close
Приложение ФК «Зенит»

Бесплатно

Скачать
11:47, 31 мая 2022 года
11:47, 31 мая 2022 года

80 лет назад в Ленинграде состоялся первый блокадный матч

Легендарная встреча состоялась 31 мая 1942 года на поле стадиона «Динамо» и положила начало серии игр в осажденном городе.

80 лет назад в Ленинграде состоялся первый блокадный матч
В тот момент в Ленинграде граница между фронтом и тылом, по существу, отсутствовала. Скудные нормы выдачи продовольствия (карточная система была введена уже 18 июля 1941 года, а после сентябрьского пожара на Бадаевских складах ситуация становилась всё хуже и хуже), казалось бы, не способствовали возникновению мыслей, не связанных с процессом выживания. Однако уже весной пережившие страшную зиму ленинградцы стали налаживать не только культурную, но и спортивную жизнь любимого города. 

31 мая состоялся первый блокадный матч между командами «Динамо» и Ленинградского Металлического завода. Последний участник этого легендарного поединка Евгений Улитин ушел из жизни в 2004 году. Сине-бело-голубые предлагают обратиться к воспоминаниям, опубликованным ранее.

Валентин Фёдоров, футболист «Динамо»:
— Весной меня и Аркадия Алова вызвали в военный отдел горкома партии. Заведующий отделом спросил, кто из футболистов остался в городе, чьи адреса или места службы мы знаем. Видя наше недоумение, он разъяснил: военный совет фронта решил провести в блокированном городе футбольный матч и придает этой игре большое значение. Задание было сложным. Команды «Динамо» тогда фактически не существовало. Шестеро футболистов находились в Казани, четверо погибли, Бизюков был тяжело ранен и эвакуирован. Впрочем, скомплектовать команду оказалось не самым трудным. Как играть, если сил не хватало порой даже на простую ходьбу шагом? Однако постепенно собирались игроки, и мы приступили к тренировкам. Тренировались два раза в неделю.

Александр Зябликов, капитан команды Н-ского завода:
— Нас, игроков предвоенного «Зенита», осталось зимой 1942 года не так уж мало. Почти все мы трудились в цехах Металлического завода. Я, например, был заместителем начальника противовоздушной обороны цеха. Ни о каком футболе, естественно, и не помышляли. В начале мая я на улице совершенно случайно, можно сказать, столкнулся с бывшим игроком ленинградского «Динамо» Дмитрием Федоровым и совсем уж неожиданно тут же получил от него предложение сыграть с динамовцами.

Форму, помнится, нам дали соперники. Игра состоялась на поле, которое находилось слева от главного входа. А раздевались мы в деревянном домике у главной аллеи. Динамовцы, которым удалось немного потренироваться весной, предлагали играть два тайма по 45 минут, заводчане соглашались только на два по 20. «Давайте сначала полчаса, — сказал я, подойдя к судье Павлову. — А если выдержим, то и все 45 минут».

У нас не было вратаря, поэтому в ворота встал защитник Иван Куренков, но всё равно не хватало еще одного футболиста, тогда динамовцы «уступили» нам своего игрока Ивана Смирнова. Первый тайм не дал результата, а в начале второй половины игры район стадиона был подвергнут обстрелу. Один из вражеских снарядов угодил в угол поля. Пал Палыч дал свисток, и все игроки и 300–350 человек зрителей — выпускников командирских курсов направились в бомбоубежище внутри Вороньей горы.

После этого антракта мы уже устоять против динамовских атак не смогли и в конце концов проиграли довольно крупно — 0:6. В июне состоялся повторный матч. Мы долго вели в счете, но к финальному свистку была ничья — 2:2. 

Анатолий Мишук, футболист команды Н-ского завода:
— С начала войны я работал токарем на Металлическом заводе, а жил в Озерках. Приходилось ходить туда и обратно пешком, а это довольно солидное расстояние. К концу зимы сильно ослабел. Видимо, выглядел я не очень здорово, потому что председатель завкома, ярый поклонник нашей команды в довоенные годы, встретив меня, не узнал. В результате меня  поместили в заводской стационар с последней стадией дистрофии. Когда вышел оттуда, меня разыскал Зябликов, сказал, что будет игра. Кажется, я был самым слабым из всех наших. Помню, например, такой эпизод. Идет несильная длинная передача. Я, как сотни раз делал это в довоенных матчах, принимаю мяч головой, а он… сбивает меня с ног. Впрочем, у Александра Короткова вообще не хватило сил выйти на поле. 

Евгений Улитин, футболист «Динамо»:
— Накануне игры в часть, где я тогда служил сержантом связи, пришла телефонограмма о том, что необходимо прибыть на матч. Ранним утром на попутной машине я поехал в Ленинград, сошел с грузовика у Дворцовой площади. Дальше до стадиона шел пешком. Там обнялся с товарищами, подобрал бутсы и форму. Несмотря на теплый день, играть было очень трудно, в конце матча сводило ноги. Однако большинство динамовцев имели куда больше сил, чем наши соперники. Кроме того, в их воротах стоял полевой игрок. Во многом этим и объясняется крупный счет. По ходу игры хотелось замениться, но мы с большим трудом набрали людей на два состава. Вернулся в часть под Шлиссельбург и недели две ходил еле-еле.

Все участники легендарного матча 31 мая 1942 года:


Судья — Павел Павлов.

«Динамо» — Виктор Набутов, Михаил Атюшин, Виктор Иванов, Борис Орешкин, Валентин Фёдоров, Аркадий Алов, Константин Сазонов, Евгений Улитин, Александр Фёдоров, Анатолий Викторов, Георгий Московцев.

ЛМЗ (Н-ский завод) — Иван Куренков, Александр Фесенко, Георгий Медведев, Анатолий Мишук, Александр Зябликов, Алексей Лебедев, Николай Горелкин, Николай Смирнов, Иван Смирнов, Пётр Горбачёв, Лосев. 

При подготовке публикации использовались материалы из газеты «Спортивная неделя Ленинграда», справочника «Футбол-1971» и журнала «Футбол»
img
img