12:02, 18 октября 2021 года
12:02, 18 октября 2021 года

Андреа Сканавино: «Надеюсь, мы сможем победить „Ювентус“»

Итальянский тренер сине-бело-голубых по физподготовке — о победе на Евро, о музыке из автобуса сборной Италии и об ожиданиях от матча с «Ювентусом».

Андреа Сканавино: «Надеюсь, мы сможем победить „Ювентус“»
— Андреа, прошло три месяца с победного для Италии финала чемпионата Европы, с которым мы вас еще раз поздравляем! Можно ли сказать, что эмоции улеглись и пришло полное осознание произошедшего?
— Эмоции точно уже прошли, потому что сейчас перед сборной стоят новые цели. На днях в Италии завершился Финал четырех Лиги наций УЕФА, и эти два матча лишь подтвердили то, что и так давно было известно: мы можем победить любую команду, но точно так же можем и проиграть. Даже в игре за третье место против Бельгии, которую мы выиграли, соперник создал достаточно моментов, чтобы финальный счет был другим. Так что сейчас мы радуемся этой бронзе, не витаем в облаках и понимаем, что должны думать о будущем, а не о прошлом. А Евро — это, к сожалению, уже прошлое. 

— Если бы перед началом Евро вам сказали, что Италия возьмет Кубок, поверили бы?
— Знаете, я всегда верил в силу этой команды, но порой тебе нужно подтверждение этой веры результатом. Я очень горжусь тем, какой путь мы прошли, горжусь всей сборной и тем вкладом, который внес лично я. Помню, как я только начал работу в национальной команде и как мечтал тогда добиться с ней большого успеха. И вот на «Уэмбли» нам это удалось! Я был очень счастлив, как и вся моя семья, но это такие эмоции, которые ты осознаешь день или два спустя, а не в моменте. В моменте ты только вопишь от радости, обнимаешься со всей командой и наслаждаешься всеобщей эйфорией. Сейчас нам важно продолжать работать, учиться и брать новые знания от более опытных коллег. 

Мне в этом плане очень повезло — рядом со мной всегда большие профессионалы. В «Зените» — Иван Карминати, мой близкий друг, у которого я учусь чему-то новому каждый день и рядом с которым становлюсь лучше. Или Клаудио Гаудино, который вместе с Марчелло Липпи выигрывал ЧМ-2006 и с которым мы вместе работали в «Ювентусе». Так что я большой счастливчик.

— Расскажите, как менялась атмосфера в команде по ходу турнира? Когда пришло ощущение, что Италия способна повторить успех 1968 года?
— Думаю, эта атмосфера совершенно не менялась. Мы старались работать без давления, постоянно улыбались и шутили. Конечно, в первый день после победного полуфинала было сложнее сохранять это спокойствие, потому что в голову лезли мысли о том, что мы можем взять Кубок. Но абсолютно все в команде и тренерском штабе старались делать самое главное — не менять настрой и ощущения, не думать слишком много о финале и его исходе. Мы наслаждались моментом и делали нашу работу так же, как и все недели до этого. 

— История о том, как страстно итальянские футболисты поют гимн своей страны, стала притчей во языцех. Вы тоже пели его во весь голос?
— Да, конечно! Как и весь тренерский штаб, на каждой игре. И это нормально! Ведь множество игр мы проводили без большого количества своих болельщиков вокруг и были лишены того, чтобы слышать, как они поют наш гимн. В подобной ситуации ты должен сделать что-то сам — вот мы и пели так громко, как только могли, чтобы каждый из нас слышал другого. Думаю, подобная практика родилась в эпоху пандемии, чтобы хоть отчасти вернуть громкость и страсть, с которой обычно болеют за нас фанаты. 

— Сине-бело-голубые в это время были на австрийских сборах и внимательно следили за плей-офф. Вы общались с кем-то из «Зенита»?
— Да, мы постоянно были на связи с Иваном Карминати и Александром Низеликом. Я был счастлив, когда они сказали, что хотят приехать в Мюнхен на наш четвертьфинал против Бельгии, — мне было важно, что тренерский штаб «Зенита» болеет за меня и мою страну с трибун стадиона. Очень рад, что всё так случилось, хоть мы и не смогли встретиться, потому что был очень строгий протокол — все 40 дней мы жили в закрытом режиме, без возможности увидеться с кем-то не из делегации сборной. 

— Каким был для вас день финала? 
— Безусловно, он отличался от всех остальных, но, к счастью, к тому моменту у нас уже был прожит один опыт, который мог бы повлиять на настрой. Я имею в виду ситуацию, когда в день игры с Австрией в Лондоне мы добирались до стадиона один час. И это был большой стресс для команды, никто не ожидал, что мы столько времени проведем в автобусе перед матчем. Но в день финала, который также проходил на «Уэмбли», мы были уже готовы к этому — например, заранее составили музыкальный плейлист. Утром мы провели традиционную разминку на поле, в нашем распоряжении была база «Тоттенхэма», там прекрасные условия. Ничего такого уж особенного не было. Конечно, эмоции были очень необычными, когда мы пропустили гол от Англии уже на второй минуте игры, но все мы верили в команду, и каждый верил в свои силы. Это была тяжелая ситуация еще и потому, что практически весь стадион — 60 тысяч человек — болел за англичан, а нас поддерживали лишь 6 тысяч фанатов. И всё же, шаг за шагом наращивая свою мощь, в итоге мы сравняли счет и добрались до серии пенальти, где у тебя одинаковые шансы как победить, так и проиграть. К счастью, для нас всё сложилось хорошо. 

— Расскажите подробнее про плейлист из автобуса сборной. Кто его составлял, что слушали?
— Музыку подбирал я. Там есть несколько песен Evergreen, а самую первую композицию в списке выбрал Джанлука Виалли — это итальянский певец Лучо Баттисти и его песня Con il nastro rosa. И очень важно, что заканчивали мы всегда песней группы Queen — One Vision, она всегда шла последней. В середине плейлиста были, например, Another Brick in the Wall от Pink Floyd и еще несколько песен Queen — I Want It All и We Will Rock You. И множество других — можете себе представить, сколько песен успеваешь послушать за целый час в дороге. 

— С чем бы вы сравнили те победные эмоции?
— Их очень сложно сравнить с чем-либо. Вообще, самые сильные эмоции в своей жизни я испытал, когда родился мой сын, но это другое. Когда ты побеждаешь, эмоции зашкаливают в моменте, и затем мы помним их на протяжении всей жизни — по крайней мере, надеюсь на это. Но сильнее всего — и это вопрос к нашему организму, к нашему мозгу — врезаются в твою память эмоции, которые ты испытываешь, проигрывая что-то. Поэтому для меня нет ничего сильнее воспоминаний о моем первом чемпионстве, которое я мог бы завоевать с «Ювентусом» и которое мы упустили в последнем туре. Это был мой первый полноценный сезон работы в туринском клубе, сезон-1999/2000, в заключительный игровой день мы проиграли на выезде «Перудже», а «Лацио», в котором тогда работал Иван Карминати, обыграл дома «Реджину» — и взял золото Серии А. Те ощущения настолько мощные, что по прошествии двадцати лет я до сих пор иногда вспоминаю о них.

Но если говорить о победных эмоциях, то одни из самых ярких в моей жизни были в тот момент, когда «Зенит» стал чемпионом в первый пандемийный год — из-за всей ситуации с вирусом, из-за того, что наши семьи были очень далеко и мы не могли их увидеть. Когда сразу вслед за этим мы выиграли Кубок и Суперкубок России, эти чувства утроились. Это был мощнейший позитивный заряд, и, пожалуй, он вполне сравним с эмоциями от победы на Евро со сборной Италии.

— Самый сложный момент Евро для вас?
— Знаете, каждый матч — это набор самых разных впечатлений, которые идут как волна, вверх-вниз. Когда австриец Арнаутович забил нам в матче 1/8 финала, в первый момент я подумал — приехали, Евро для нас закончен. Похожие чувства я испытал в финале, когда Белотти и Жоржиньо не реализовали послематчевые пенальти. К слову, в полуфинале с Испанией у меня, наоборот, были очень хорошие предчувствия перед серией одиннадцатиметровых — я был уверен, что мы выиграем, это буквально витало в воздухе. Давление в финале было совершенно другим, ни на что не похожим, поэтому, когда Жоржиньо не забил свой удар, думаю, не только у меня одного внутри всё оборвалось. Наверное, вот этот момент был самым тяжелым. 

— Вы уроженец Турина, 12 лет работали в «Юве». Что почувствовали, узнав, что «Старая синьора» попала в группу к зенитовцам?
— Первое, о чем я подумал, — здорово, я смогу еще один раз увидеться со своей семьей! Затем, конечно, пришло осознание, что впереди у нас игры с очень сильной командой, которую тренирует человек, выигравший с клубом множество трофеев и недавно вернувшийся в Турин. Да, я не ожидал, что старт «Юве» в Серии А окажется таким, — вижу, что они понемногу набирают обороты, но и «Зенит» очень качественно прибавил за последние месяцы. Конечно, у нас не такой большой опыт игры в еврокубках, но, с другой стороны, всё больше зенитовцев (последний пример — Сутормин и Чистяков) вызываются в сборную России, дебютируют там и получают международный опыт. И я очень радуюсь этому, потому что это очень важно для «Зенита».

Надеюсь, мы сможем победить «Ювентус». Это будет очень непросто, но один матч — это один матч, на поле может произойти всё что угодно. Всё будет зависеть от комплекса факторов, важно биться и получать удовольствие от игры. У нас прекрасный стадион — на мой взгляд, лучший. Он куда красивее стадиона «Ювентуса», они находятся на двух разных уровнях. У нас потрясающие болельщики, которые поддерживают нас на каждой игре и в любой ситуации, тогда как фанаты «Юве» иногда бывают критически настроены по отношению к команде. Поэтому нам очень повезло, что в Петербурге мы играем в таком окружении. Так что всё возможно. 

***

Рассказ об Андреа Сканавино об общении с игроками «Юве» в сборной, о спортивном долголетии Буффона и о физическом состоянии игроков «Зенита» накануне важнейшего отрезка сезона читайте в диджитал-программке к матчу с «Ювентусом».

img
img