20:42, 19 августа 2021 года
20:42, 19 августа 2021 года

Никита Колесников: «Качественного игрока увидеть могут многие, а вот привезти его первым — основная часть работы селекционера»

Селекционер «Газпром»-Академии дал интервью «Радио Зенит».

Никита Колесников: «Качественного игрока увидеть могут многие, а вот привезти его первым — основная часть работы селекционера»
— После того как вы завершили карьеру, какие варианты рассматривали?
— Куда я только не бросался! Это достаточно тяжёлая история для всех футболистов, которые завершают карьеру. В конечном итоге судьба привела меня обратно в «Зенит» — в селекционную службу.

— Селекционеров иногда путают с агентами или спортивными директорами. Насколько это сложная профессия и когда вы освоили её азы?
— Азы освоил, как только пришёл. Моим начальником был Александр Константинович Бокий: он мне показал, на что нужно обращать внимание. Если ты играл в футбол на серьёзном уровне, то качественного игрока увидит любой. А вот привезти его первым — вот это уже основная часть работы селекционера.

— Это ведь вечная дилемма. Многие говорят, что большие клубы иногда «выцепляют» молодых игроков слишком рано, а иногда — слишком поздно.
— Конечно, постоянно с этим сталкиваюсь. Порой подхожу к тренеру, а он отвечает: сейчас футболиста не отдадим… Потом уже становится поздно. Безусловно, нужна золотая середина. Мы берём ребят с 13 лет. Раньше забирать, отрывать от родителей нет смысла. Чем быстрее он начнёт заниматься с нашими, более сильными игроками, тем быстрее вырастет в успешного игрока. А есть те, кто вообще не хочет отдавать ребят. Приходится объяснять, что в подобных условиях парень закиснет через год-полтора. Потом из него уже ничего не слепишь.

— Наверное, взаимоотношения селекционеров и агентов — это самое загадочное, что есть в футболе. Как вы с ними взаимодействуете?
— В основном агенты хотят дружить со скаутами. У них много игроков, которых они хотят предложить «Зениту». На соревнованиях могут к тебе подойти, показать своего футболиста.

— Понятно, что работа у вас кочевая. Как часто приходится путешествовать?
— Сейчас, несмотря на ковид, турниров достаточно. У меня уже третья командировка за месяц. Успел слетать в Барнаул, в Омск, ну а сейчас нахожусь в Апатитах. Когда вернусь в Петербург, наверное, через несколько дней ещё куда-то полечу.

— Иногда из ваших визитов ведь даже телевизионные сюжеты делают: например, в Архангельске. Как вас обычно встречают на местах?
— Хорошо встречают. В Архангельске это было знаковое событие. До них никогда никто не доезжал. У них в основном хоккей с мячом. Когда приехали из «Зенита» — это было что-то с чем-то.

— Вы после той поездки говорили, что в любом регионе можно найти две-три будущие звёздочки. Это действительно так? Или бывает, что как будто на выжженную землю приезжаешь?
— Бывает и такое, конечно: приезжаешь и видишь, что в городе никого нет… Сидишь и думаешь: как же так, почему? А бывает, что после поездки привозишь нескольких ребят на просмотр. И потом уже определяешь, смогут они у нас играть или нет.

— А чисто теоретически: может селекционер присмотреть для клуба не игрока, а, допустим, тренера или аналитика?
— В принципе, можно, но со мной такого не было. Но может случиться, что какой-нибудь тренер постарше сидит на трибуне, наблюдает. Если к нему обратиться, то он может подсказать что-нибудь по игрокам. Но найти и забрать массажиста — это тяжело. Так как обращаю внимание только на игроков. Это моя задача.

— Как часто бывает, что вы едете с конкретным заданием, а находите нечто другое?
— Я не езжу с определённым заданием. Бывает, что дают рекомендации по позиции. В процессе просмотра игрока в нужную зону я могу не найти, но отмечу человека на другой позиции, который усилит нашу команду.

— А селекционеры основной команды как правило кого-то конкретного смотрят?
— Да, всё так. Но у нас поле шире. Иногда мы тоже ездим смотреть определённых игроков, но в процессе отсматриваем всех.

— Вопрос от слушателя: кто сейчас лучший игрок в мире?
— Мне нравится Криштиану Роналду. Понятно, что Месси великолепен, но у него талант. Криштиану сделал себя сам, по сути, поиграл практически во всех лигах и везде был в топе. Сейчас очень нравится игра Мбаппе, конечно.

— Насколько важно для молодых футболистов иметь кумира, который был бы ориентиром? Многие ребята в Академии прямо следят за определёнными футболистами, выступающими на их позиции.
— Не думаю, что им дают задания. Им просто нравится игрок, хотят быть похожим. Когда я начинал играть, то восхищался Зиданом. Выходил в центре полузащите, был связующим звеном как раз. Даже брал себе пятый номер, прямо тащился от него. Он великолепно работал с мячом, чувствовал партнёров, мог обыграть кого угодно.

— С появлением ЮФЛ-1 и ЮФЛ-2 у вас стало больше работы?
— Как работали, так и работаем. Единственное, что приход Андрея Сергеевича Аршавина нас взбодрил. Он чётко ставит задачу, и никаких вопросов.

— Как вообще работается с Андреем Сергеевичем?
— Очень хорошо! Это топ по всем показателям. Как игрок он был звездой, как руководитель работает на том же уровне. Он наладил и налаживает нашу селекционную структуру. Мы идём в правильном направлении. Общение с ним тоже без проблем проходит. Я его знаю ещё по «Зениту», когда-то тренировались с ним вместе, когда меня привлекали к основе.

— Сейчас мы смотрим на Академию и видим вышедших оттуда сильных приезжих парней — Акима Белохонова, Илью Родионова, Артёма Касимова, который стал капитаном «Зенита»-2. Наша селекционная служба работает как надо? Мы вовремя приглашаем подходящих футболистов?
— Конечно. Понятно, что мы всегда работали масштабно, но нас стало больше в этом отделе. Значит, охват по России стал больше, чаще отправляют в командировки. Тренерская работа правильно у нас настроена, поэтому удаётся доводить ребят до хорошего уровня. Вот и появляются кадры. У нас очень приятный коллектив, в котором здорово работать. Все друг другу помогают, общаются между собой.

Полное интервью на «Радио Зенит» доступно по ссылке.
img
img