Восьмой сезон Александра Спивака
Мне хотелось еще на год остаться в Питере.
Хотел остаться в «Зените»
– Александр, не так давно наша страна отмечала День защитника Отечества. Судьба не сталкивала вас с вооруженными силами?
– Когда я играл в «Шахтере», закончил Славинский авиационный колледж. Из нашей команды там училось 9 человек. Конечно же, хочу поздравить всех мужчин и ветеранов с прошедшим праздником и пожелать им здоровья и счастья.
– За два часа до нашей встречи мы играли в хоккей. Причем в хоккей серьезный – в коробке, на коньках, с шайбой. Не пробовали?
– (Улыбается.) А я за два часа до нашей встречи был в тренажерном зале и крутил велосипед. Так что тоже занимался спортом!
– Вы не были с командой на сборе в Голландии. Травма?
– Да. Надрыв икроножной мышцы размером 2,4 см. Получил травму в Испании. Адвокаат сказал, что лучше остаться в Петербурге и заниматься индивидуально с физиотерапевтами.
– Какие прогнозы дают врачи?
– При надрыве обычно рекомендуют покой в течение 21 дня. Но с момента травмы прошло уже больше двух недель, так что считайте сами.
– Наверное, вернетесь в строй к игре второго тура с «Ростовом»?
– Вернусь тогда, когда наберу оптимальную форму (улыбается).
– Вы тренировались в «Зените» под руководством Морозова, Бирюкова, Петржелы и Адвокаата. Чем отличается методика работы голландского специалиста?
– У каждого тренера свой принцип работы, свой подход к учебно-тренировочному процессу. Я бы не сказал, что Адвокаат предлагал какие-то запредельные нагрузки. Тренировки просто другие. Он чередует беговые упражнения с отдыхом, работу с мячом и физические нагрузки.
– Сейчас много говорят о переходе российского чемпионату на систему осень–весна. Как вы считаете, это пойдет на пользу нашему футболу?
– Я считаю, что если не позволяет играть в футбол погода, смысла начинать сезон раньше нет. Только возрастает риск получения травм. Надо оставить все так, как есть. Климат не изменишь.
– Но Украина же играет именно по такой системе?
– Нам этого делать не стоит.
– После окончания прошлого сезона ходило много разговоров о том, что вы хотите покинуть команду. Почему?
– У меня заканчивался контракт, а продлить его мне никто не предлагал. Дик Адвокаат был доволен моей работой на тренировках, но… Я прекрасно его понимаю. Каждый тренер, который приходит в команду, приводит с собой хорошо знакомых ему футболистов. Он в них верит, и они будут у него играть.
– Тем не менее контракт вы все-таки продлили?
– Да, на один год.
– Почему?
– Есть обстоятельства. Просто мне хотелось еще на год остаться в Питере.
– Именно на один год в этой команде?
– Да, именно в «Зените».
– Были какие-нибудь другие предложения?
– Да, были. Но сейчас я не вижу смысла об этом говорить.
– Дик Адвокаат не скрывал, что вы рискуете даже не попасть в заявку на матч. Та же ситуация сложилась и у Панова. Он принял решение покинуть команду, вы остались. Почему?
– У каждого человека свои интересы, свой характер. На всякое предложение есть конкретный ответ. Но его я не могу дать. Повторюсь, у меня есть личные интересы быть в «Зените» и в Питере.
– Сейчас в команде очень много сильных футболистов в средней линии. Вы готовы к столь высокой конкуренции?
– Если бы меня купили за такие же большие деньги, я был бы готов на все сто процентов! (Смеется.) Поверьте, все было бы по-другому. Но в этом клубе я уже играю давно, поэтому, конечно, будет сложно. Но я к этому готов.
«Зенит» Морозова и Адвокаата не сравнить
– Как вообще изменился «Зенит» за последнее время?
– Вы сами видите – в клуб пришло очень много дорогостоящих иностранных игроков. Поменялось руководство клуба, изменилось направление в развитии молодежного и взрослого футбола.
– Говорят, что с приходом Адвокаата команда стала гораздо более солидной. В чем это выражается?
– На данный момент солидность заключается только в том, что в команде появилось больше денег. При этой солидности «Зенит» пока еще ничего не выиграл. Вот когда мы добьемся громких успехов, тогда и можно будет говорить о какой-то солидности.
– Вспомним «Зенит» Юрия Андреевича Морозова образца 2000 года – команду, которая дошла до финала Кубка Интертото. Вспомним «Зенит» 2003-го Властимила Петржелы, завоевавший серебряные медали чемпионата России. И, наконец, «Зенит» Дика Адвокаата. Какая команда потенциально сильнее?
– Думаю, что Петржелы. Мы ведь тогда дошли до четвертьфинала Кубка УЕФА – это очень хороший результат. Думаю, где выше результат, там выше и потенциал.
– Вы о Петржеле тепло вспоминаете?
– Да, конечно.
– Даже несмотря на то, что он чуть не выгнал вас из команды?
– Люди разные бывают – у каждого свои амбиции, характеры… Это надо нормально воспринимать. Поэтому понимаю, что злиться на кого-то глупо. Этим ничего не добьешься.
– А какой тренер дал вам в футбольном плане больше всего?
– Конечно же, Юрий Андреевич Морозов.
– Можно сравнить «Зенит» Морозова и «Зенит» Адвокаата?
– Я думаю, что нельзя.
– А чем они отличаются?
– При Юрии Андреевиче мы играли флангами, применяли прессинг. Команда была очень скоростная.
– На сборах Адвокаат наигрывал несколько тактических моделей. В Испании сначала попробовал схему 3–5–2. Потом варьировал тактику – 4–4–2, 4–3–3. Как вы считаете, какая модель наиболее оптимальная для нынешнего «Зенита»?
– Наверное, под каждого соперника тренер будет выбирать свою схему. Мы можем сыграть от обороны. Или, наоборот, с тремя нападающими.
– Кстати, за это в свое время очень критиковали Петржелу. Он был верен схеме 4–4–2 и не менял ее ни при каких обстоятельствах. Дик Адвокаат, наоборот, пытается варьировать тактику. Получается ли, как вы считаете?
– Думаю, что предстоящий сезон должен ответить на все вопросы. Судить по прошлому чемпионату нельзя, ведь он принял команду не в том состоянии, которое нужно было ему. Сейчас же он провел полноценную подготовку к сезону.
– Очень много разговоров ходило о том, что психологическое состояние команды после конфликта Радимова и Риксена изменилось в худшую сторону. Так это или нет?
– Да нет. Состояние не изменилось. Просто два игрока вспылили и всё. На команде это никак не отразилось. Может, наоборот – этот конфликт даже сплотил команду.
– Вы ведь были в штрафной во время того инцидента…
– Я только вышел на замену и даже не понял, что происходит. Я даже не думал, что партнеры по команде могут ударить друг друга. Такая стычка на футбольном поле произошла впервые в моей карьере! Я смотрел на них, как завороженный! Сначала думал, что они просто общаются на повышенных тонах.
– Рассказывают, что на тренировках подобные случаи происходят достаточно часто. Во время матчей – гораздо реже. Вспоминается разве что стычка футболистов «Блэкберна» во время матча Лиги чемпионов с московским «Спартаком» в 1995 году, когда обоих англичан удалили с поля. Чем вызваны подобные эмоции?
– Наверное, это несдержанность. Но я считаю, что это неправильно. Необходимо контролировать себя и не допускать подобных случаев. Футбол ведь смотрят зрители, в том числе и дети, будущие футболисты. Надо держать себя в руках, что бы ни было, а отношения выяснять вне футбольного поля.
– После этого случая Адвокаат лишил Радимова капитанской повязки. Как вы к этому относитесь?
– Решение тренера обсуждению не подлежит.
– Мы не случайно спрашиваем, потому что Радимов – ваш друг.
– Думаю, что Андрей Аршавин справится с капитанскими обязанностями. Так что тут ничего страшного нет.
Кержаков сделал все правильно
– Руководство «Зенита» не скрывает, что в этом году клуб обязан стать чемпионом. Под эту задачу закладывается большой бюджет, приобретаются сильные футболисты, развиваются инфраструктуры. Но можно ли говорить о своих высоких амбициях только на основании того, что в клуб пришли большие деньги, в команде хороший тренер и неплохой состав?
– Конечно, говорить так нельзя. Чтобы завоевать первое место, необходимо играть и выигрывать. За высокие места надо бороться, а говорить можно только тогда, когда сделал дело.
– По общему мнению, крен на атаку в «Зените» остается. Есть 5 ярко выраженных атакующих футболистов, но при этом сохраняются проблемы в обороне – и в центре, и на флангах. Вас это не беспокоит?
– Не мне судить о проблемах в составе. Не люблю судить о том, кто сильнее, кто слабее. Есть команда, состоящая из 23 человек. На мой взгляд, они все равны. И все одинаково уважаемы.
– Как сейчас строятся взаимоотношения между ветеранами, легионерами и молодежью? Хотя ее, конечно, осталось не так много.
– В принципе, все нормально. Никакого дискомфорта в общении нет. Есть команда, в которой все друг друга поддерживают.
– Почему, как вы считаете, ЦСКА и «Спартак» уступили не самым сильным соперникам в кубке УЕФА?
– Просто потому, что соперник был сильнее. Об остальном говорить смысла нет.
– Это сильно ударит по футбольному имиджу России?
– Проколы случаются всегда. И не только у российских клубов. Вспомните Италию, чьи команды терпели неудачи на европейских аренах. Но не надо делать из этого трагедии. Придет следующий год.
– Зато в Кубке УЕФА удачно выступает «Шахтер».
– И это приятно!
– «Зенит» играл с донецким клубом на сборе в Испании. Остались какие-то знакомые в команде?
– Да, знакомые остались, тот же Тимощук. Он только начинал свою карьеру в «Шахтере», когда я уже выступал за него.
– Анатолий Тимощук стал игроком «Зенита». Как бы вы охарактеризовали этого футболиста?
– Этот человек играл на чемпионате мира, признавался лучшим на Украине. Согласитесь, ведь это чего-то стоит?!
– «Шахтер» в 1/8 финала Кубка УЕФА будет встречаться с «Севильей», за которую выступает Александр Кержаков. Как вы отнеслись к его переходу в испанский клуб?
– Все видели, что здесь он бы не играл. «Зенит» покупал дорогих нападающих, которым сразу давалось место в основном составе. Я слышал, что Саша не жалеет о переходе, доволен всем. Он все правильно сделал.
Питерские болельщики заслужили чемпионство
– Вам 32 года.
– Хорошо, что не 37 (смеется).
– Не задумывались над тем, чем займетесь после окончания футбольной карьеры?
– В принципе, потихоньку уже приходится задумываться. Но хочу поиграть, пока здоровье позволяет.
– А дальнейшие планы?
– О них пока говорить не буду.
– Они связаны с футболом?
– Нет.
– Чего бы вам хотелось добиться в жизни – помимо успехов на футбольном поле?
– Я думаю, что каждый нормальный человек хочет, чтобы у него была здоровая семья и нормальные дети, которые выросли бы хорошими людьми. Все просто.
– То есть надо твердо стоять на ногах и с оптимизмом смотреть в будущее?
– Конечно! (Улыбается.)
– В этом году болельщики ждут от «Зенита» чемпионства. Что нужно сделать для того, чтобы завоевать золотые медали?
– Думаю, надо проявить характер, где-то сыграть через «не могу». Быть единым целым, настоящей командой. Питерские болельщики действительно заслужили чемпионства. Заслужили радость в семьях. Они этого очень долго ждали. Я очень хочу, чтобы все получилось именно так!
– И желательно принять в этом непосредственное участие?
– Конечно. Было бы хорошо! (Смеется.)