13:02, 29 марта 2019 года
13:02, 29 марта 2019 года

Василий Галямин: «Марафонец, каждое утро пробегающий 15 километров, 90 минут футбола не выдержит»

Специалист по аналитике «Зенита» Василий Галямин — об особенностях своей работы, адаптации игроков, усталости и восстановлении.

Точного определения понятия «аналитик» в футболе нет. Многие думают, что наша работа состоит в том, чтобы, получив данные, делать определенные выводы, и эти выводы подобны закону. В моем понимании, футбол входит в науку сложных систем. Чтобы разобраться, что происходит с каждым футболистом, необходимо владеть информацией о его здоровье, физических возможностях и технических качествах. Важно знать, какие тактические требование предъявлены к игроку, понимать, что он элемент команды и не всё зависит от него. Финальных этапов не существует, всё происходит в динамике, и нет двух дней в году, когда футболист находится в одинаковом состоянии.

Современный футбол — это большие потоки информации. Данные мы либо получаем из внешнего источника (например, системы GPS), либо генерируем их сами (видеоанализ или набор упражнений и их классификация). Аппаратно-программный комплекс обеспечивает быстрый доступ к оперативной и исторической информации. Это важно для создания отчетов любой сложности. 

На каждого футболиста, как только он появляется в команде, заводится индивидуальный профиль. В нем учитываются физические данные, физиологические, скоростные показатели, мощность, с которой игрок выполняет движения. Все тренировки записываются на видео, потому что немаловажно знать, как игроки работают с мячом. Если, например, сравнить ЧСС (частоту сердечных сокращений) игрока в беге на 100 метров и на 100 метров с мячом, показатели будут разными. Разумеется, учитываются и медицинские данные, и психологические. Умение принять решение в игре — тоже важный фактор.
 
***

Наша задача — предоставить собранную информацию таким образом, чтобы тот, кто ее получает, мог принимать решение. Будь это тренер, врач или физиотерапевт. Поэтому нам необходимо понимать методику работы всех специалистов команды. У тебя могут попросить информацию об игроке как за один день, так и за длительный период. При этом тренера по физподготовке будет интересовать физическое состояние футболистов, физиотерапевт наверняка запросит данные о том, как перенес нагрузку игрок, восстанавливающийся после травмы, а главному тренеру и его помощникам понадобится вся совокупность информации, имеющая отношение к игре. Хороший аналитик — это тот, кто может предоставить информацию быстро, качественно и с пониманием того, что от него требуют. Качественный аналитический процесс — это когда исторические данные дают нам знание и опыт, позволяют планировать будущее, анализировать настоящее. Это как цепочка, которая позволяет нам расти и эволюционировать. 
 
***

Немаловажный аспект нашей работы — общение с игроками. Объективные данные — это одно, а ощущения футболиста — другое. Как он перенес нагрузки, какое его психологическое состояние и так далее. Некоторые зенитовцы просят отчеты по себе и регулярно их получают. Тренировочный цикл построен так, что в определенные недели нагрузка повторяется, хотя это и не значит, что упражнения одни и те же. Накануне игры тренировки более-менее одинаковые, но в день перед первой игрой и девятой самочувствие может быть разным. Этот момент футболисты и контролируют. Чтобы знать, устали они из-за увеличения нагрузки или по каким-то другим причинам. Кто-то с помощью отчетов контролирует правильное питание.
 
***

Моя задача — всё, что касается тренировочного процесса главной команды. Отдельные люди занимаются «Зенитом»-2 и молодежной командой.

Когда проводится фитнес-тренировка, я стою с планшетом у бровки и контролирую данные в режиме реального времени: мощность бега, восстановление после каждого периода и так далее. Важно, чтобы упражнения выполнялись в запланированном режиме. Если кто-то выходит за эти рамки, я тренеров об этом предупреждаю. Кто-то не добегает, кто-то, наоборот, бежит быстрее, чем нужно. После упражнения игрок должен восстановиться, чтобы начать следующий этап тренировки. 

На тренировках футболисты бегают группами, которые сформированы не по позициям и не просто так. Есть различные уровни физической готовности игроков, и тренер по физподготовке направляет каждого в свою группу. 
 
***

В современном футболе, если игрок не побежал за мячом в ситуации, в которой вроде бы должен был, это негативные данные. Но в то же время есть игроки, которые не нуждаются в высоких объемах работы, потому что они здорово видят поле, умеют правильно выбрать позицию. Усилий от них в игре требуется меньше и при работе с мячом, и даже без мяча. Яркий пример — Андрей Аршавин. Он часто оказывался игроком, который бегает на поле меньше всех. Но в определенные моменты он включал свои футбольные качества и делал то, за что его любят и ценят болельщики. Месси пробегает за каждую игру по 8000 метров. Криштиану Роналду тоже очень больших объемов не делает. У каждого свой стиль игры, своя роль в команде.
 
***

Все люди устают, футболисты — не исключение. Усталость может быть и физической, и психологической — не все способны справляться с постоянным моральным давлением. В этом сезоне еще был чемпионат мира. 

На то, выигрываем мы или нет, влияет множество факторов — не только функциональная готовность. Когда мне кто-то говорит: «Вы просто стоите», я отвечаю так: «У вас есть мнение, у меня — данные. Давайте их сопоставим. Покажите момент, где игрок не побежал за мячом не по тактическим соображениям, а потому, что не смог». «Встали» игроки, скорее всего, не потому, что не могли бежать, а потому, что некуда — у соперника в обороне восемь человек.
 
***

Некоторые футболисты играют много весь сезон. У Далера Кузяева, например, сыгравшего больше всех, наблюдался не то чтобы спад, но момент, когда ему всё давалось тяжелее, чем обычно, и это нормально. Если футболисты условной команды проводят два матча в неделю, аналитики должны контролировать, как они восстанавливаются. Поначалу восстановление может занять день, потом — полтора. Постепенно этот период увеличивается. В какой-то момент игрок уже не может восстановиться от игры к игре, здесь-то и нужна ротация. Сам организм спортсмена этого просит — именно в это время нередко случаются травмы.
Я не считаю, что усталость — это что-то плохое. Любой спортсмен устает — после тренировок или соревнований. Это нормальное явление. Я бы больше переживал, если бы футболист после матча сказал, что он не устал. Другое дело, что, когда усталость накапливается, человек может уйти в утомление. Хроническое утомление — это уже болезнь. Чтобы после нее восстановиться, нужен месяц, два, а то и три. 
 
***

Есть игроки, которые хорошо переносят два матча в неделю, потому что они к такому ритму адаптированы. Например, Иванович к нему привык еще в Англии. Другому футболисту потребуется время, затем он тоже высокие нагрузки будет переносить хорошо. 

В новой команде игроку привыкать нужно ко всему. Барриос — человек с очень хорошими физическими данными, но он говорит, что мяч в России ходит быстрее, чем там, где он выступал раньше. Спрашиваю его: «Ты снег когда-нибудь видел?» «Нет», — отвечает. Он в Аргентине в перчатках играл, а там всегда плюсовая температура.

Вообще, тренировочный процесс в Латинской Америке очень отличается от нашего. В Бразилии, к примеру, предсезонные сборы длятся всего 10 дней, а игр там намного больше. Многие клубы не берут из Латинской Америки игроков старше 25 лет как раз из-за проблемы адаптации. 

Матч — это та нагрузка, из которой ты выходишь в утомление. Тебе необходимо восстанавливаться. Бывают позитивные нагрузки, которые дают противоположный результат, твои физические показатели растут. Но поскольку бразильцы почти не тренируются, а только играют, при переезде в Европу, особенно в зрелом возрасте, им приходится менять свой образ жизни. Многие не могут адаптироваться. Это как изучение иностранного языка: в восемь лет его учить намного легче, чем в двадцать пять.

Привыкать к новой жизни приходится любому человеку, а футболист еще и находится под постоянным давлением. Зачастую он не может общаться с партнерами из-за незнания языка. Есть много факторов, влияющих на игру, и они далеко не всегда заметны широкой публике. 

Время, которое необходимо на адаптацию, у каждого человека свое. У кого-то на это уходит месяц, у кого-то — год-полтора. Бывает, что игрок не адаптируется вообще и ему приходится менять команду.
 
***

Часто футболистов обвиняют в том, что они тренируются меньше других спортсменов, а внимания к ним больше. Давайте представим себе марафонца, пробегающего каждое утро по 15 километров. Так вот, если поставить его на игру, 90 минут он не выдержит. Потому что мощность движений, смена направлений, которые делают футболисты, — это очень большая нагрузка. Посмотрите, как за три минуты устает боксер, хотя кажется, что он только прыгает и машет руками. У каждого вида спорта свои требования. Те, кто завидует футболистам, этого не понимают. Да и то, что футболисты тренируются по два часа, не совсем правда. Многие приходят за час до тренировки, а потом остаются дополнительно. И образ жизни, который они ведут, тоже своего рода тренировка.
 
***

Вся наша команда относится к футболу очень профессионально. Я знаю ребят и могу говорить, что каждый из них делает всё, чтобы работать наиболее эффективно. К примеру, в прошлом сезоне Кузяев сыграл более 50 матчей. Но он умеет восстанавливаться и получает удовольствие от футбола.

img
img