Музей «Зенита»: новый музей в городе музеев
Сегодня в отеле «Мариотт Кортъярд» состоялся круглый стол «Современные требования к спортивному музею», на котором были обсуждены вопросы, связанные с созданием зенитовского музея на новом стадионе.
Сегодня в отеле «Мариотт Кортъярд» состоялся круглый стол «Современные требования к спортивному музею», на котором были обсуждены вопросы, связанные с созданием зенитовского музея на новом стадионе.
За круглым столом, на который «Зенит» пригласил специалистов музейного дела из Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и зарубежных специалистов, были обсуждены общая концепция музея, способы создания в Петербурге современного и информативного клубного музея. В частности, были затронуты вопросы построения экспозиции, сбора экспонатов, фондово-архивной работы, использования современных мультимедиа-технологий и коммерческой составляющей современного спортивного музея. На встрече можно было услышать мнения представителей Престонского национального футбольного музея (Великобритания), представителей футбольных клубов «Шальке-04» (Германия) и «Фейенорд» (Голландия).
- Мы понимаем, что обсуждение подобной концепции могло бы начаться и раньше, - отметила Жанна Дембо, заместитель генерального директора «Зенита» по связям с общественностью - Но сейчас строится стадион, и мы получаем идеальную возможность сделать там такой музей, какой хотим. И, безусловно, открытие нового стадиона и музея ожидаемо горожанами. В Петербурге, который является городом музеев, должен быть современный спортивный музей, и именно поэтому мы считаем необходимым привлечение передового опыта со всего мира.
Стартовый час дискуссии был посвящён докладам специалистов, привлечённых «Зенитом» в качестве консультантов – представителям «Фейенорда», «Шальке-04» и национального музея футбола Англии.
- Мы бы хотели рассказать о том, как создавали наш музей, потому что наши ситуации похожи, - говорит Гидо Вейдер, пресс-атташе «Фейенорда» и член попечительского совета клуба, отвечающий за музей. – Раньше у нас была трофейная комната, где в стеклянных витринах выставлялись призы и награды. Не было никаких подписей под экспонатами, простые витрины… Человек, не знавший истории клуба, если даже и попадал в трофейную комнату, то там ничего не понимал. Мы с Тоном Строобандом, координатором отдела по работе с болельщиками «Фейенорда», посовещались с болельщиками и поняли, что нам необходимо делать. Во-первых, мы собрали команду специалистов. Основная трудность была в том, что мы создавали музей во внеурочное время, и найти людей, готовых взять общественную нагрузку, было сложно. Нашли, заручились поддержкой клуба. Во вторую очередь мы, как и «Зенит» сейчас, провели подготовительную работу – поездили по европейским музеям («Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед», «Аякс»…), нашли деньги. Больше всего на подготовительном этапе нас впечатлил музей английского футбола в Престоне. Очень чёткая хронология, самые яркие и блеклые моменты английского и мирового футбола были освещены. В экспонатах были отмечены и другие яркие моменты истории футбола планеты.
Как отметили представители голландского клуба, основная философия клубного музея, с их точки зрения – не только показ всех призов клуба. «Фейенорд» хочет рассказать историю клуба, рассказать о людях, которые создали великую команду. И эта история не должна быть разбита на отдельные главы вроде «победы», «звёзды» и прочие, должна быть единым целым. В ближайшие годы «Фейенорд» планирует построить новый стадион на 80-100 тысяч зрителей, на котором будет расширена экспозиция, что делает ситуацию с музеем «Фейенорда» ещё более похожей на зенитовскую.
- Естественно для подобного музея быть залом славы, - отметил ведущий круглого стола, известнейший музейный специалист Алексей Бойко. – Но мы знаем, что футбол это и драма, трагедия… - Считаете ли вы возможным представить в музее драму футбола?
- Мы думаем, что нужно показать и хорошие, и плохие истории, случавшиеся с нашим клубом, - считает Гидо Вейдер. - Мы показываем историю, а не какие-нибудь отдельные события.
Самым посещаемым футбольным музеем Англии является отмеченный представителями «Фейенорда» музей английского футбола в Престоне – на данный момент число его посетителей превысило отметку в несколько миллионов. Музей создал достаточно широкую сеть экспозиций по всей Англии, что в должной мере обеспечило известность.
- У нас собраны коллекции ФИФА, ФА, коллекция, собранная частными коллекционерами, - рассказывает Марк Мойсли, бывший коммерческий директор Национального Футбольного Музея в Престоне, а ныне - менеджер по корпоративным проектам стадиона «Уэмбли». – Частные коллекции, фактически, создали наш музей. Всего же у нас около тридцати тысяч экспонатов, и наша идея, миссия – охранять британскую футбольную историю, сохранение её для поклонников футбола.
А вот основные задачи, которые ставит перед собой престонский музей, несколько отличны от музея «Фейенорда».
- Одна из больших задач музея – образовательные программы, обучение посредством футбола, - отмечает Мойсли. - Мы предоставляем обучение и образовательные услуги для всех социальных групп, любых уровней доходов. Одна из наших целей – увеличить количество детей, посещающих стадион. И не только ознакомление детей с экспонатами, но и интерактивную детскую часть, позволяющую ознакомиться с коллекцией в менее формальном режиме.
Мойсли передал «Зениту» документ, который позволит клубу в полной мере воспользоваться английским опытом - стратегический план музея в Престоне на 2005-08 годы, который был использован. В частности, в нём можно найти закрытую информацию о развитии английского музея, о стратегии создания экспозиций и многих важных вещах, включая финансовые расчёты.
- Держу скрещёнными пальцы за предстоящие матчи «Зенита», - начал своё выступление Бодо Менце, директор по проектам «Шальке-04». – Буду очень болеть за сине-бело-голубых в играх с «Москвой», «Тереком», «Рубином» и особенно, с московским «Спартаком». А если возвращаться к основной теме нашего стола, то отмечу, что мы также открыли новый стадион с открытием новой арены, это случилось в 2000-м году. Философия музея, миссия – поддержание и дальнейшее развитие футбольного клуба, развитие истории. Старт коллекции был положен болельщиками, которые отдавали в аренду экспонаты. Порой мы, безусловно, выкупали что-то. Но если мы берём экспонат в аренду, то это отражается в специальных контрактах. На этом принципе, в основном, и сформирована постоянная часть музея. В нашей коллекции 600 экспонатов в основной коллекции, и ещё около 3000 экспонатов мы храним в фондах. Поэтому мы регулярно меняем экспозиции, время от времени полностью обновляя музей. Это футболки, бутсы, мячи, прочие футбольные ценности.
Музей «Шальке-04», по признанию Бодо Менце, был сделан в традиционном стиле – без добавления интерактивных опций.
- Мы не стали делать его интерактивным не из-за натянутых отношений между «Боруссией» и «Шальке-04» и не из-за желания сделать не так, как у наших «любимых соседей», как это порой представляют, - улыбается Бодо. - Просто подобные музеи требует изначально другого подхода, который нам не так близок. Мы выставляем медали, копии трофеев, футболки и копии старых контрактов, стараемся показать как можно больше.
Обсуждение музейных вопросов, таких как, например, нереализованных по каким-то причинам идей, финансовых аспектов работы клубных музеев, сохранения и пополнения коллекций растянулось до глубокого вечера – представителей «Зенита» и зенитовских историков интересовали такие моменты, как распределение отделов музеев, выставление частных коллекций и многое другое.