12:29, 19 октября 2018 года
12:29, 19 октября 2018 года

Евгений Чернов: «Я такой человек: если есть возможность, то постараюсь за нее зацепиться»

Защитник «Зенита» побывал в гостях «Радио Зенит» и рассказал о борьбе за место в составе, работе под руководством Сергея Семака и своем карьерном пути.

— Евгений, как по-вашему, может ли «Зенит» считать себя сейчас безоговорочным лидером чемпионата России?
— Так думать нельзя, потому что впереди еще очень много игр. Необходимо сохранять и увеличивать то преимущество, что есть у нас сейчас, идти от игры к игре.

— «Зенит» показывает себя мощно, при этом есть ощущение, что может прибавить еще.
— Команда прибавляет постепенно. Болельщикам нравится игра, есть результат, настроение внутри коллектива отличное.

— Игра с «Краснодаром» получилась очень содержательной. Какой она запомнилась вам?
— Переживал перед матчем, но старался отбросить все лишние мысли и просто показать, что умею. Это был важный матч с точки зрения турнирного положения. Победа в нем позволила нам оторваться от ближайшего преследователя, которым как раз и является «Краснодар».

— «Краснодар», наряду с «Зенитом», — одна из самых зрелищных команд в Премьер-Лиге. Этот матч был показательным в том плане, что продемонстрировал все положительные и сильные черты нашего чемпионата?
— Свои сильные стороны есть и у «Краснодара», и у «Зенита» — обе команды показали их, поэтому получился такой красивый и содержательный матч. Очень рад, что принял участие в этой игре.

— Когда вы узнали, что выйдете на матч с «Краснодаром»?
— На установке перед самой игрой. Но в принципе догадывался, что выйду в стартовом составе, до этого, исходя из того, что мы отрабатывали на тренировках. 

— Вы уже довольно опытный игрок. Спокойно восприняли свое появление в составе?
— Спокойно готовился к матчу, не обращая внимания ни на что лишнее. Делал свою работу, ожидая решения тренерского штаба. Я принимаю любое решение тренеров. У нас постоянный диалог с Сергеем Богдановичем. Ждал этого шанса и надеюсь, у меня еще будут другие возможности.

— Вы двигались поступательно: сначала вышли в игре с «Кайратом», потом с «Волгарем» и, наконец, с «Краснодаром». Игра в Астрахани, наверное, заставила тренерский штаб по-другому посмотреть на вас?
— Не мне судить (смеется). Но, конечно, когда отмечаешься результативными действиями, заставляешь тренерский штаб поразмышлять — но у тренеров и без того есть достаточно информации обо всех игроках. Поэтому выбор только за ними.

***

— Чему вы научились под руководством Сергея Семака?
— Сложный вопрос. Еще учусь. Сейчас уделяем много внимания моей игре в обороне, тренеры подсказывают мне, как правильно действовать в той или иной ситуации.

— Сергей Семак — образцовый профессионал. Наверняка он дает вам и какие-то практические советы?
— На установках он все очень спокойно и доходчиво объясняет, мотивирует нас. Очень грамотный специалист. Всегда находит важные слова, которые нужны команде перед такими матчами, как с «Краснодаром» или «Локомотивом», да и вообще с любым соперником, ведь в Премьер-лиге все команды — не подарок.

— Со стороны кажется, что Семак мягок, но настойчив. Бывает ли он жестким?
— Конечно, если в игре нужно что-то поменять, он может быть более жестким. Но это бывает редко. Он объясняет мягко, но нам этого достаточно. Поэтому ему не приходится применять по отношению к нам жесткость.

— Правда ли, что Семак всегда открыт для общения с любым членом команды?
— Абсолютно. В начале сезона у меня возникало много вопросов, на которые он всегда отвечал. После тренировки он еще довольно долгое время проводит на базе. Поэтому любой футболист может зайти и поговорить на интересующие темы.

— Как вы прошли тот период, когда работали, тренировались с командой, но не появлялись на поле?
— Самое главное — вера в себя. Работать, верить в себя, идти к этому. Невозможно постоянно ждать шанса, но так и не получить его. Такого не может быть. Просто когда шанс появится — его нужно постараться использовать.

— Как конкуренция за место на левом фланге обороны отражается на вашем общении с Эльмиром Набиуллиным?
— Ни у кого в команде нет проблем между собой. Все прекрасно понимают: в команде собраны большие профессионалы. Никто никогда не обижался, если конкурент по позиции вышел, сыграл больше… Атмосфера в коллективе — это одно из важнейших условий для того, чтобы добиваться больших результатов.

— Если вдруг у вас не получится закрепиться в «Зените», насколько рассматриваете возможность играть за другой клуб в Премьер-лиге или уехать в зарубежный чемпионат?
— Я отбросил подобные мысли в сторону. У меня действующий контракт с «Зенитом», и я сосредоточен на игре только за эту команду. Сказал своему агенту, что сейчас полностью сконцентрирован на «Зените», постараюсь здесь остаться и приносить пользу.

— 25–26 лет — часто пиковый возраст в карьере футболиста. У вас есть ощущение, что вы сейчас на пике?
— Нужно побыстрее достичь этого самого пика и продержаться на нем как можно больше лет. С таким тренером, как Сергей Богданович, добиться этого можно быстро и поддерживать на протяжении долго времени — как это делал он сам.

***

— Кажется, будто в «Зените» вы уже очень давно. Вы помните, как переходили в клуб, ведь это было начало 2016-го?
— Да, все верно. Но я получил предложение от «Зенита»-2 до этого, когда еще играл за «Енисей». Я взял паузу на размышления. Мы посоветовались с агентом, взвесили все «за» и «против». Конечно, плюсов было больше. Потом я поговорил с семьей. Мы приняли решение: раз есть такая возможность и у меня будет шанс попасть в основной состав «Зенита», нужно рискнуть и ехать. Мне было на тот момент 23 года, никакой боязни не было. Да, меня приглашала вторая команда, но это лишь формальность.

— У вас уже был к тому моменту опыт выступления в командах, ставящих перед собой определенные задачи. Вы были уверены в этом шаге?
— Да, хотелось попробовать. Я ничего особенно не терял. Не получилось бы — ушел. Я такой человек: если у меня есть возможность, я постараюсь за нее зацепиться.

— Вы дебютировали в «Томи» в 19 лет, и тогда клуб еще выступал в Премьер-лиге, верно?
— Да, все так. Мой дебют пришелся на матч с «Амкаром». Тренеры выпустили меня на 10 минут. Было волнительно, очень хотелось забить, принести в первом же матче очки команде. Но сыграли тогда 0:0.

— Вы уже тогда решили уйти из «Томи»? Какая там вообще была ситуация?
— Я поехал с командой на сборы, а потом мне позвонил агент и сказал, что тренер советует мне уйти в аренду, чтобы получить больше игровой практики. И рассказал мне о варианте с оренбургским «Газовиком». Я не раздумывая согласился, взял билет и полетел на просмотр в Оренбург. После 5–7 дней просмотра остался в команде.

— Вы много где успели поиграть. Появлялась ли тревога по этому поводу? Не было ли мысли, что пора уже где-то осесть?
— Осесть хочется здесь, в «Зените» (смеется). Что касается ранней стадии карьеры, частая смена команд нисколько не пугала ни меня, ни жену. Наоборот, даже нравилось, что можем пожить в разных городах, познакомиться с разными людьми. Моя карьера с каждой ступенью шла вверх: после «Газовика» и второго дивизиона я отправился в ФНЛ, провел два года там, перешел в еще более сильную команду, а потом уже и в «Зенит». Так что я считаю, что все сделал правильно. Мог остаться в «Томи», но разве что для количества. Другое дело, когда переходишь в команду, где тебя хотят видеть. Получаешь игровую практику, чувствуешь доверие тренера, а это очень важно для молодого футболиста.

— «Томь» всегда была ярким клубом, но постоянно испытывала сложности административного характера, не так ли? Недавно команда демонстративно вышла на матч с «Сочи» на шесть минут позже.
— Да, всегда. Когда я играл в «Томи», зарплату получал два раза в год — в августе и под Новый год. Тем не менее деньги выплачивали полностью. Что касается нынешнего протеста, нужно просто перетерпеть, в «Томи» всегда рассчитываются.

— В Томске вы прошли хорошую подготовку. Нередко у вас отмечают отличную физическую форму.
— Все это благодаря нашим детским тренерам. Команда у нас была очень хорошая, но, увы, не все остались в футболе. Были перспективные футболисты, не у всех сложилась карьера.

— Когда вы узнали, что интересны Мирче Луческу, тренировавшему «Зенит» в то время, когда вы переходили?
— После перехода в «Зенит»-2 мне удалось хорошо провести весеннюю часть чемпионата. Мы здорово играли, побеждали почти в каждом матче, сумели остаться в ФНЛ. Тогда мне сообщили, что я поеду на сборы с главной командой. Мистер Луческу всегда брал много молодых футболистов, чтобы оценить их возможности. Я тогда дал себе установку, что он должен обратить на меня внимание. И потом я уже совмещал игры за вторую команду с тренировками с первой.

— Несколько раз вы вышли в составе «Зенита» на матчи против своих бывших команд — «Томи», «Оренбурга»… Была в тот момент мысль, что вот он, тот момент, когда необходимо себя показать?
— Конечно, всегда так происходит, когда дебютируешь в команде. Матчи против бывших команд дают дополнительный настрой: хочется проявить себя в игре за нынешний клуб и также показать себя бывшей команде.

— Потом в какой-то момент в 2017-м вы выпали из обоймы. Тренерский штаб объяснял вам причину?
— Особо не общались на эту тему. Как я уже говорил, принимаю любые решения тренерского состава, уважаю их. Просто так складывались обстоятельства — «Зениту»-2 нужно было выкарабкиваться из сложной ситуации. Нисколько не жалею, что пришлось играть за вторую команду. Сыграл хоть одну игру — и того достаточно (смеется).

— Потом вы перешли в «Тосно». Там вы с ходу стали «железобетонным» игроком стартового состава?
— Я приехал в клуб прямо перед началом чемпионата, и меня сразу поставили в состав. С первого же тура удавалось себя проявлять, и тренеры доверяли. У нас был великолепный коллектив, что позволяло показывать хорошую игру. Можно вспомнить Антона Заболотного, Евгения Маркова, например…

— Так получилось, что не все из ваших команд существуют по сей день. Тот же «Тосно» или дзержинский «Химик»… Что-то объединяет эти случаи?
— Схожие ситуации. Команда попадает в более высокую лигу и неправильно рассчитывает бюджет. Авось повезет. Однако для меня аренда стала отличной площадкой для того, чтобы проявить себя.

— Как футболист мотивирует себя, когда по несколько месяцев не получает зарплату?
— Не все должно сводиться к деньгам. Есть клуб, который дал тебе возможность, можно играть за честь клуба и надеяться, что руководители найдут средства и выплатят деньги. Но ты стараешься не думать об этом. У тебя есть семья, есть на что ее кормить, и временные трудности никак не отвлекают тебя.

— В прошлом сезоне вы выиграли Кубок России с «Тосно». Как вам запомнилась эта победа?
— Очень яркое событие! Притом что в Премьер-лиге результаты у нас тогда были не лучшие, проигрывали почти всем. Кубок стал своеобразной ложкой меда. Этот трофей был также важен для Павла Погребняка. Он получил травму в игре со «Спартаком» — так что мы играли также и за него. И преподнесли такой подарок — и ему, и себе, и своим близким.

***

— Когда увидели свое имя в расширенном списке сборной России, сильно волновались?
— Очень хотелось попасть в окончательный список. Помню, позвонил мой агент и сказал: «Ну что, что хотели, то и получили!» Конечно, я был счастлив. Мне звонили близкие, родные, все были очень рады.

— Тогда команда уже вовсю готовилась к чемпионату мира, но Станислав Черчесов внимательно просматривал каждого игрока, верно?
— Появилась возможность проявить себя в товарищеской игре с «Динамо», прочувствовать атмосферу. Для меня это был бесценный опыт. Любой вызов в сборную — крайне приятное событие.

— Во время просмотра чемпионата эмоций, наверное, как и все, получили невероятное количество?
— Я был, наверное, одним из немногих, кто сразу сказал: «Я верю в нашу команду несмотря ни на что и буду в любом случае поддерживать ее». Купил флаг, повесил на окно. Очень горд за ребят. С кем-то из них мне довелось поработать в сборной. Надеялся, что пробьются в финал, — и это было возможно.

— Как вы встретили вечер, когда сборная России победила Испанию?
— У меня был перерыв между сборами. Сидел на кухне с собакой. Жена была не рядом — ей предстояли роды. 

— С кем из зенитовцев вы больше всего общаетесь вне поля?
— С Антоном Заболотным, которого хорошо знаю по «Тосно». С Егором Бабуриным постоянно общаемся, созваниваемся. 

— Что Егор вам рассказывает о своей ситуации в «Рубине»?
— Он работает, ждет своего шанса, верит в свои силы.

— Как изменился российский футбол после чемпионата мира? Прибавил или, наоборот, убавил в качестве?
— В эмоциональном плане, в том, что касается поддержки болельщиков, однозначно прибавил. Это видно как в Премьер-лиге, так и в ФНЛ. Очень много людей ходят на новые стадионы в Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде. В плане качества игры тоже прибавил. Команды стараются держать уровень, заданный сборными на Кубке мира, стараются достичь высоких результатов, как сборная России.

— Недавно «Зенит» завершил матч чемпионата со счетом 5:3. Для вас это норма?
— Для меня, как защитника, три пропущенных мяча — это не норма.

— На кого вы равняетесь? Есть ли любимые игроки на позиции левого защитника?
— Выделяю на своей позиции Марсело. Думаю, это идеал современного крайнего защитника. Он постоянно подключается к атаке, обостряет игру, при этом надежен в защите.

— Расскажите, как в вашей семье появился пес, с которым вы смотрите футбол вместе?
— Жена хотела собаку. Я сказал: «Хорошо. Когда купим, назовем его Торрес». Она согласилась. Порода — джек-рассел-терьер. Всей семьей очень с ним дружим. Вообще, собака очень дисциплинирует. Каждое утро будит меня, приходится идти гулять.

— В каком районе Петербурга вы живете и гуляете с собакой?
— Гуляем в парке Сосновка, живем рядом с базой клуба. Прекрасный парк, собаке там очень нравится.

— Расскажите о вашей семье.
— С женой мы встречаемся со школы. Семья — самое главное в моей жизни. Недавно случилось долгожданное прибавление — дочка.

— Могли бы вы представить себя в роли многодетного отца, как Семак?
— Сергей Богданович как человек — пример для многих. Если есть возможность иметь много детей, нужно ее реализовывать. Будем брать пример с нашего главного тренера.

— Вы уже чувствуете себя петербуржцем?
— Да, мы уже привыкли, нам очень нравится. Всем нашим близким, родным тоже. Люди очень доброжелательные, интеллигентные, разбираются в футболе.

— Посещаемость на стадионе «Санкт-Петербург» продолжает бить рекорды. Вам потребовалось какое-то время, чтобы адаптироваться к постоянным аншлагам?
— Моментально привык, ведь это приятный опыт, когда ты выходишь на поле при таком большом количестве болельщиков «Зенита». 

— Ваши ожидания от нынешнего сезона — оптимистичные?
— Конечно. Приложим все силы, чтобы порадовать болельщиков.
img
img