11:49, 22 июня 2010 года
11:49, 22 июня 2010 года

«Иногда Cпаллетти берет грабли»

Разговоры о главном

Лучано Спаллетти пока оправдывает надежды тех, кто зазвал его в Россию: после десяти туров российского чемпионата его команда уверенно возглавляет турнирную таблицу. С журналистами итальянец приветлив, но к пространным интервью не расположен.

Питерский интернационал

Место для сборов, где разместился питерский «Зенит», можно назвать почти идеальным. Сказочная гостиница, классное тренировочное поле, с песком, в пяти минутах езды от отеля, и альпийский пейзаж. А «почти» – потому что «Grand Tirol», в котором поселились питерцы, находится в австрийской глуши, где, кроме ферм, из-за которых в воздухе витает запах навоза, ничего нет. Даже заправка – и та в соседней деревне. Но разве это минус?..

К запаху быстро привыкаешь, а то, что нечем заняться, – не беда. После двухразовых занятий продолжительностью два часа каждое игрокам не до развлечений. Чаще всего футболисты проводят время в своих номерах или собираются в лобби и компанией следят за чемпионатом мира. У большого экрана, особенно по вечерам, после ужина, собираются самые разнообразные компании. За одним столом можно услышать столько языков! Ламб что-то обсуждает с Хусти на английском, после чего венгр обращается к Мейре и задает вопрос на немецком. Звонят телефоны – в ход идут венгерский, датский, французский…

На французском говорит Пюйгренье, который вернулся в расположение питерского клуба из аренды в «Монако». Правда, вряд ли надолго. Несмотря на слова игрока о том, что он хочет остаться в России и бороться за место в основе «Зенита», видно, что в команде ему не шибко комфортно. Французского защитника редко встретишь в какой-то компании. Так было год назад, когда Пюйгренье вернулся из аренды. Ничего не изменилось и сейчас.

А вот Малафеев постоянно общается со всеми иностранцами: Слава практикует свой English. Если из-за жесткой конкуренции игровая практика в «Зените» никому не гарантирована, то языковая – пожалуйста, хоть с утра до вечера. Подтянуть можно любой язык. С этим соглашается и венгр Хусти.

– Пока играл в Германии, подзабыл немного английский. Но за время в «Зените» многое вспомнил. Теперь без проблем могу общаться…

– Когда будете садиться за русский?
– А зачем? Дружить с двадцатью двумя невозможно, а у нас подобралась теплая англоязычная компания. Да и русские ребята могут без проблем объясниться на английском. Какие-то выражения, нужные для взаимопонимания на поле, я, конечно, знаю. Этого вполне хватает.

– Саболч, в гольф не выбирались играть? Тут ведь у вас под боком площадка.
– В детстве как-то пробовал – не мое. Уж лучше в баскетбол! Но после двух тренировок нет желания заниматься чем-то еще. Хочется просто отдохнуть.

– На первых сборах все жаловались на тяжелые нагрузки Спаллетти, а теперь затихли.
– Ко всему привыкаешь. Тем более мы видим, что эта подготовка дает плоды. Так что никаких проблем.


«Не хочу идти по стопам Спаллетти»

Виктор Файзулин сидит в номере и играет в «футбольный менеджер». Это компьютерный симулятор, в котором управляешь всеми процессами своей команды – финансы, трансферы и так далее.

– На сборах скучновато, делать нечего, вот и скачал себе эту игрушку. В последний раз играл в «футбольный менеджер» года три назад. Жаль, моего родного «Океана» из Находки нет – только высшая и первая лига. Пришлось «тренировать» хабаровский СКА, в котором когда-то выступал. Правда, результаты не особо радуют…

– Вы «тренируете» только клубы, за которые выступаете в реальной жизни?
– Нет. Но мне больше нравится начинать в каких-то маленьких командах из Англии или России и добиваться с ними всяческих успехов. Уже и чемпионом мира становился, и Лигу чемпионов выигрывал… (Улыбается.)

– Значит, готовитесь пойти по стопам Спаллетти и стать тренером?
– Нет, вряд ли, не думаю, что это мое. Я не люблю сборы и особенно перелеты. А если стану тренером, то это на всю оставшуюся жизнь – самолеты, аэропорты... Я уже сейчас-то налетался! Хотя у меня еще лет десять есть, чтобы передумать.

– Интересно, какие для вас по счету эти сборы?
– О-ох! Давай только без вопросов о сборах. Так они мне надоели – и вопросы эти, и сами сборы. Все стандартно.

– Хорошо. Вы когда-нибудь видели Спаллетти в шортах?
– Нет, – Виктор заинтересованно смотрит на меня, – не видел… А почему спрашиваете?

– Потому что и я не видел.
– Знаете, я видел нашего тренера в шортах, но только в купальных. В бассейне и сауне.

– А Адвоката когда-нибудь в бассейне или сауне видели?
– Нет. С игроками он, в отличие от Спаллетти, в бассейн не ходил.

– В чем еще различаются итальянец и голландец в быту?
– Например, когда мы тренируемся на песке, Спаллетти после упражнений сам берет грабли и разравнивает песок. Мне сложно представить Адвоката в подобной ситуации.

– Спаллетти более простой в этом плане?
– У них элементарно разные характеры и подход.

– А бутсы вы сами себе чистите в «Зените»?
– Да, а что тут такого?

– Ну вы ведь наверняка помните конфликт «Динамо» с Коштиньей.
– Еще бы! Говорят, скоро у нас на базе сделают новый отсек, нам будут чистить бутсы, но меня это никогда не напрягало.

– То, что итальянский тренер часто принимает участие в тренировке, игрокам важно?
– Не думаю, что это играет какую-то роль. Когда ты в работе, нет большой разницы, принимает тренер участие в занятиях или наблюдает со стороны.

– А Красножан, с которым вы работали в Нальчике до «Зенита», мог с игроками выполнять те же упражнения?
– Конечно. Красножан больше похож на Спаллетти, чем на Адвоката. Они ближе к футболистам.

– Какая у Лучано любимая фраза?
– «Бен»! Это означает «хорошо». Вообще, многое понятно по интонации Спаллетти. Некоторые слова похожи на наши.

– Поменялось ли что-то в «Зените» в плане питания? Может, вам стали навязывать итальянскую пищу?
– Да все осталось, как было. На базе как кормили вкусно, так и продолжают.

– Как к вам обращается итальянский тренер?
– Называет так же, как и партнеры по команде, – Фаза. Наш тренер всех сокращено зовет.

– А как к вам обращались Красножан и Адвокат?
– Красножан – Витя, Адвокат – Виктор. Но мне больше нравится, когда меня Фазой зовут. Это с детства, и я привык. Когда называют по имени, получается как-то официально, а по прозвищу – теплее.

– Какое любимое хобби у Спаллетти, кроме, разумеется, футбола?
– Не знаю точно. Он очень любит салаты. Итальянцы от салатов просто фанатеют. Они их ведрами едят (смеется). Вот такую гору наваливают (рисует руками в воздухе что-то огромное)!


«Итальянский юмор»

С голкипером «Зенита» Юрием Жевновым продолжаю тему главного тренера.

– Вы бывали в Италии? Нравится?
– Я бывал в Милане, Риме, Флоренции и других городах. Хорошие, красивые места. Просто обожаю итальянскую кухню! Да и люди мне симпатичны.

– А как строятся ваши отношения со Спаллетти?
– А что? Мне нравится с ним работать. У Спаллетти интересные и интенсивные тренировки. Я в последнее время часто попадаю на иностранцев и получаю удовольствие от работы с ними.

– Известно, что Спаллетти практикует индивидуальные беседы с игроками. С вами он часто общается?
– Не припомню. Если только на поле. У нас со Спаллетти пока чисто рабочий диалог. Он мне подсказывает на тренировках, делает какие-то замечания.

– Слышал, ваш тренер часто делает это по-русски. А к вратарям у него есть обращение на «великом и могучем»?
– Он говорит вратарям: «Дай! Дай!», когда хочет, чтобы мы быстрее вводили мяч в игру. А так на тренировках все-таки чаще использует итальянский.

– Какие слова вы выучили на итальянском?
– Только ругательные. Не ждите, что я сейчас их произнесу. Жестковато получится для вашего журнала (смеется).

– И от кого нахватались – от Розины, наверное?
– Нет, от нашего тренера. Сначала не понимал, но стало любопытно, и я решил узнать значение этих выражений…

– Спаллетти – темпераментный тренер?
– Как и все итальянцы. Это же естественно, что во время игры или тренировки проскальзывают крепкие словечки. Эмоции кипят! Так что ничего особенного.

– О Лучано-тренере известно уже многое. А вот удивил ли он вас чем-нибудь вне работы?
– Спаллетти – очень харизматичная личность. Любит пошутить. Правда, некоторые шутки мне не всегда понятны. Он может смотреть строго в глаза и что-то серьезно говорить, а на самом деле, оказывается, он шутит. Это понимаешь, только когда взглядом поймаешь улыбку переводчика. Если знать язык, все было бы понятно, а так ориентируешься на взгляд и интонацию, а это может быть обманчивым.

– Подобные моменты сковывают?
– Первое время было необычно, да… Бывало, не знал, как себя вести.

– Можете привести пример?
– Нам с Корниленко нужно было прибыть в сборную Белоруссии раньше остальных на один день. Подходим к тренеру, объясняем ситуацию, спрашиваем: «Мы можем уехать после вечерней тренировки?». Спаллетти посмотрел на нас серьезно и попросил распечатку маршрута и вызов из Белоруссии, чтобы убедиться в том, что мы действительно едем в сборную, а не просто домой. Мы с Серегой в запарке звоним в федерацию, нам факсом присылают из Минска все необходимые бумаги. Подходим к тренеру, отдаем все, что он просил, а Спаллетти даже не взглянул на них.

– Он хотя бы улыбнулся?
– Да. Но, честно говоря, мы до сих пор не поняли, всерьез или в шутку Спаллетти говорил о том, что мы вместо сборной могли уехать домой.

– Считается, что итальянцы – народ стильный. Можно ли это отнести к Спаллетти?
– Безусловно. Вне тренировок и игр он одевается очень стильно. Если увидите его гуляющим по Питеру, сразу поймете, что идет иностранец. В жизни он любит выглядеть элегантно, как и все итальянцы.

– Это как?
– По-разному – пальтишко, шарфик…

– А вот во время матчей «Зенита» Спаллетти почему-то всегда в спортивном костюме.
– И тем самым он многих удивил! На занятиях почти все наши тренеры – в спортивных костюмах, а на матчи стараются одеться цивильно. В Италии-то и Спаллетти одевался иначе – белая рубашка, галстук, пиджак или пальто. В России он почему-то решил сменить имидж. Даже не догадываюсь, почему. Наверное, мы на него тоже влияем…

Между тренировками зенитовцы всей командой охотно просматривают матчи из ЮАР.

Китцбюэль

Эпизод

Как-то на сборах Спаллетти собрал всех сотрудников клуба – массажистов, помощников, работников других служб, чтобы поблагодарить за победу в Кубке России. «Моя невидимая команда, хочу сказать вам всем спасибо», – с улыбкой произнес Лучано, а потом подарил всем дорогие часы.

Мнение коллеги

Во время сборов в гости к «Зениту» подъехал бывший тренер «Спартака» Станислав Черчесов:

– В моем понимании, тренер не бывает «ни при деле». Пока есть возможность общаться со своими коллегами, нужно разговаривать. Учиться никогда не поздно. Спаллетти работал и работает в больших клубах, а с такими людьми интересно обсудить разные темы. Например, влияние на коллектив и управление командой. Считаю Лучано нетипичным итальянским тренером, поэтому я здесь. Для меня итальянский футбол – «шахматы в движении». В оборонительных действиях все понятно. Там импровизация не нужна. А вот в атаке Спаллетти, в отличие от своих коллег, разнообразнее строит игру своих ребят.

После вечерней тренировки Спаллетти и Черчесов удалились и общались чуть более часа.

img
img