10:00, 27 августа 2024 года
10:00, 27 августа 2024 года

80 лет назад «Зенит» выиграл первый трофей в истории клуба

27 августа исполняется 80 лет со дня завоевания сине-бело-голубыми первого трофея — Кубка СССР. Воскресить события 1944-го помогут воспоминания их участников, записанные в разные годы.

80 лет назад «Зенит» выиграл первый трофей в истории клуба

Шаг первый

1/16 финала

30.07. «Зенит» — «Динамо» Москва — 3:1 (1:0)
Голы: Бодров, 20 — с пенальти (1:0), Яблочкин, 63 (2:0), Левин-Коган, 75 (3:0), Пшеничный, 86 — автогол (3:1).

Леонид Иванов, вратарь: «Тысячи болельщиков заполнили трибуны стадиона „Динамо“, и еще сотни на дальних подступах тщетно „ловили“ лишний билетик. Болели за нас ленинградцы так горячо и трогательно, что не победить в этом матче мы не имели права».

Иван Куренков, защитник: «Игра прошла с большим нашим преимуществом. После матча, прощаясь со мной, капитан динамовцев Михаил Якушин сказал: „Сегодня вы нас раскатали“».

Алексей Яблочкин, полузащитник: «Что и говорить, игра сложилась для нас простенько. Единственное, когда они нас „потерзали“, так это в последние десять минут».

Леонид Иванов: «Как торжествовали трибуны! Болельщики после финального свистка выбежали на поле, крепко обнимали нас, жали руки, поздравляли с успехом».

01 (1).jpg

Шаги второй и третий

1/8 финала

06.08. «Динамо» Минск — «Зенит» — 0:0
07.08. «Динамо» Минск — «Зенит» — 0:1 (0:1)
Гол: Ларионов, 39.

Сергей Сальников, нападающий: «Играли на великолепном поле московского стадиона „Динамо“, а зрителей — никого. Это лишний раз доказывало, что ни нас, ни минчан никто не считал возможными победителями».

Алексей Яблочкин: «В первый день мы должны были, судя по количеству моментов, выигрывать четыре-пять мячей. И, наоборот, дело случая, что мы не проиграли вторую встречу. Был момент, когда Иванов уже пропустил мяч под собой и за спиной в последний момент перехватил его».

Борис Чучелов, нападающий: «Иванов два-три раза выручил нас после выходов один на один. А затем: мяч от удара Ларионова шел низом, я стоял спиной к воротам и, подпрыгнув, пропустил его, а вратарь не успел среагировать».

Шаг четвертый

1/4 финала

17.08. «Зенит» — «Динамо» Баку — 1:0 (0:0)
Гол: Сальников, 55.

Сергей Сальников: «Перед игрой с нами бакинцы обыграли полную сил и энергии команду тбилисского „Динамо“. Гол я забил с подачи Левина головой, в те ворота, что ближе к ЦПКиО. Это был мой первый официальный гол в командах мастеров».

Алексей Яблочкин: «Мы имели подавляющее преимущество, по всем статьям, но долго не могли забить и потому немного нервничали: вдруг пропустим».

02 (2).jpg


Шаги пятый и шестой

Полуфинал

22.08. «Спартак» — «Зенит» — 2:2 (0:0)
Голы: Сальников, 65 (0:1), Глазков, 69 (1:1), Климов, 72 (2:1), Смирнов, 88 (2:2).
Нереализованные пенальти: Глазков, 20 (штанга), Бодров, 117 (мимо ворот).

23.08. «Спартак» — «Зенит» — 0:1 (0:0)
Гол: Чучелов, 97.

Леонид Иванов: «По разбегу угадываю, что Глазков будет бить в правый угол. Я прыгнул, но мяча не коснулся. Лежу на земле. На трибунах шум и свист. Не похоже что-то на забитый гол. Краем глаза ищу мяч — не видно. Встаю и вижу, как Глазков, схватившись за голову, идет к центру поля».

Иван Куренков: «Глазков бил в западные ворота, с правой ноги, на 50-сантиметров от земли, но мяч чиркнул по штанге с наружной стороны».

Сергей Сальников: «В один из моментов Левин подал мяч на угол штрафной площадки. Я понял, если стану останавливать мяч, игравший против меня Виктор Соколов, защитник атлетичного сложения, просто снесет меня. Я стал падать на спину и, поймав мяч на подъем, ударил через себя. Уже лежа услышал, как стадион „взорвался“ — гол!»

Николай Смирнов, нападающий: «Проигрывая 1:2, мы пошли ва-банк. Защита москвичей была прижата к воротам. В одной из атак Яблочкин отдал мне мяч, я метров с восемнадцати пробил в сторону ворот и попал в цель».

Борис Чучелов: «Когда Бодров бил пенальти, я находился лицом к своим воротам, напротив меня стоял Леша Пшеничный. Слышу гул на трибунах и в ту же секунду вижу, как Пшеничный падает на землю и руками судорожно начинает рвать траву. Я понял, что Виктор не забил».

Алексей Яблочкин: «Во втором матче мы очень устали, но играли чуточку сильнее и заслуженно выиграли».

Борис Чучелов: «За мной всю игру неотступно ходил Василий Соколов. В один из моментов, когда Сальников справа подавал очередной угловой, я „заложил“ впереди него свое плечо, выпрыгнул и забил мяч головой в верхний, левый от вратаря, угол».

03 (2).JPG

Шаг седьмой

Финал

ЦДКА — «Зенит» — 1:2 (1:0)
27.08. Москва. Стадион «Динамо». 70 000 зрителей.
Судья: Э. Саар (Таллин).

ЦДКА: Никаноров, Прохоров, Кочетков, Лясковский, Виноградов (Шлычков, 53), Щербаков, Гринин, Николаев, Федотов (к), Щербатенко, Дёмин.
«Зенит»: Иванов, Копус, Куренков (к), Пшеничный, Яблочкин, Бодров, Левин-Коган, Смирнов, Чучелов, Ларионов, Сальников.
Голы: Гринин, 35 (1:0), Чучелов, 58 (1:1), Сальников, 68 (1:2).

Иван Куренков: «„Зенит“ и ЦДКА жили бок о бок в центре Москвы, в армейской гостинице на площади Коммуны. В шутку ее называли „казармой“. Все двадцать ленинградцев занимали одну огромную комнату, а внизу, в ресторане, уже с утра в день финала накрывались банкетные столы: армейцы готовились отпраздновать победу. У меня накануне поднялась температура, но по просьбе команды пришлось играть».

Сергей Сальников: «Руководители „Зенита“ за пару дней до финала попросили нас проиграть достойно, не дать армейцам много забить. Такое заявление еще больше обострило в нас чувство самолюбия, помогло сбросить с плеч груз сверхответственности. Готовились мы к финалу лежа в постелях — аккумулировали энергию».

04 (3).JPG

Леонид Иванов: «Игра началась для нас неважно. Из мудрой тренерской установки мало что получалось. Наши защитники „сбились с ног“, а самое страшное, перестали снабжать мячами нападающих».

Алексей Яблочкин: «Гол в наши ворота вышел совершенно нелепый. Гринин обыграл Пшеничного и с угла входил в штрафную. Я пошел на подстраховку. Удар! Я подставляю ногу. Дуплет! И траектория какая-то совершенно вопреки законам физики. Мяч полетел кверху и за спиной абсолютно правильно выбравшего место у передней штанги Иванова опустился в дальнем углу ворот. Не подставь я ногу, гола, возможно, и не было бы».

Николай Смирнов: «В первой половине нам было очень тяжело. Просто здорово сыграл в эти минуты Иванов. После нескольких взятых им трудных мячей команда как-то воодушевилась».

Леонид Иванов: «Говорят, что я играл в том розыгрыше Кубка как никогда раньше. Настроение у меня действительно было особым. За месяц до начала турнира я познакомился с Машей, моей будущей женой. Она приходила на матчи, которые проходили в Ленинграде, а потом сумела приехать в Москву на полуфинал и финал. Я всегда знал, где она сидит на трибуне».

Борис Чучелов: «Мяч летел ко мне на уровне груди. Я показал армейцу Кочеткову, будто ухожу вправо. А сам пропустил мяч влево и начал убегать. Защитник ЦДКА схватил меня за футболку, и несколько мгновений я тащил его за собой. На наше счастье, свисток арбитра промолчал. Мне удалось вырваться, Кочетков упал, и я услышал, как он кричит вратарю: „Володя, выручай!“ Я догнал мяч и пробил, но „чистым“ удар не получился. Мяч пошел низом, с сильным вращением, и, обогнув Никанорова, вкатился в ворота».

Сергей Сальников: «После моего очередного углового последовали несколько срезок наших нападающих. Я успел переместиться к воротам. Мяч, крутясь, пошел вдоль линии штрафной. Я пробил как в тумане, не видя. И попал!»

Николай Смирнов: «Во втором тайме мы армейцев и переиграли, и перебегали. Мы немножечко изящнее были, и жара нам в какой-то мере помогла».

Алексей Яблочкин: «После финального свистка всё еще не мог поверить, что мы выиграли, и лихорадочно думал, на что же ЦДКА может подать протест, мысленно перебирая в памяти отдельные эпизоды».

05 (1).JPG

Иван Куренков: «Когда игра закончилась, казалось, что среди зрителей не было равнодушных, трибуны ринулись на поле. Нам пожимали руки, качали, предлагали тут же отметить победу. До раздевалки добирались минут тридцать. Уже в густых сумерках нам вручили кубок».

Анатолий Мишук: «Сразу после матча швейцарские часы вручали, они по тем временам страшно сказать сколько стоили. Сразу со стадиона нас повезли на банкет к Устинову, тогда наркому оборонной промышленности. Банкет затянулся дня на два, продолжался на ведомственной даче в Подмосковье».

Сергей Сальников: «В Ленинграде встречали нас так, как позднее встречали только космонавтов: кортеж автомобилей растянулся по всему Невскому проспекту».

06 (1).JPG
img
img