14:49, 11 июля 2013 года
14:49, 11 июля 2013 года

12 подвигов лучших болельщиков мира

Во имя любимого клуба болельщики сине-бело-голубых способны на самые удивительные поступки. «Наш „Зенит“» вспомнил двенадцать историй, впечатляющих не меньше, чем подвиги Геракла, — от аншлагов на Крестовском до автопробега до Владивостока.

Аншлаг за аншлагом

Построенный в 1950 году стадион имени Кирова был крупнейшим в СССР и одним из самых больших в мире. Аншлаг состоялся на первом же матче — ленинградское дерби между «Зенитом» и «Динамо» (1:1) посмотрели 100 тысяч человек. Игре предшествовало торжественное открытие арены. Следующие два матча — с московскими «Динамо» и ЦДКА — вновь собрали максимальную аудиторию. Ну а годом позже, 14 июля 1951-го, благодаря пристроенным на верхнем кольце временным трибунам матч «Зенита» с ЦДСА увидели 110 тысяч зрителей. Это до сих пор не побитый рекорд страны.

В дальнейшем стадион дважды реконструировался, и его вместимость снизилась сначала до 80 тысяч, а затем до 72. Аншлаги по-прежнему случались по нескольку раз в год. В чемпионском 1984-м максимальная посещаемость на Кирова зафиксирована дважды — на игре с киевским «Динамо» и на полуфинале Кубка с воронежским «Факелом». Если бы на этом стадионе проводились заключительные матчи сезона с «Шахтером» и «Металлистом», наверняка трибуны опять были бы переполнены. Только официальных заявок от предприятий на матч с харьковчанами в СКК поступило около 200 тысяч!

Большой ажиотаж вызвал и матч — прощание с легендарной ареной. Желающих попасть на игру «Зенит» — «Динамо» 6 июля 2006 года было намного больше, чем напечатанных билетов (45 тысяч).

70 лет с «Зенитом»

София Иосифовна Аранович (24.03.1914 — 17.05.2006) впервые пришла на стадион в 1934 году, когда сборная Ленинграда играла с турками. Регулярно посещать матчи «Сталинца», а позже «Зенита» она начала в 1938-м. В годы блокады Аранович сначала принимала участие в строительстве оборонных укреплений, а затем, став начальником территориального участка, занималась поддержанием чистоты на улицах и ремонтом поврежденных зданий. Весной 1944-го она помогала обустроиться в городе нескольким зенитовцам, вернувшимся из эвакуации. В том же году она с трибуны наблюдала за домашними матчами нашей команды в Кубке СССР, а репортаж о триумфальном финале слушала на улице у репродуктора.

София Иосифовна знала все поколения игроков нашей команды, со многими дружила. Ей всегда были рады на базе в Удельной, куда она приезжала, чтобы поздравить команду с Новым годом и другими праздниками. В последние годы жизни у нее было постоянное место на центральной трибуне «Петровского». После матчей она спускалась к тренерской скамейке, благодарила футболистов, а затем на автобусе команды ее подвозили до ближайшего метро.

Когда ей было 82, она в первый, но не в последний раз побывала на выезде — «Зенит» в Москве победил «Спартак» 2:0. Затем ее можно было встретить, например, в Самаре. «Пока я могу ходить, вы всегда увидите меня на футболе», — говорила Аранович накануне своего 90-летия. Когда Софии Иосифовны не стало, «Петровский» почтил ее память минутой молчания, а футболисты вышли на игру с «Ростовом» в траурных повязках.

Семь тысяч счастливцев

На золотой матч 2007 года в Раменское готовы были ехать все, кто в принципе приемлет понятие «выезд». Однако возникла серьезная проблема: хозяева, несмотря на совсем небольшой интерес к игре со стороны поклонников «Сатурна», согласились выделить нашим болельщикам лишь гостевую трибуну — немногим более трех тысяч мест, а этого было явно недостаточно. Чтобы попасть на матч, которого они ждали 23 года, болельщики «Зенита» шли на любые ухищрения, договаривались с местными жителями, командировали в кассы стадиона друзей из Москвы, наконец, обращались к услугам спекулянтов. В итоге на трибуны удалось попасть примерно семи тысячам человек. Еще около трех тысяч остались стоять за пределами арены, поскольку минут за десять до стартового свистка милиция закрыла входные ворота, сославшись на то, что стадион переполнен.

Самым экстремальным этот выезд стал для тех, кто тремя днями ранее чартерным рейсом летал поддержать «Зенит» в еврокубковом матче с греческой «Ларисой». Вылет домой задержался примерно на 30 часов, и только благодаря вмешательству руководства клуба и предоставленному им бесплатному самолету многие активисты зенитовского фан-движения успели прибыть в Раменское вовремя.

Сине-бело-голубой Невский

26 мая 1999 года в финале Кубка страны «Зенит» обыграл московское «Динамо». За первым триумфом в российской истории клуба вживую наблюдали несколько тысяч петербуржцев. Но то, насколько эта победа значима для города, стало ясно, когда команда вернулась домой. Вот как вспоминает те события главный тренер «Зенита»-99 Анатолий Давыдов: «Мы были шокированы. По пути на базу нас сопровождал настоящий эскорт из машин болельщиков. Встречные машины, увидев нас, сигналили. А то, что потом творилось на Невском проспекте, я не забуду никогда. Я не видел ничего подобного ни как игрок, ни как тренер». Эмоции Анатолия Викторовича понять легко. Когда футболисты в открытых машинах выдвинулись от площади Восстания в сторону Дворцовой, где должен был состояться праздничный митинг, главная магистраль города была целиком заполнена людьми в сине-бело-голубом. По приблизительным подсчетам, поздравить команду пришли около ста тысяч человек.

Самый масштабный перформанс

30 сентября 2008 года «Зенит» на «Петровском» принимал «Реал». К первому в истории домашнему матчу Лиги чемпионов болельщики при поддержке клуба подготовили перформанс, в котором участвовал весь стадион. С выходом команд на поле было поднято 19 тысяч модулей, и взорам футболистов предстала фраза, выложенная белыми буквами на синем и голубом фоне: Welcome League! Параллельно над центральной трибуной взметнулся 90-метровый баннер с изображением одиннадцати человек в капюшонах с зенитовскими эмблемами на груди.

Подготовка к акции заняла несколько недель. Кроме того, перформанс прошел непростую процедуру утверждения в УЕФА. Сначала футбольным чиновникам показали эскиз, затем уже готовый баннер — его разложили на малой арене стадиона. Делегат УЕФА оценил увиденное так: «Потрясающе!» До настоящего времени эта акция остается самой масштабной из всех проведенных на «Петровском».

13 тысяч километров на автомобиле

24 сентября 2006 года «Зенит» во Владивостоке играл с командой «Луч-Энергия». Три болельщика нашего клуба — Александр «Зар» Зарайский, Евгений «Шляпа» Степанов и Вероника «Вичка» Давыдова — прибыли на игру на специально приобретенной старенькой «Хонде», предварительно заехав на другой матч «Зенита» в Ростов-на-Дону. Путешествие длиной в 13 тысяч километров заняло две недели. Периодически машина ломалась, ее чинили и ехали дальше. Особенно нелегко пришлось в Сибири и на Дальнем Востоке, где на некоторых участках трассы асфальтового покрытия не было в принципе. «Где-то между Читой и Хабаровском видели фуру, которая села на пузо, — вспоминал позже Евгений Степанов. — И нам очень повезло, что бензобак под Чернышевском мы пробили вовремя — после того, как обогнали три пустых автовоза, которые шли за машинами во Владивосток. Они нас подобрали, и три ночи мы спали, сидя в своей машине, которую везли люди доброй воли. Участок страшный — автовозы потеряли на нем четыре колеса. При этом поблизости — ни одного автосервиса».

По приезде во Владивосток путешественники хотели бросить свою машину там, но общественность решила иначе. Болельщики собрали деньги и организовали доставку «Хонды» в Петербург по железной дороге. На следующей домашней игре Зара, Вичку и Шляпу ждал сюрприз от клуба: в знак благодарности «Зенит» подарил им новую иномарку.

Самый массовый выезд

Выезд на финал Кубка СССР 1984 года, вероятно, самый массовый в истории клуба. Точной статистики нет, но, по некоторым оценкам, количество ленинградцев, приехавших в Москву на матч с «Динамо» (24.06.1984), составило около 20 тысяч человек. Народ ехал целыми предприятиями, организовывались автобусы и дополнительные поезда. Объясняется это довольно просто: именно Кубок страны в том сезоне казался турниром, который «Зенит» может выиграть. О чемпионстве никто не думал. Даже на финишной прямой чемпионата, в октябре, домашний матч с ЦСКА на стадионе имени Кирова собрал всего 15 тысяч зрителей. А на полуфинал Кубка с представителем первой лиги «Факелом» пришли 70 тысяч человек!

Болеть активно в Москве в те годы не разрешалось. В «Лужниках» милиция разбивала людей на небольшие группы. Фанатские шарфы приходилось прятать под одеждой. Тех, кто начинал скандировать, выводили в милицейский пикет. «Когда команды вышли на поле, вдруг раздался громовой, как мне сейчас кажется, фирменный зенитовский хлопок в ладоши, — вспоминает болельщик „Зенита“ Алексей „Дюрер“ Деревягин. — Мы, ошарашенные, поддерживаем и видим, что примерно половина стадиона — это люди, болеющие за нашу команду. Затем последовал первый заряд в тысячи голосов: „Зенит“! „Зенит“! Это нас настолько разогрело, что кто-то достал розетки, кто-то начал заводить. Милиция разволновалась, попыталась кого-нибудь вывести. Но тогда был способ борьбы — все сцеплялись между собой локтями, лозунг скандировали: „Мы не в Чили! Мы не в Чили!“». Тот финал «Зенит» проиграл, и вечером платформы Ленинградского вокзала были буквально завалены программками к матчу.

Рождение фанатского движения

Днем рождения фан-движения «Зенита» считается 21 сентября 1980 года, когда 44 ленинградца впервые организованно отправились на выезд — в Москву на матч со «Спартаком». Незадолго до этого они начали активно болеть за «Зенит» на 33-м секторе стадиона имени Кирова. «Перед Олимпиадой-80 стадион имени Кирова был закрыт на реконструкцию, но два матча в 1980-м, с минским „Динамо“ и „Карпатами“, все же решено было провести здесь, — вспоминает один из первых фанатов Вячеслав Блинов по прозвищу Очки. — И группа молодых парней (человек 20–30) во главе с Серегой Длинным собралась на 33-м секторе. На „Карпатах“ 4 июля эта группа стала очень активно кричать, и народ стихийно к ним повалил. Я сам сидел за воротами и, увидев, что происходит на 33-м, предложил друзьям пересесть туда, тем более что проход был свободным. К середине матча сектор оказался заполнен практически наполовину». На следующий матч с «Черноморцем» люди шли целенаправленно на 33-й. На первом выезде ленинградцы познакомились с фанатами «Спартака» и получили от них информацию о том, что такое футбольный фанатизм в Советском Союзе. Началась активная выездная жизнь. Ну а на домашних матчах, если они проходили на Кирова, главные фанатские силы всегда собирались на 33-м секторе.

Гимн болельщиков

В конце 1970-х во многих городах СССР были созданы клубы любителей футбола (КЛФ). В Ленинграде такой клуб открылся в ДК имени Капранова. КЛФ объединял разных людей — от коллекционеров до фанатов. И именно здесь зимой 1981-го родился гимн болельщиков «Зенита». В качестве музыкальной основы фанаты использовали «Вечернюю песню» Соловьева-Седого, которая фактически была неофициальным гимном Ленинграда. Первые несколько куплетов написал Алексей Телемаков, по прозвищу Молодой, вместе со своей мамой. Остальные — Андрей «Зонт» Солнцев. Редактирование было коллективным. По словам заводящего 33-го сектора Евгения «Шляпы» Степанова, собирались раза три или четыре «Когда появился текст, пытались его напеть, каждый предлагал какие-то свои правки. Самым кривым получился второй куплет „Мы твои верные друзья“. Слова не звучали и не пелись, и с ними пришлось серьезно повозиться. Кстати, фраза из гимна „Ливерпуля“ „Ты не будешь один никогда“ в зенитовский гимн вошла не случайно — Зонт был поклонником мерсисайдцев». Когда редактирование завершилось, текст размножили на печатных машинках. На 33-м секторе стадиона имени Кирова гимн исполняли на 5-й минуте матча и за 5 минут до конца. Примерно в то же время появилась и вторая песня фанатов сине-бело-голубых — «Знамя „Зенита“», — написанная Дмитрием Ледовским, по прозвищу Моряк. Как и гимн, она до сих пор в неизмененном виде исполняется на «Петровском».

Атрибутика в космосе

Давняя традиция болельщиков «Зенита» — брать клубную атрибутику с собой в путешествия. Сине-бело-голубые шарфы и флаги побывали в самых отдаленных уголках планеты — от Северного до Южного полюса, на многих горных вершинах. А в 2007 году мы узнали, что за сине-бело-голубых болеют не только на Земле. Космонавт Юрий Маленченко поздравил зенитовцев с чемпионством прямо с орбиты, а вернувшись, передал клубу шарф и вымпел, которые все это время были с ним, и игровую футболку Анатолия Тимощука — ее специально доставили на орбитальную станцию на транспортном корабле. «Космонавт имеет право взять с собой на орбиту не более полутора килограммов личных вещей, — рассказал Маленченко „НЗ“. — Обычно это самое дорогое для нас — фотоснимки, например. Для меня такой вещью стала символика любимого клуба».

Герой России Юрий Маленченко родился на Украине, живет в Подмосковье, но много лет следит за выступлениями «Зенита». Болельщиком, по его словам, он стал в 2001 году под влиянием друзей. Дружеские отношения связывают его и с Анатолием Тимощуком.

Выезды в Европу

Первый массовый выезд болельщиков нашего клуба на еврокубковый матч состоялся 30 сентября 1999 года. Несмотря на то что дома «Зенит» проиграл «Болонье» 0:3 и практически лишился шансов продолжить борьбу за Кубок УЕФА, в Италию отправились около 300 человек. Кто-то добирался самостоятельно, кто-то воспользовался чартером, организованным Клубом болельщиков. Группа фанатов арендовала автобус и совместила футбол со знакомством с несколькими новыми для себя странами. Итог этой европейской кампании подвел один из итальянцев: «Теперь мы знаем, что в России есть три клуба: „Спартак“, „Динамо“ Киев и „Зенит“». В тот момент вряд ли кто мог предположить, что спустя всего 9 лет наш клуб выиграет Кубок УЕФА, а очевидцами этого события станут 10 тысяч болельщиков сине-бело-голубых, причем далеко не только из Петербурга.

Стихи и песни

Когда в конце девяностых — начале нулевых популярность «Зенита» начала расти, появились люди, выражавшие свою любовь к клубу стихами. В редакцию газеты «Наш „Зенит“» приходило множество писем, авторы просили, а иногда и требовали опубликовать свои творения. Один болельщик написал целую поэму, в которой детально описал каждый матч футбольного сезона. Когда в 2007 году наш клуб после долгого перерыва стал чемпионом, а в Петербурге начало вещание «Радио „Зенит“», возросла активность авторов — исполнителей собственных песен. О масштабах явления говорит хотя бы тот факт, что в ротации радиостанции сейчас находится 86 песен о «Зените». Еще не так давно их не набралось бы и десяти.

img
img