12:31, 05 апреля 2010 года
12:31, 05 апреля 2010 года

Максим Леонидов: «Гимн «Зенита» должен быть торжественным»

В свое время автору этих строк уже доводилось общаться со знаменитым питерским композитором, музыкантом и исполнителем Максимом Леонидовым, которого любой петербуржец знает не только как лидера легендарной группы «Секрет», но и по дальнейшей сольной карьере.

Правда, мы общались тогда не на музыкальную тему, а на футбольную – о «Зените». И вот несколько лет спустя продолжили (или, вернее, возобновили) тот наш разговор. Вспомнили кое-что из прошлого. Обсудили настоящее. И наконец, попытались слегка заглянуть в будущее. В ходе беседы выяснилось, что Максим Леонидов знаком с Андреем Аршавиным, с которым его связывает совершенно необычная, но очень душевная история. Что однажды ему здорово помог Вячеслав Малафеев. И что сам Максим готов написать гимн «Зенита», причем он даже рассказал, каким его видит. Впрочем, обо всем по порядку.

– Максим, в свое время вы говорили, что вас нельзя назвать стопроцентным болельщиком «Зенита», поскольку вы не слишком увлекаетесь футболом. С другой стороны, многие ваши коллеги – артисты и музыканты – на страницах «НЗ» утверждали: жить в Питере и не переживать за его футбольную команду невозможно...
– Болельщиком в прямом смысле этого слова меня назвать по-прежнему нельзя. Но вот сочувствующим – уже вполне можно.

– И в чем ваше сочувствие выражается?
– Несмотря на то что я не хожу на стадион и не так часто смотрю матчи по телевизору – от всей души радуюсь победам «Зенита».

– В свое время, в 1980-х, у группы «Секрет» была знаменитая песня «Зенит» – чемпион», которую до сих пор крутят на «Петровском» и которая входит во все сборники произведений о команде. Расскажите, пожалуйста: она была написана до того, как команда выиграла свое первое в истории золото чемпионата страны в 1984 году, или после?
– Если честно, сейчас я этого уже и не припомню. Но она совершенно точно была написана именно в тот год, когда «Зенит» стал чемпионом.

– Тогда, если можно, расскажите историю появления этой песни.
– В те годы «Секрет», как и «Зенит», во многом являлся олицетворением нашего города. Можно сказать, в середине 1980-х это были два самых мощных питерских бренда. Поэтому мы в какой-то степени чувствовали себя причастными к такому большому делу, как успехи нашей футбольной команды в чемпионате СССР.

– Когда писали песню, то чувствовали, что она станет хитом на долгие годы?
– Она ведь писалась не для этого. Просто нам было приятно выражать таким образом свои эмоции. А создать шлягер мы и не планировали. Более того, в какой-то степени подошли к процессу безответственно, поскольку мелодия принадлежит отнюдь не нам. Она – представитель классического американского рок-н-ролла. Ее автор – Чак Бэрри, а называется – «Джонни Би Гуд». Одним словом, ни на что особо не претендуя, мы просто решили повеселиться: взяли готовую зарубежную композицию и вставили в нее слова на родную, знакомую тему.

– Последние оказались близки практически каждому болельщику, тем более что там много футбольных терминов, названий команд, игравших в чемпионате СССР. Да и вообще – очень тонко прочувствована болельщицкая струнка. Это чья заслуга?
– В «Секрете» было два главных болельщика – это Заблудовский и Мурашов. Так что все тонкости футбольного дела шли именно от них.

– В свое время мы с вами затрагивали тему гимна «Зенита» и вы, если не ошибаюсь, выразили готовность поучаствовать в подобном конкурсе, если бы он был объявлен.
– Участвовать в конкурсах, на мой взгляд, – дело неблагодарное. Но если бы футбольный клуб «Зенит» заказал мне такой гимн, то я бы, безусловно, его написал. Ведь при этом я бы говорил не о футболе или конкретных игроках команды «Зенит», а о городе, чувстве сопричастности, товарищества, чувстве локтя. Мне кажется, гимн «Зенита» должен быть именно об этом.

– А что это была бы за мелодия: быстрая, медленная, со сменой ритма?
– Гимн по своей сути должен быть торжественным.

– Волей-неволей мы с вами заговорили и об игроках. Помню, что вы как-то при довольно необычных обстоятельствах познакомились с Вячеславом Малафеевым, так?
– Да. Мы с женой летели в Грецию через Москву. И уже в Шереметьеве обнаружилось, что я забыл дома в Питере свой загранпаспорт. В итоге супруга полетела одна, а я остался ждать в столице, когда кто-нибудь мне мой паспорт довезет. Позвонил своему товарищу, он забрал документ у меня дома и поехал в Пулково, где наткнулся на Славу Малафеева, вылетавшего как раз в Шереметьево. В итоге Слава великодушно согласился доставить мне мой паспорт.

– А другие знакомые в «Зените» есть?
– Время от времени сталкиваемся с ребятами в тех же аэропортах. Бывает, с кем-то вместе летим. Или с Андреем Аршавиным вместе ждем свои рейсы – такое тоже бывало. Правда, как известно, сейчас Андрей играет за «Арсенал», но все равно он – наша гордость и краса. Кстати, мы с ним еще и вместе... рожали. То есть понятно, что это делали не мы, а наши жены, но это было примерно в одно и то же время в одном роддоме, причем дважды у одних и тех же докторов. Теперь там бок о бок висят наши с Андреем фотографии с благодарственными от нас надписями.

– С Аршавиным на эту тему наверняка пообщались?
– Мы пришли к единодушному мнению, что можем уже отдыхать, поскольку у каждого есть по сыну и дочке. Правда, Андрей сначала родил сына, а потом дочь, а я наоборот.

– Скажите, если бы вас все-таки пригласили на стадион посмотреть на игру «Зенита» в хорошей компании – пошли бы?
– Признаюсь честно – я ни разу не был на футболе. Хотя буквально со всех сторон мне твердят, что это ни с чем не сравнимое и замечательное зрелище. А ты, мол, все никак не можешь на него выбраться. Так что, видимо, надо, чтобы кто-то действительно проявил инициативу: по-настоящему сагитировал меня пойти на футбол...

img
img