Игорь Корнеев: <br>«Работа только начинается»
Спортивный директор «Зенита» рассказал об изменениях в молодёжном департаменте, судьбе «Смены-Зенит», селекционной службе клуба и усилении команды «под Лигу чемпионов».
Спортивный директор «Зенита» рассказал об изменениях в молодёжном департаменте, судьбе «Смены-Зенит», селекционной службе клуба и усилении команды «под Лигу чемпионов». – Не знаю, можно ли подводить какие-либо итоги после полугода работы, - рассказал Игорь Корнеев в интервью газете «Наш «Зенит». - Но если брать результат, достигнутый первой командой, – а это бронза, которая дает нам шанс играть в Лиге чемпионов, – и учитывать тот факт, что сезон выдался тяжелым и скомканным в связи с переменами внутри команды, то можно сказать, что работа была проделана более чем на «удовлетворительно». Радует и то, что приобретения в летний период, несомненно, сыграли свою роль. Кто-то в меньшей степени, кто-то в большей, но все ребята работали и старались по максимуму. А в итоге внесли свой вклад в эту бронзу. «Молодежка» выиграла золотые медали. Идет полная реконструкция молодежного департамента, селекционной службы. Это говорит о том, что мы двигаемся в правильном направлении.
– Какие моменты в этом смысле вы отметили бы как положительные и какие трудности встречаются в работе? – Положительным фактором, без сомнения, назвал бы амбиции клуба, его руководства, нашего спонсора – «Газпрома». У нас в скором будущем появится один из красивейших стадионов в Европе, современная база для первой команды с множеством футбольных полей, а также великолепная инфраструктура для футбольной академии, где мы сможем готовить талантливых ребят. Отмечу и наших болельщиков, которые нас поддерживали на протяжении всего сезона. А насчет трудностей промолчу – так как мне нравится справляться с ними в рабочем порядке. Хотя их – более чем достаточно. Возможно, о некоторых из них я и расскажу чуть позже.
– Как идет создание селекционной службы? – Главным скаутом клуба назначен Владимир Боровичка – человек, который уже давно работает в структуре «Зенита». Под его контролем трудится Дмитрий Галямин, который отвечает за спортивно-технический отдел, базу данных по России, видеотеки, компьютеризацию всех данных по работе скаутов: информации по турнирам, отчетов о них, анкет и результатов тестирования юношеских команд и так далее. Иными словами, эта работа позволит мне получить интересующие сведения нажатием кнопки на компьютере, а не путем перелистывания разнообразных бумажек. В скором будущем, надеюсь, будет утверждена кандидатура главного скаута по Европе и Америке.
– Какова структура селекционной службы в идеале и насколько она соответствует вашим замыслам на сегодняшний день? – В идеале сейчас не хватает только сильного человека – главного скаута – для работы за пределами России. Такого, который уже располагал бы отлаженной системой и контактами. Хотя не скрою, что уже сейчас у меня есть для этого подходящая кандидатура. На данный момент у нас есть 5 скаутов, работающих в режиме нон-стоп: трое по России плюс двое – в Питере, не говоря уже о контактах в каждом регионе России. Кроме того, не исключаю возможности, что в этот процесс будут привлекаться новые кадры.
– Как в настоящий момент идет поиск новичков? – Как я уже сказал, свой международный селекционный отдел непременно появится в очень скором времени. А пока в деле поиска новичков приходится обходиться имеющимися контактами.
– Расскажите, пожалуйста, о функциях скаутов селекционной службы? – Функции Белоусова, Ломакина, Шульгина – селекционная работа по России и за ее пределами... Гордеев и Стрепетов специализируются по Питеру. Кроме того, их работа связана с клубами-сателлитами, и Гордеев возглавляет эту службу здесь, в регионе. Все они – профессионалы до мозга костей.
– Чем в настоящий момент приходится заниматься в первую очередь? – Структуризацией всего процесса – каждый должен четко знать свои функции, фронт работы, а также нести ответственность за ее выполнение.
– Как происходит взаимодействие с молодежным департаментом, и в частности с голландскими специалистами Хенком ван Стее и Арно Пайперсом, не дублируют ли они друг друга? – С Хенком ван Стее мы прекрасно взаимодействуем и понимаем друг друга. Сейчас он занимается организацией структуры в футбольной Академии, а также вокруг нее, выстраивает отношения со всеми, кто уже связан или может быть связан с футболом в Питере. Несмотря на то что этот специалист работает не так давно, я уже вижу существенные изменения к лучшему. Арно Пайперс никаким образом не дублирует его функции.
– То есть работой голландских специалистов вы довольны? – Я очень доволен процессом в целом, если мы говорим о первых шагах работы Хенка ван Стее. Что касается Арно Пайперса, то по семейным обстоятельствам продлевать контракт с нами на следующий год он не будет. Ему, возможно, предложат другую работу в «Зените», связанную с определенными функциями в Европе.
– Как вы относитесь к наличию в структуре клуба команды второго дивизиона «Смена-Зенит»? – В том виде, в котором она существовала в сезоне-2009, «Смена-Зенит» уже не совсем оправдывает себя, хотя должен сказать, что Владимир Казаченок выжал из нее все, что мог.
– Будет ли эта команда упразднена или реорганизована? – Она будет расформирована, так как себя не оправдала. Вместо нее мы создаем команду из ребят 1991–1992 годов рождения, которая будет функционировать вместе с «молодежкой». Концептуально обе эти команды можно назвать «расширенной молодежкой». Команда игроков 1991–1992 годов рождения может учувствовать во многих международных топовых турнирах, играть в городском первенстве, но ее футболисты в то же время будут заявлены и за дубль и смогут играть в турнире дублеров за «молодежку». В общем, обе эти команды будут представлять собой сообщающиеся сосуды. Эта система позволит нашим талантливым ребятам быть заигранными в течении всего сезона. Я разговаривал на эту тему с Анатолием Давыдовым, и он полностью одобрил подобную идею. Посмотрим, как это будет работать на практике. Этот проект с точки зрения его концепции можно назвать расширенным дублем. Чемпионство «молодежки» – это, конечно, хорошо, но приоритетной подобную цель назвать нельзя. Задача молодежных структур может быть только одна – воспитывать и поставлять ежегодно одного-двух игроков в первую команду.
– Как вы видите в идеале клубную пирамиду с точки зрения наличия вспомогательных команд: сколько их должно быть и в каких турнирах или дивизионах они должны играть? – В идеале это выглядит так: главная команда, под ней – футбольная академия, которая включает в себя молодежную команду плюс определяет всю политику решений по ней и командам остальных возрастов. А еще – команда в первом дивизионе. Желательно – в Питере или недалеко от него, где наши талантливые ребята, которые по каким-то причинам не смогли сделать скачок в первую команду, получали бы драгоценную игровую практику, но в то же время постоянно были бы под нашим присмотром. Также мы рассматриваем возможность сотрудничества с клубами в других регионах.
– Каковы приоритетные направления селекционной службы на сегодняшний день? – Прежде всего это работа в Питере и его окрестностях. Если говорить о городе, то мы разбили его на несколько частей. В каждой из них будет создан свой клуб-сателлит. Весь этот процесс контролируется Хенком ван Стее и нашими селекционерами. Что касается направлений, связанных с поиском новичков для главной команды, то тут никаких секретов нет – это Европа и Южная Америка. Также в селекционной службе идет пересмотр взглядов на то, по каким критериям мы собираемся выбирать игроков в целом, – в этом смысле мы хотим поднять существующую планку намного выше.
– Игроки на какие позиции подыскиваются в первую очередь? – Центральный защитник и центральный нападающий.
– Кто может покинуть «Зенит» в межсезонье и входит ли в ваши обязанности подыскивать таким игрокам новые команды? – Кежман уже покинул команду, Чонтофальски – тоже. Есть еще ряд игроков, по которым клуб рассмотрел бы предложения. Огласим его, когда придет время. Поиск команд для этих игроков также входит в мои обязанности, если это напрямую связано с их продажей.
– Сколько человек из молодежного состава могут поехать на первые сборы с основой? Или подобные вопросы – исключительно прерогатива главного тренера? – Тренер получит полную информацию по игрокам «молодежки» и будет решать, кого брать на первые сборы. Это касается и футболистов, вернувшихся из аренды. Количество таких игроков будет определено исходя из конкретной ситуации. Кроме того, хочу рассказать о нововведении, которое было предложено мной на совете директоров, а затем утверждено и теперь прописано в правилах клуба. С начала нового сезона два игрока дубля на постоянной основе станут тренироваться с основной командой. Я уже поговорил на эту тему с Лучано Спаллетти и могу отметить, что он с большим энтузиазмом поддержал эту идею. Новый главный тренер «Зенита» просто обожает работать с молодыми игроками, делая их лучше. Я очень рад, что наши талантливые игроки постоянно будут находиться в поле зрения Спаллетти.
– Какой должна быть судьба тех игроков дубля, которые не попадают в основу даже на сборы? – Они начнут «предсезонку» в дубле, а мы станем наблюдать за их прогрессом.
– Что будет с многочисленной армией игроков, находившихся в прошлом сезоне в аренде в других клубах? – Тем, кто не вернется в главную команду, будем подыскивать подходящие варианты, которые устраивали бы обе стороны: как клуб, так и самого игрока.
– В следующем сезоне «Зениту» предстоит играть на три фронта – это чемпионат и Кубок России, а также Лига чемпионов. На ваш взгляд, усилением под ту же Лигу надо заниматься уже сейчас или, скажем, в ходе летнего трансферного окна? – Мы понимаем, что на три фронта играть тяжело. И могу заверить вас, что работа в данный момент ведется огромная. Мы вовсю занимаемся усилением команды, но в то же время понимаем, что нельзя принимать поспешных решений.
– Вам нравится работать в «Зените»? – Я горд, что руководство клуба предоставило мне такую возможность в этой новой для меня функции. У нас установилось полное взаимопонимание с президентом клуба и его генеральным директором, что позволяет решать многие вопросы быстро и эффективно. Разве такая обстановка может не нравится?
– Какие главные выводы вы сделали, поработав полгода на новой для себя должности спортивного директора? – Что работа только начинается!