Александр Коротков: Быть питерцем уже привык
"НЗ" продолжает знакомить читателей с ближайшим резервом "Зенита". Наш сегодняшний собеседник, Александр Коротков, производит впечатление очень серьезного человека. Он обдуманно отвечает на все вопросы, при этом почти не проявляя эмоций. Так же серьезен и старателен он в игре – настоящий защитник.
"НЗ" продолжает знакомить читателей с ближайшим резервом "Зенита". Наш сегодняшний собеседник, Александр Коротков, производит впечатление очень серьезного человека. Он обдуманно отвечает на все вопросы, при этом почти не проявляя эмоций. Так же серьезен и старателен он в игре – настоящий защитник.
Начало большого пути
– Александр, как вы пришли в футбол?
– Играть я начал лет в девять в родном городе Белебее - это примерно 200 километров от Уфы. Мои друзья были старше меня на год-два. Однажды я увидел, как они ходят на тренировки, и, загоревшись желанием, тоже пошел. Понравилось, и я начал заниматься. Ходил всегда, не пропускал ни одного занятия. Друзья потом перестали тренироваться, а я все ходил, ходил…
– В принципе, в Башкирии более популярен хоккей. За "Салават Юлаев" играть не было желания?
– Нет, я не думал об этом. Как-то спонтанно все получилось… Тем более что в нашем городе хоккея вообще не было.
– Вы сразу начали играть в защите?
– Тренеры ставили меня опорным и правым полузащитником, но совсем недолго. А так все время играл в центре обороны.
– Забивать не тянуло?
–У каждой позиции есть свои плюсы и минусы, а эта мне всегда нравилась, и к другим я даже как-то и не тянулся. Нравилось, и все. Еще когда во дворе играли.
– И били соседям окна…
– А как вы догадались? (
Улыбается.)
«Академика»
– Как на вас вышли скауты "Академики"?
– В Башкирии мы ездили на различные соревнования, в том числе в город Мелеуз. Там была неплохая команда нашего года рождения, она участвовала в различных турнирах детской футбольной лиги. Однажды наш тренер посоветовал коллеге взять в свой коллектив меня. Получилось нечто вроде сборной Башкирии, и мы вместе 3 года ездили на ДФЛ. А тренер Мелеуза знал одного из селекционеров "Академики"…
В итоге я никому в городе не сказал, что уезжаю. Просто собрался и уехал. Тренеры из Белебея потом приходили ко мне домой, ругались, говорили, что мы, мол, его сами бы отвезли. Но незадолго до этого, когда у меня было желание уехать с другом в самарские "Крылья", они меня не отпустили.
– В "Академику" вы приехали один?
– Нет, со мной были еще ребята из Мелеуза – Колосков и Шевцов. Первого взяли сразу, а нам двоим сказали приехать повторно. В итоге мы съездили на целых три просмотра – все очень тяжелые. Из 150 человек оставалось, может быть, 20. Но нас взяли. Правда, Шевцову вскоре пришлось уйти…
– Вы в "Академике" с 14 лет. По большому счету, интернатовская система. Какие остались впечатления? Не чувствуете, что вас детства лишили?
– Нет, скорее я приобрел что-то, но точно не потерял. Футбольная жизнь – интересная. Помню, когда мне сказали, что полечу на Кипр, я бегал по комнате, звонил домой – для меня это была большая радость… Так что нормально детство прошло. Общался со своими сверстниками, с командой. Думаю, никто ничем меня не обделил.
– Можно ли сказать, что самостоятельным вас сделали годы, проведенные в "Академике"?
– Конечно! Когда я уезжал из Башкирии, то очень переживал и вообще не представлял, как буду жить дальше. Каждый день домой звонил. Потом уже стал более самостоятельным и ответственным. У нас в команде всегда был строгий режим, но не это главное. В первую очередь важно понимание того, что все происходящее необходимо нам самим. Мы же хотим играть в футбол и стать лучшими игроками России и мира! Мы же хотим играть на высоком уровне! Раз так, нужно работать.
– Как выходные проводили?
– Ездили в Москву, гуляли. Кто бутсы там покупал, кто еще что-то...
– Каких побед достигла при вас "Академика"?
– Третьими в чемпионате России становились, выиграли кубок Набутова (кстати, этот турнир как раз проходил в Питере – в манеже на Бутлерова). На зарубежные соревнования ездили, но там что-то серьезное выиграть не удалось. Тренеры считали, что для того, чтобы подняться на уровень выше, нам нужно играть с сильными командами. И мы всегда встречались с соперниками на год старше нас.
– Как до юношеской сборной доигрались?
– Ну, в Москве "Академика" всегда славилась, к нам было приковано повышенное внимание. В первом турнире – чемпионате Москвы – мы лишь несколько раз сыграли вничью, во всех остальных матчах одержали победы. Словом, сильные игроки, хорошая команда, и на ее базе было решено делать сборную России.
– Капитаном всегда выбирают лидера…
– Сначала меня назначил капитаном тренер, потом еще и ребята голосовали. Но в итоге я отказался – как-то не очень это дело понравилось. Я решил, что лучше буду просто игроком в команде.
– Не получалось на поле или за его пределами?
– Не знаю, тяжело объяснить. Просто не мое это, и все. Потом выбрали капитаном Самсонова. Олег – хороший капитан, ответственный, и это правильный выбор. Нам с ним удобно.
– Интересно, что вас приглашали сразу в две сборные – 87-го и 86-го годов рождения.
– На самом деле в сборную-86 я ездил только раз, когда она играла в Москве с французами. Половина тех ребят уже выступала за клубные дубли, у них в это время проходили матчи чемпионата. Поэтому тренеры сборной попросили взять пару человек из нашей команды. Поехали мы с Ильей Максимовым. Отыграли нормально – 1:1. Илья вышел в "основе", а я – на замену.
Приехал в Питер с удовольствием
– И вот настал тот замечательный день, когда вы оказались в "Зените". "Академика" играла выставочный матч с нашим дублем…
– Да, мы встречались на "Петровском", сыграли вничью 1:1. И после этого матча меня пригласили в "Зенит". Я тогда уже знал, что в Петербурге сильная команда. Каждый игрок – имя: Малафеев, Радимов, Спивак, Аршавин с Кержаковым… Был рад, что тренеры обратили на меня внимание. Да и сам город очень хороший, я много о нем слышал и знал.
– Когда играли в Москве, не возникало желания играть за ЦСКА или, скажем, за "Спартак"? Вас не против своей воли в Петербург отправили?
– Абсолютно нет. Мое слово всегда последнее, и если бы даже я не хотел, то кто бы мог отправить меня в эту команду? Но я хотел попробовать себя на таком высоком уровне и поехал в Питер с удовольствием.
– Вы успели почувствовать себя питерцем за то время, что играете в дубле?
– Да. Поначалу тяжело было в городе ориентироваться, а потом освоился. Особенно в сборной это чувствуется: приезжаешь – все говорят, мол, вот, питерский. И к этому я уже привык, как будто так всегда было (
улыбается).
– И даже Илье Максимову помогали в городе адаптироваться…
– Было такое (
улыбается). Он жил у меня в квартире, потом обустроился.
– Дубль "Зенита" уже третий год играет практически одним составом. За это время команда набралась опыта, игроки притерлись друг к другу. Не пора ли переходить на более высокий уровень? Чувствуете в себе силы замахнуться на основной состав?
– Действительно, с каждым годом мы играли все увереннее, а в сезоне-2005 заняли третье место. Конечно, надо стремиться к большему. Когда идет игра основной команды, анализируешь, как выглядят те же Хаген и Шкртел, ведь ты можешь оказаться на их месте.
– В чем вы должны прибавить, чтобы попасть в "основу"?
– Мне самому трудно говорить об этом. Наверное, пока не хватает спортивной наглости. И нужно еще, чтобы тренер в тебя поверил.
– Стрепетов верит?
– Да.
Как играет Коротков?
– Вы здорово играете головой. Откуда это? И как долго вы над этим работали?
– На самом деле, когда в детстве мы играли во дворе, я был такой маленький, щуплый. Все ребята были старше меня, намного выше, и мне приходилось стараться, бороться. Это помогло. А потом и в росте прибавил, и в весе, и в устойчивости. Мне даже никто не говорил, чтобы я дополнительно работал над игрой головой.
– Агрессивные подключения к «стандартам» идут из "Академики"?
– Да. Я хорошо играл головой, и тренеры мне советовали ходить на угловые. Получалось неплохо, и я забивал.
– Говорят, что в юности вы злоупотребляли подкатами, и, если сопернику удавалось пробросить мяч, вы за ним уже не успевали. Так ли это?
– Не знаю, не обращал на это внимания. Может быть, кто говорит, тот знает.
– Когда вы играли со "Спартаком" из Нальчика и на поле вышел ваш "академический" друг Гаврюк, какие чувства испытали?
– Это как-то подстегнуло – хотелось сыграть пожестче. Нужно привыкнуть всегда играть только на победу. Если я через несколько лет встречусь на поле с Большаковым или Колосковым, все будет так же. После игры мы, конечно, друг перед другом извинимся.
Сборная
– Сборной предстоит отборочный турнир чемпионата Европы (наш разговор состоялся накануне этого события. – Прим. авт.). Какие надежды вы на него возлагаете?
– Самые большие: у России прекрасный шанс выйти из не самой сильной группы. Это в прошлый раз нам попались испанцы, и то лишь чуть-чуть не повезло. Будет очень обидно, если мы не воспользуемся хорошим шансом, который есть у нас сейчас. Сборная России – сыгранная команда. А Игорь Валерьевич Чугайнов – очень хороший тренер и человек.
– Что можете сказать о каждом из ваших соперников?
– Думаю, что решающий матч будет с Австрией. Ту же Венгрию мы уже обыгрывали. Что касается Словении, скорее всего, от нее стоит ожидать силового футбола. Такие команды не дают играть сопернику, значит, придется дорожить мячом и не поддаваться на провокации.
В общем, шансы у нас высокие. Тем более что мы все друг друга знаем, у нас хорошее взаимопонимание, а потому не имеет смысла вызывать кого-то из других команд. Даже в дубле мне проще играть со Строевым и Нагумановым, чем с игроками "основы".
– А видеть перед собой столько лет одни и те же лица не устали?
– Нет. Все эти ребята – мои друзья.
Учиться нужно у всех
– За кого будете болеть на предстоящем чемпионате мира?
– За Германию, Бразилию, ну и за Украину.
– Сборные Германии и Бразилии исповедуют абсолютно разный футбол…
– Да. Германия нравится мне своей дисциплиной и выучкой, а Бразилия берет техникой ведущих игроков. Если все это соединить, получится машина, которую невозможно победить.
– А из клубных команд какие вам нравятся?
– "Арсенал" и "Барселона". Настоящая гамма футбола! Там выступают звезды первой величины, смотреть за игрой которых приятно и полезно. Я даже стараюсь не пропускать ни одного матча с их участием. Та же техника, без которой в футболе никуда. Или скорость. Мне нравится такой зрелищный футбол.
– А кумиры у вас есть?
– Из центральных защитников – Терри, Мальдини, Неста. Первый великолепно играет головой и классно подключается на "стандарты". Мальдини и Неста великолепно "читают" игру, классно выбирают позицию.
– В каком-то смысле тоже разноплановые игроки…
– Да, но учиться нужно у всех, стараясь перенять лучшее.
О себе
– У вас друзья сейчас в основном только футбольные?
– Да.
– С кем из них более тесно общаетесь?
– С ребятами из "Академики", с Мишей Кержаковым. Но вообще у меня со всеми хорошие отношения.
– Любимые места в городе появились?
– Мне весь Петербург нравится: очень красивый.
– Где вас вообще в Питере можно встретить?
– На Комендантском, где я живу.
– Родителей в Питер не собираетесь перевозить?
– Для этого нужно закрепиться в команде. А вообще такое желание есть – хочется чаще быть с семьей.
– Она у вас большая?
– Да: папа с мамой, два брата и сестренка. Один из братьев живет сейчас со мной в Питере, остальные пока в Башкирии.
– Как проводите свободное время?
– Иногда дома сижу, в компьютер играю. А так гуляем по городу, ходим в кино. Недавно смотрели "Сайлент Хилл", например. Вообще, люблю такие фильмы, как "Гладиатор" или "Хозяин морей". Собираюсь пойти на "Код да Винчи". Очень интересный сюжет – от книги было не оторваться.
– С творчеством вашей землячки Земфиры не знакомы?
– Да ну. Хотя вообще мне многие музыкальные стили нравятся – зависит от настроения.
– Какая у вас мечта?
– Сыграть на чемпионате мира. Выше этого ничего не может быть.
– Что можете пожелать болельщикам "Зенита"?
– Чтобы они верили в команду, несмотря ни на что.