Дик Адвокаат: «Мы ещё поборемся за чемпионство»
Главный тренер сине-бело-голубых в интервью газете «Наш «Зенит» прокомментировал итоги первых 12-ти туров и рассказал о том, чем занимается во время своего отпуска.
Главный тренер сине-бело-голубых в интервью газете «Наш «Зенит» прокомментировал итоги первых 12-ти туров и рассказал о том, чем занимается во время своего отпуска.
– Со стороны сложно оценить положение дел в вашей команде. «Зенит» занимает непривычно низкое для себя место в чемпионате России, но отставание от лидера совсем невесомо. Учитывая кадровые и календарные неудобства, с которыми пришлось столкнуться, получилось вроде бы неплохо.
– Действительно, почти все матчи с лидерами российского футбола мы проводили на их полях и в такой ситуации могли упустить какую-либо команду далеко вперед, а догонять – занятие не из приятных. При нынешнем положении дел борьба за чемпионство очень даже реальна. Главное, чтобы руководство, тренерский штаб, игроки провели хорошую работу во время летней паузы.
– Что вам понравилось на первом отрезке сезона?
– До травмы Данни игрой команды я был более чем доволен. Сам португалец в последних матчах чувствовал себя все увереннее, стал значимой фигурой для «Зенита».
– А после его травмы вас перестало устраивать положение дел?
– Когда португалец получил серьезное повреждение, мы стали пропускать в концовках встреч. Посмотрите: во всех матчах, где «Зенит» уступил, нам забивали на последних минутах. Подобные вещи ни одного тренера устраивать не могут. Играй мы более концентрированно в заключительных отрезках, находились бы сейчас в тройке. Я уже не говорю про упущенные голевые моменты. В общем, с момента потери Данни мы могли выглядеть и получше.
– Согласны, что и рисунок игры после травмы португальца изменился не в лучшую сторону? Команда потеряла в креативе.
– Надо понимать, что для «Зенита» отсутствие Данни довольно серьезно. Теперь нам не всегда удается демонстрировать оптимальную игру в нападении.
– Почему футболисты атаки забивают так мало?
– Подобная проблема действительно есть. Даже в последнем матче отличились полузащитник и игрок обороны... Честно говоря, от линии атаки в первой части сезона я ожидал гораздо большего.
– Означает ли это, что вы будете искать усиление среди атакующих футболистов?
– Не хотел бы обсуждать планы клуба с представителями прессы. В плане игры, уровня техники – «Зенит» по-прежнему лучший в России. Согласитесь, даже без травмированных и ушедших в другие команды футболистов мы показываем симпатичный футбол. Но без усиления не обойтись. От того, как мы сработаем в летнее трансферное окно, будет зависеть и результат. В случае удачных покупок вполне можем рассчитывать на чемпионство.
– А многие специалисты, неравнодушные к «Зениту», уже потеряли веру в золотые медали. Вы, получается, нет?
– Конечно нет! У меня нет сомнений, что при должном усилении мы снова включимся
в чемпионскую гонку.
– Очевидно, что с учетом ситуации с Текке и нестабильной игры Погребняка вы заняты поиском еще одного нападающего. В прессе назывались фамилии итальянцев Квальяреллы и Яквинты из «Удинезе» и «Ювентуса» соответственно. А почему бы вам не присмотреться к Маркусу Бергу? По мнению российского селекционера клуба «Виллем II» Павла Кучерова, швед из «Гронингена» смог бы с ходу усилить вашу команду.
– Это действительно хороший и перспективный нападающий, но мы ищем футболиста, который с первого матча готов заиграть на высоком уровне. Более того, в Голландии нет игроков, которые бы нас всерьез интересовали.
– А вот на место Тимощука мог бы подойти...
– (Перебивая.) Дело в том, что замену Тимощуку мы не ищем. Анатолий сыграл достаточно важную роль в наших последних успехах, и я рад, что столько времени мы проработали вместе. Но я считаю, что мы располагаем собственным резервом на эту позицию в лице Денисова и Широкова, отлично сыгравшего против «Кубани».
– Что с Бородиным? Насколько мне известно, вы можете вернуть голкипера из
аренды в любое время...
– Это так, но пока у нас есть два голкипера. Если уйдет Чонтофальски, вероятнее всего, Бородин вернется из «Химок», но на сегодня этот вопрос не актуален.
– Чем занимаетесь во время небольшого отпуска?
– Думаю.
– О чем?
– Есть много вещей, о которых можно подумать. Например, о рисунке игры, трансферах, подготовке... В России из-за напряженного графика не всегда удавалось посидеть и спокойно поразмышлять о чем-либо, а в Голландии проблем со временем нет.
– Раз заговорили о вашей родине, многих очень интересует, почему среди ваших соотечественников так много успешных тренеров. Можете поделиться секретом?
– Успешность наставника во многом зависит от его воспитания: сначала – как ребенка, потом – как подростка. Важно все: что у тебя были за друзья, как ты строил отношения с остальными... Огромную роль играет здесь и собственное «я». Жизненный опыт, выводы, которые этот опыт заставлял делать, и так далее. Из всего этого формируется личность. А успешный человек, будь то тренер или кто-то другой, должен быть прежде всего сильной личностью. Это – основа успеха. Не важно, в какой стране родился, главное – с кем сводила судьба, реакция на те или иные моменты играет немалую роль в профессиональном становлении. Многие боятся быть самими собой, но без этого в тренерской профессии никуда. В нашей работе имеешь дело с людьми, и, если они почувствуют с твоей стороны ложь и неискренность, вряд ли будут выкладываться на сто процентов, потому что не поверят, что твой путь может привести к успеху...
– Я ожидал услышать похвалы в адрес тренерского образования в Голландии.
– Тренерские курсы, дипломы... Это все неплохо, и лучше бы через это прошел каждый специалист, но я, например, смог обойтись без этого.
– Вы начали работать тренером без всяких знаний?
– Без знаний, которые мне могли бы дать тренерские курсы, – да. Но я сам был футболистом, читал газеты, общался с тренерами... Определенный багаж знаний у меня все же имелся. На курсах рассказывают много интересного, но, пройдя их, нет гарантии, что станешь большим тренером. То, что у тебя внутри, – гораздо важнее какой-либо заученной теории. Не все обладают необходимыми качествами, которые, как я уже говорил, формируются в детском и юношеском возрасте.
– То есть факт, что ваша страна сейчас так сильно славится на весь мир тренерскими кадрами, не говорит о том, что у вас мощная школа?
– Скорее, это стечение обстоятельств.
– И только?
– В принципе все успешные наставники из Голландии относятся к моему поколению. Или они постарше. Из тех, кто моложе, по настоящему больших успехов добивались не многие.
– Главные качества, чтобы стать успешным тренером?
– Жизненный опыт, личные знания, то, что ты представляешь собой как личность, и удача. Это четыре базовых компонента, определяющие карьеру.
– А я все равно не верю, что у вас нет никаких дипломов. Ведь без соответствующей лицензии даже на скамейку запасных не сядешь.
– Да, четыре года я учился, чтобы получить лицензию для возможности тренировать. Так как возглавлял команду, мне не нужно было посещать все занятия. Обычно для действующих тренеров создают ускоренные условия. Хотя убежден, что в футболе опыт гораздо важнее любых курсов.
– Вы с самого детства знали, что станете тренером?
– Нет, но в принципе, еще будучи юношей, давал понять окружающим, что займусь именно этим ремеслом.
– Каким образом?
– В бытность футболистом всегда лез куда надо и не надо (смеется). Если мне было что-то непонятно из уст тренера, не стеснялся просить пояснения, иногда даже спорил.
– Дик, насколько я знаю, чтобы тренировать взрослую профессиональную команду в Голландии, нужно пройти несколько этапов начиная с занятий с детьми. Вы тоже занимались с маленькими игроками?
– Нет, я сразу начал с любительской команды.
– Из DSVP, в котором вы установили рекорд всех времен в любительском футболе, не проиграв ни разу за 68 официальных встреч, вы сразу попали в сборную к великому тренеру Ринусу Михелсу. Какую роль сыграл он в вашем становлении?
– Тогда он был величиной, и то, что позвал меня, тренера любительской команды, уже по-своему окрылило. Значит, он во мне что-то видел и верил. Самое главное из того, что он дал мне, как тренеру и человеку, – именно доверие.
– Многое у него переняли?
– Должен сказать, что с каким бы тренером я ни работал – как игрок или ассистент, всегда старался перенимать что-то интересное. Но можно перенимать сколько угодно, толку не будет, если ты не готов быть тренером как личность. В футболе невозможно полностью копировать что-то. Даже потому, что ты должен уметь объяснить своим подопечным, почему делаешь так, а не иначе. Я уже не говорю о том, что игра постоянно развивается и то, что вчера было актуально, сегодня почти непригодно.
– Чем еще вам помогла работа с Михелсом?
– Он никогда не сомневался в моих личных качествах. Это было важнее всего.
– Михелс также утверждал, что игроки не должны любить тренера.
– Согласен.
– Но ведь, если тебя любят, с игроками легче добиться успеха, не так ли?
– Когда у тебя с подопечными хорошие отношения – здорово, но любовь игроков
к себе ни в коем случае нельзя возводить в самоцель. Это не должно быть главным принципом работы. В футбол, как правило, играют самолюбивые парни, и поэтому логично, что одиннадцати футболистам твоей команды будешь симпатичен, тогда как остальные, кто не проходит в основной состав, будут винить тебя во всех грехах. Это нормальная рабочая обстановка.
– Насколько мне известно, после работы в «Зените» у вас были варианты продолжения карьеры в голландских топ-клубах, в том же ПСВ. Почему не хотите тренировать на родине?
– У меня до сих пор хорошие отношения с руководством ПСВ, но туда или в любой другой клуб из Голландии я бы не пошел. Там я выиграл несколько раз чемпионат и кубок, являюсь рекордсменом по матчам в сборной. Считаю, что в целом уже достиг всего в пределах своей родины.
– Сейчас, судя по всему, после российского этапа карьеры вас ждет сборная Бельгии.
– Я уже достаточно сказал на этот счет, поэтому не хотел бы вновь возвращаться к этой теме. Я работаю в «Зените» и хочу максимально сконцентрироваться на происходящем в России.
– Но вы еще пару лет назад говорили, что «Зенит» станет вашим последним клубом, после чего хотите возглавить сборную. Почему не планируете трудиться в клубе?
– Я не самый молодой специалист, в конце года мне стукнет 62, и неизвестно, сколько еще буду тренировать... А я всегда считал, что для любого наставника работа в национальной команде – по сути, пик. Ажиотаж, атмосфера – все это разнится с клубной обстановкой. И уходить из «Зенита» в другой клуб я бы не стал. Если бы был выбор между «Зенитом» и чем-то еще, остался бы в России. Ведь наше руководство для тренера и игроков создает все необходимые условия.
– Многие опасаются, что после подписания контракта с бельгийской сборной у вас пропадет мотивация трудиться в «Зените».
– Напрасно. Я хочу выиграть чемпионат и перезимовать в Кубке УЕФА. Запоминается последнее, и я хочу покинуть Санкт-Петербург, добившись новых успехов.