11:00, 30 апреля 2007 года
11:00, 30 апреля 2007 года

«Песня летит над Невой…»

История создания гимна болельщиков «Зенита».

25 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающего советского композитора-песенника В.П. Соловьева-Седого. Возможно, прочитав эти слова, кто-то из молодых фанатов «Зенита» иронично улыбнется: мол, причем тут мы. На самом деле очень даже при том. Именно мелодия «Вечерней песни» Василия Павловича (известной также как «Город над вольной Невой…»), написанная 50 лет назад, лежит в основе гимна болельщиков «Зенита». Удивительная история: слова гимна были написаны в 1980 году. С тех пор предпринималось немало попыток придумать что-то более современное. Не прижилось. А «Город над вольной Невой…» прижился. За счет чего? «Во многом за счет потрясающей музыки Соловьева-Седого», – говорят фанаты. Причем это мнение тех, кто стоял у истоков нашего фан-движения. Тех, кто придумал слова и впервые спел на 33-м «Гимн болельщиков «Зенита», текст которого не изменился до сих пор. Паротиков – В начале 80-х в ДК им. Капранова был организован клуб любителей футбола (КЛФ), который курировал Паротиков – то ли подполковник, то ли полковник, – рассказывает Андрей Солнцев (Зонт), автор нескольких куплетов зенитовского гимна. – Мы встречались раз в неделю, обменивались программками, значками, просто общались. Фанатизм как таковой тогда только зарождался. И вот как-то Паротиков рассказал, что на матче «Динамо» (Тбилиси) – «Ливерпуль» несколько десятков, грубо говоря, английских алкоголиков перепели весь стадион. Зимой 80/81-го г. у нас и родилась идея написать собственную песню, хотя идея эта к тому времени уже витала в воздухе. Текст, на мой взгляд, дурацкий. Но прижился. – Паротиков дал толчок, – вступает в разговор Константин Асафьев (Усы). – Он был комитетчиком? З.: – Вряд ли. Погоны свои он не скрывал, всегда говорил, что армия – это могила футбольных талантов. За футбол, за «Зенит» он бы родину продал. Не знаю, ходил ли он на стадион, но инициировал много интересных дел. Константина Есенина, например, на встречу с нами привел. Хороший мужик. Да и вообще компания в ДК Капранова подобралась интересная. – В те времена «Вечерняя песня» была столь же популярна, как и сегодня? У.: – Да, по большому счету она являлась неофициальным гимном Ленинграда. Как это было – В 80-м году зародилось зенитовское фан-движение, причем многие речовки были позаимствованы у «Спартака». А красно-белые в те времена пели что-нибудь? З.: – Нет, они и сейчас-то, по большому счету, не поют. А гимна в те годы не было ни у одной команды высшей лиги. У.: – Зато спартачи все в атрибутике были. Приехав в Питер в 80-м году, они тыкали нам: «А где ваши розы?» – Как писался гимн? З.: – Первые несколько куплетов написал Молодой (Алексей Телемаков) со своей мамой. Остальные – я. Песня получилась длинной, пришлось сокращать, при обсуждении чуть до драки не дошло. Затем, когда текст утвердили, начали его размножать, кто как мог. И от руки, и на печатной машинке. Занятие это было небезопасное – любой самиздат карался властями. – У меня дома даже сохранилось несколько печатных экземпляров, – рассказывает «заводящий» 33-го сектора Евгений Степанов (Шляпа). – Некоторые из них я в позапрошлом году подарил ребятам, сделавшим «золотой» сезон. Когда мы выбирали музыку для будущей песни, говорили о том, что она не должна звучать как частушки. При этом мелодию нужно было взять узнаваемую, питерскую. Кстати, на второе или третье наше заседание, посвященное будущему гимну, пришел Дима, ныне известный как Моряк, и принес абсолютно готовый текст «Знамя «Зенита», который и сейчас исполняется на мотив «Крейсера Авроры». Если гимн подвергался коллективной редактуре, то у этой песни автор один. – Как проходило обсуждение текста? Ш.: – Мы собирались раза три или четыре. Когда появился текст, пытались его напеть, каждый предлагал какие-то свои правки. Самым «кривым» получился второй куплет «мы твои верные друзья». Слова не звучали и не пелись, и с ними пришлось серьезно повозиться. У.: – Я хорошо помню, что куплеты, написанные Зонтом, практически не были изменены. Ш.: – К началу сезона-81 гимн был готов. Я даже в шутку завизировал его: «Утверждаю». Важно понимать, что писался он в начинающем фанатском коллективе, о будущем никто даже не задумывался. Но с тех пор его слова больше не менялись. Осталось научиться петь – «Город над вольной Невой» изначально позиционировался как гимн? У.: – По-моему, нет. Наверное, это произошло, когда Шумахер записал фонограмму с группой «Квартет», которая сейчас звучит на стадионе (межсезонье 2002/03. – Прим. ред.). Ш.: – Я считаю, что он стал гимном с начала сезона-81, поскольку именно этот текст пелся через пять минут после начала матча и за пять минут до конца. Так же, как и сейчас. Пели, естественно, только на 33-м, причем обычно сидя – вставать не разрешалось. Интересно, что «Знамя «Зенита» почему-то народ не принял, хотя текст очень неплохой. – А пели всем сектором? З.: – Нет, конечно. Народу тогда немного было – на гостевые матчи человек по 15 ездили, и это считалось за счастье. У.: – Но с других секторов, говорят, нас было слышно. – Все-таки удивительно: текст вроде бы устаревший, но все его с удовольствием поют... У.: – Это корни, вот и все. Что-либо переделывать смысла нет. Кстати, сейчас на стадионе скандируют множество «старинных» речовок, но звучат они современно. Расскажу одну «травилку». Как-то в январе 81-го среди ночи позвонил мне Зонт: «Срочно срифмуй мне какую-нибудь команду с «Зенитом»!» Я брякнул «Рапид» (поскольку в него перешел Зинченко) и лег спать дальше. Наутро поинтересовался, зачем ему это нужно. «Стишок, – говорит, – пишу». Так родилась самая великая рифма всех времен и народов: «Зенит – Рапид – победит». З.: – По-моему, этого не было. – Про «Рапид» понятно. А «Гамбург» откуда появился? У.: – За него болеет наш друг Валет. Думаю, отчасти это ему в пику (смеется). Кроме того, в те годы немецкий клуб добивался высоких результатов. З.: – Что получилось, то и получилось. Не думаю, что здесь был какой-то подтекст. А вот фразу из гимна «Ливерпуля» «ты не будешь один никогда» я вставил сознательно, поскольку болел и болею за эту команду. У.: – И еще одна история. В те времена на 33-м было всего несколько флагов. Андрей мне и говорит: «Представляешь, весь стадион в цветах «Зенита»! Какая это радость! Мы с тобой до этого, наверное, не доживем». – Сейчас вы поете гимн вместе со всеми? У.: – Конечно! – То, что он исполняется под фонограмму, хорошо или плохо? У.: – Фонограмму можно будет убрать, когда мы петь научимся. А пока для синхронизации действий она необходима.
img
img