17:14, 25 ноября 2019 года
17:14, 25 ноября 2019 года

Олег Шатов: «Если мы достойны играть в плей-офф, значит, из группы выйдем»

Полузащитник «Зенита» рассказал в интервью «ProЗениту» о Лиге чемпионов УЕФА, о приятных воспоминаниях четырехлетней давности, о настрое на последние матчи года и о своих сыновьях.

Олег Шатов: «Если мы достойны играть в плей-офф, значит, из группы выйдем»

— Возвращения Лиги чемпионов в Петербург мы ждали довольно долго, и вот она пришла. Каковы впечатления? Может, что-то удивило?
— Я уже играл в этом турнире, мы выходили из группы в 1/8 финала. Так что ничего удивительного. Мы знали, что будут серьезные соперники — победители и призеры национальных чемпионатов. Интересно сравнить себя с ними, проверить свои силы, понять, чего ты стоишь на данный момент. 

— «Лейпциг» действительно оказался самым серьезным соперником в группе?
— Судя по тому, что они идут на первом месте, да. Но не скажу, что немцы намного нас превзошли. У нас были шансы, но в этот день мы не показали свою лучшую игру. 

— По поводу матча с «Лейпцигом» в Петербурге распространенное мнение, что «Зенит» играл в непривычный для себя футбол. В чемпионате России мы много атакуем, а здесь основной акцент сделали на оборону. Отсюда проблемы. Согласны?
— Трудно сказать. Мы изучаем соперников, под каждого тренерский штаб ставит перед нами определенные задачи. Если проиграли, значит, со своими задачами не справились. Что касается нашего чемпионата, при всем к нему уважении, в России нет ни одной команды уровня «Лейпцига».

— Можно ли назвать «Лейпциг» топ-клубом?
— Топ-клубы зарабатывают этот статус своей игрой на протяжении долгого времени, завоеванием титулов. В Лиге чемпионов они добираются до полуфиналов и финалов. «Лейпциг» пока на пути к этому. Хорошая молодая команда, но истории больших побед у нее пока нет. Если вы зададите мне этот вопрос лет через 15–20, может, к тому времени они и вправду будут в топе.

— Судьбу обоих матчей с «Лейпцигом» решили нюансы. В Германии решающий мяч был забит каким-то сумасшедшим ударом, в Петербурге мы пропустили в компенсированное время первого тайма, когда все уже ждали свистка на перерыв.
— Из таких мелких деталей футбол и состоит. Без везения в нем, как в любом другом виде спорта, тоже никуда, однако везение, фарт нужно заслужить. В этих матчах удача была на стороне немцев, но, если брать в целом, они играли лучше нас. Мы уступили по делу. 

Если ты проигрываешь, поражение нужно признать и сделать из него правильные выводы. Тем более что турнирная ситуация мало чем изменилась: мы всё так же претендуем на выход из группы. По-прежнему всё в наших руках. Выиграй два матча — и задача решена. Как они сложатся, предсказать невозможно, игра рассудит. Чего мы заслуживаем, то и получим. Если мы достойны играть в плей-офф, значит, из группы выйдем.

— Для того чтобы обыграть «Лион» и «Бенфику», нужно прыгнуть выше головы? 
— Нет. Понятно, что должны быть высочайшая самоотдача и дисциплина, но надо играть в свой атакующий футбол, который у нас иногда получается достаточно неплохо. Считаю, что дома с «Лионом» при полном стадионе надо искать себя в атаке, не теряя при этом баланс с обороной. Побеждает та команда, которая забивает больше мячей. Если мы выиграем даже 5:4, я не расстроюсь.

— В 2015 году в Лиге чемпионов «Зенит» обыграл «Лион» дважды. В домашнем матче на вашем счету — голевые передачи Дзюбе и Данни. Сейчас это имеет какое-то значение?
— Это просто история, которую приятно вспоминать. С тех пор и «Зенит», и «Лион» изменились практически полностью. У французов ушли Ляказетт, Толиссо… Это совершенно другие команды. Но каждый матч в Лиге чемпионов — это тот багаж знаний, который с тобой всегда. Когда я выходил на поле еще при Спаллетти, волновался больше, чем сейчас, что-то делал по-другому. Дай Бог, чтобы опыт тех игр с «Лионом» помог и мне, и команде в целом, но проводить какие-то параллели не стоит. 


— Еврокубковая кампания 2015-го классной получилась. Пять побед подряд в группе!
— Это да. Тогда в чемпионате мы играли не очень, все свои силы и азарт отдавали Лиге чемпионов. У нас действительно получался хороший футбол, были замечательные победы — над «Валенсией» 3:2 в гостях, дома обыграли всех. Но это уже прошлое, часть истории клуба и моей истории. Я не очень люблю оглядываться назад, лучше смотреть в будущее, на то, что ждет впереди. А впереди у меня и команды — два важных матча Лиги чемпионов. Век футболиста короткий, и не каждому выпадает шанс поиграть в таком престижном крупном турнире. Так что ожидание этих встреч греет меня больше, чем воспоминания.

— В 2015-м вы забивали победные мячи в ворота «Гента» и «Валенсии». Гол в Лиге чемпионов — это особые эмоции?
— Наверное, нет. Любой гол доставляет тебе удовольствие. Не думаю, что их стоит делить на те, что забиты в чемпионате России, Кубке, Лиге чемпионов, Лиге Европы… Каждый гол по-своему красив и ценен. Иногда футболист посвящает его какому-то важному событию — рождению ребенка, например, и такой гол становится памятным на всю жизнь. Забит он может быть при этом в какой-нибудь 1/256 финала Кубка. 

— После пяти побед в группе в 2015-м «Зенит» вышел на ничего не значащую игру с «Гентом» в отпускном настроении и не сильнейшим составом. Не жалеете теперь, что не пошли на рекорд? Могло быть шесть из шести.
— Со временем, конечно, о таких вещах жалеешь. Но в тот момент был конец сезона, все устали, а задачу уже выполнили и билеты на отдых заказали. Когда ты мыслями где-то в другом месте, результата можно не ждать. 

2015 год, Олег Шатов в матчах против «Лиона»

— Сейчас тоже конец сезона, но как раз наступило время важнейших матчей. Кроме Лиги чемпионов, хочется создать задел перед перерывом в чемпионате страны. Силы и эмоции у команды еще есть?
— С этим проблем быть не должно. У российских сборников хорошее настроение. Несмотря на поражение от Бельгии, они большие молодцы — решили задачу и сыграют на Евро-2020. У наших иностранцев тоже повода для огорчений нет.

Единственное, жалко Барриоса, которому приходится летать на другой конец земли и обратно. Впереди у нас — большие интересные матчи. Два — в Лиге чемпионов, а «Спартак» и «Динамо» — принципиальные соперники. В таких противостояниях футболисты забывают и об усталости, и обо всем остальном, настраиваются только на игру и на победу. Сил и задора хватит, а как сложится — посмотрим.

Билеты на матч против «Спартака»

— Об отпуске еще не мечтаете?
— На этот раз улетать мы никуда не собираемся. В декабре жена подарит мне третьего сына. Дай Бог, чтобы всё было хорошо. Я проведу этот отпуск дома в Санкт-Петербурге.

— Три маленьких мальчишки — это же дом кувырком. Как справляетесь с двумя?
— Поначалу было тяжело, непривычно. Вы вдвоем с женой, принадлежите только друг другу, много свободного времени… Сейчас, если час полежал, отдохнул, ловишь себя на мысли, что чего-то не хватает — эмоций, драйва. Это всё дают дети. Даже в те времена, когда у меня были травмы, футбольные и жизненные неудачи, я приходил домой, видел улыбки сыновей и понимал: что бы ни происходило на работе, я не имею права переносить это в семью. Видеть родителей в плохом настроении детям совершенно ни к чему. 

Иногда сын спрашивает: «Папа, что ты такой грустный?», а я не знаю, что ответить, потому что не хочу, чтобы он видел меня таким. Да, рассказываю ему о каких-то своих переживаниях, но стараюсь, чтобы негативные мысли, связанные с футболом, оставались в другом месте и ни в коем случае не попадали в дом.

— Сыновьям нравится бывать на стадионе?
— Да. Поначалу они привыкали, но сейчас каждая домашняя игра — стадион, «Зенит», папа Олег Шатов. После игры им надо выбежать на поле, зайти в раздевалку, со всеми поздороваться, поесть пиццу — это как ритуал такой. Старший занимается футболом уже два-три месяца. Если раньше он любил мультики, сейчас просит включать какие-то матчи. Недавно смотрели с ним обзор лигочемпионской игры «Манчестер Сити» — «Тоттенхэм», закончившейся 4:3, — тогда судьи не засчитали в конце пятый гол «Сити», и гости прошли дальше. Сколько эмоций было, как он кричал! 

Мне, как отцу, будет приятно, если мои дети заболеют футболом так же, как в свое время я. Направлю и помогу, хотя знаю по себе, насколько это тяжелая профессия. Я еще иду по этому пути, бывает очень нелегко, здесь нужен сильный характер. Что бы ни случалось, нужно двигаться вперед с высоко поднятой головой, верить в свои силы и при этом оставаться человеком.

— Вашему старшему в декабре исполняется 5 лет, младшему скоро три с половиной. Он тянется за братом?
— Да, постоянно спрашивает, когда сам пойдет на тренировку. Но набор в секцию начинается с 4 лет. Пока мы по вечерам ходим в зал, расположенный в нашем доме, играем там с детьми Игоря Смольникова. 

Ну а сыну я объяснил, что в следующем году он пойдет в свою группу. Дальше — как получится. Главное — увлечь, а дети сами решат, нравится им это или нет. Заставлять их заниматься футболом я точно не буду.


img
img