и поиграть на что-нибудь после тренировки, например в теннисбол через сетку. Садырин по характеру — игрок, он не мог уступить ни в чем, ни в домино, ни в шашки. Кроме того, чутко чувствовал состояние команды: когда надо нажать, заставить поработать, а когда необходимо снять накопившийся стресс. В середине 1980-х мы не раз выезжали на пикники в пограничную зону. Жарили шашлыки, гуляли, играли на полянке в дыр-дыр, а некоторые шли на рыбалку, потом все вместе варили уху. В эти дни разрешалось выпить одну-две бутылки пива, но не больше.
Настоящий человек проявляет себя не только в профессии. В 1968-м Садырин вместе с двумя товарищами спас в Баку телефонистку из затопленного подвала, а в 1995-м вытащил из пруда тонущего мальчика.
Павел Садырин:
— Я просто действовал по обстановке.
После вынужденного ухода в 1987-м из «Зенита» Садырин сделал чемпионом страны ЦСКА, два года возглавлял сборную России, завоевавшую путевку на чемпионат мира, в 1995-м вернул сине-бело-голубых в высший дивизион, потом снова работал в Москве.
Сергей Семак, главный тренер «Зенита»:
— Павел Федорович был азартным человеком. И это проявлялось не только в работе. Он мог остаться после тренировки с кем-то из игроков или из тренеров и на спор бить по воротам из центра поля — кто больше забьет из пяти-десяти ударов. Проигравший — кувыркается. Если Садырин уступал, то обязательно шутил по этому поводу, но условия пари непременно выполнял. С юмором у него было всё в порядке. А я очень ценю это качество в людях. Об этом человеке у меня остались очень светлые воспоминания. Когда произносят фамилию Садырин, моя первая реакция — хочется улыбнуться.
Материалы по теме