10:53, 22 января 2021 года
10:53, 22 января 2021 года

Дуглас Сантос: «Жуан-Песоа и весь штат Параиба болеет за „Зенит“ — здесь выступал Халк, теперь играю я»

Бразильский защитник сине-бело-голубых — о каникулах на родине, рисунках на теле и жажде забивать голы.

Дуглас Сантос: «Жуан-Песоа и весь штат Параиба болеет за „Зенит“ — здесь выступал Халк, теперь играю я»
— Дуглас, «Зенит» проведет в Дубае 29 дней. Это самая долгая предсезонка в вашей жизни?
— Да, никогда прежде не уезжал на сборы в другую страну почти на месяц! Но у нас есть возможность быть здесь рядом с семьями, и это очень здорово. К тому же тут отличные условия: поля, погода. А чем меньше переездов, тем лучше — все смогут как следует подготовиться к возобновлению чемпионата.

— Расскажите, как проходят сборы у бразильских команд?
— Когда я играл в «Атлетико Минейро», мы проводили предсезонную подготовку на клубной базе — там хорошая инфраструктура, можно жить и тренироваться, никуда не уезжая. 

Календарь бразильского чемпионата очень плотный и сложный, поэтому сборы длились от трех до четырех недель, и каждую неделю нам давали один выходной и отпускали по домам.

— Футболисты делятся на тех, кто любит и не любит сборы. К какой группе относитесь вы?
— Мне нравится этот период. Считаю, что всему свое время — и для отдыха, и для работы. Здесь есть возможность максимально сконцентрироваться на тренировочном процессе, на тех задачах, что стоят перед нами во второй половине сезона. При этом, если появляется свободная минутка, можно провести ее с женой и ребенком, погулять по городу. Думаю, на этом этапе подготовки это лучше, чем каждый день быть дома, где семья так или иначе перетягивает твое внимание на себя. А тут ты полностью фокусируешься на рабочих целях.

— Есть что-то, что вы всегда берете с собой? Кроме спортивной формы.
— Где бы я ни был, со мной всегда Библия — это одна из тех вещей, которой я пользуюсь чаще всего. Чтобы укреплялось не только тело, но и дух.

— Первый полноценный отпуск за год — как это было?
— Было очень необычно! Пожалуй, впервые я столько времени не видел родителей, поэтому большую часть каникул провел дома с семьей, здорово отдохнул. Конечно, ситуация с вирусом в Бразилии сложная, и было немного страшно ехать туда, учитывая количество заболевших, но, к счастью, моих близких болезнь обошла стороной.

— Чем занимались?
— Загорал на пляже, ходил в свой любимый ресторан — «Мангай». Хотел покататься с друзьями на квадроциклах, но не получилось — в игре со «Спартаком» получил небольшое повреждение, нужно было пройти все восстановительные процедуры и занятия с физиотерапевтом, поэтому решил не рисковать.

— Каков традиционный новогодний стол в Бразилии?
— Обязательно рис по-гречески с изюмом и овощами, разные салаты, фарофа — это гарнир из муки маниоки, еще шураско — жареное мясо. Наверное, праздничный набор продуктов в наших странах довольно схожий!

— Успели соскучиться по снегу и морозам?
— Честно? Нет (смеется). Даже с учетом той страшной жары, которая была в Бразилии, — 30 градусов и выше. Ведь от солнца ты можешь спрятаться в тени, зайти куда-нибудь, выпить воды со льдом, а в минусовую температуру не получится даже выглянуть из дома и погулять по городу или в парке, потому что очень холодно. В бразильском пекле мне тоже непросто, но на морозе — еще сложнее.

— Что известно о «Зените» у вас на родине?
— С этого сезона в Бразилии показывают российскую лигу, поэтому все те, кто интересуется ей, знают, что «Зенит» — лучший клуб страны, лидер и чемпион.

— У сине-бело-голубых там много болельщиков?
— Вся моя семья и мои друзья — преданные фанаты петербургского клуба! И в целом, думаю, город Жуан-Песоа и весь штат Параиба болеет за «Зенит» — здесь выступал Халк, теперь играю я.

snts01.jpg

***

— За спиной первая половина сезона. Как бы вы оценили ее — в командном и личном плане?
— В целом мы проводим хороший сезон. Несмотря на то что были игры, в которых мы выглядели не лучшим образом, ближе к зиме удалось набрать свой привычный ритм, вновь поверить в свои силы и создать определенный задел перед конкурентами. 

Естественно, в какой-то момент, с учетом отсутствия летнего отпуска и того, что новый сезон начался сразу вслед за предыдущим, у нас был небольшой спад, но мы сумели выйти из него и стать сильнее. Теперь нам необходимо как следует подготовиться к весенней части сезона, чтобы достичь цели — вновь стать чемпионами. Было бы восхитительно выиграть все три кубка второй год подряд — думаю, это самая важная задача для меня. У «Зенита» есть всё для того, чтобы повторить прошлогодний успех.

Что касается нашего выступления в Лиге чемпионов, мы много обсуждали его внутри команды. Тот, кто участвует там, должен играть качественно и интенсивно с мячом и без него на протяжении всех 90 минут, от стартового до финального свистка. И основа, и запасные должны в равной степени быть готовы выйти на поле и отдать все силы, чтобы игра команды не потеряла мысли и настроя. Потому что любое послабление там строго наказывается, ведь в ЛЧ играют лучшие клубы Европы. В прошлом сезоне мы выступили сильнее — одержали несколько побед, до последнего тура боролись за выход из группы, но в этом году не хватило немного в каждом из компонентов. Нужно продолжать тренироваться, исправлять недочеты и завоевывать право на то, чтобы продемонстрировать эту работу над ошибками в следующем сезоне.

— У вас уже три мяча в зенитовской футболке. Что почувствовали, когда забили дебютный гол «Тамбову»?
— Этот гол я ждал с первого моего дня в «Зените» и хотел забить его именно так, чтобы он был крутым и запоминающимся. Это совершенно особенный мяч для меня и уж точно самый красивый гол в моей карьере. И если мне будет выпадать возможность, я продолжу бить, чтобы забивать еще больше!

— Всем прекрасно известно, что вы — универсал, но откуда такая жажда голов у номинального защитника?
— В детстве я постоянно играл в атаке и очень много забивал. Когда перешел в мини-футбол, забитых голов стало еще больше. Так что, на какой бы позиции я ни выступал, внутри меня всегда сидит желание увидеть мяч в сетке после моего удара. Но есть множество вещей, о которых я должен подумать прежде — как хорошо сыграть в защите, как отдать выверенный пас нападающему, чтобы он сумел отличиться. И уже потом, если представится шанс, нанести точный удар самому.

— Голы в ворота «Сочи» и «Урала» не вызвали таких эмоций?
— Почему же, они тоже были очень важны. Мяч в игре с сочинцами придал мне уверенности в том, что нужно продолжать подключаться к атакам, если есть такая возможность, и бить по воротам соперника. А гол «Уралу» был просто фантастическим! Точнее, наша комбинация, которая привела к нему. Очень организованная контратака: Дзюба покатил Малкому, тот прошел вперед, снова отдал Дзюбе, Артем — мне, я — Азмуну, после чего получил обратный пас и пробил. Красота!

— Главный футбольный аккаунт в мире, 433, на днях опубликовал видео с той комбинацией, назвал ее «тики-такой».
— Мне было очень приятно, что они оценили! Мы словно перенесли на поле то, что отрабатывали на тренировке. В игре не всегда удается провернуть подобное, поэтому я особенно рад, что нам это удалось.


***

— Когда вы играли рядом с Ловреном в центре защиты, то говорили друг с другом на немецком. С латиноамериканцами можете общаться на испанском. На каком языке вы говорите с российскими одноклубниками?
— В основном на английском. Конечно, я не идеально владею им — наверное, знаю английский на 3% или около того, но футбольной лексики для объяснения мне хватает, я чувствую, что мы отлично понимаем друг друга. На сколько процентов знаю русский? Пока что на один! (Улыбается.) Не так уж плохо, правда?

— В отличие от других бразильских игроков у вас нет ни одной татуировки. Это принципиальная позиция?
— Отчасти это связано с тем, что я — религиозный человек, а отчасти с тем, что мой дед всегда говорил мне в детстве: «Только попробуй наколоть себе что-нибудь, я тебе уши оторву!» (Улыбается.) И я вырос с убеждением, что никаких татуировок на мне не будет. Никогда не было такого желания, а сейчас и подавно. 

Мне комфортно без них — можно выбирать любую одежду, а не надевать, например, что-то с длинным рукавом, если там, куда ты идешь, нежелательно показывать рисунки на руках. Но я совершенно спокойно отношусь к тому, что многие люди делают татуировки, — у каждого своя жизнь и свой выбор.

— Если бы у Халка тоже не было татуировок, можно было бы решить, что это особенность штата Параиба.
— Вообще-то в этом что-то есть, потому что воспитание детей на севере и северо-востоке Бразилии, где находится наш штат, более суровое и строгое. Пожилые люди там крепкой закалки и правильных взглядов. Возможно, это связано с тем, что жизнь на севере всегда сложнее, чем в другом регионе, и требует куда больше работы и сил, чтобы обеспечивать себя и семью. Поэтому люди там очень ценят то, чего сумели достичь собственным трудом, тщательно оберегают эти знания и умения и передают их следующим поколениям.

snts02.jpg

— К чему еще вы относитесь столь же категорично?
— К алкоголю и табаку. Это не мое, совершенно не нравится. Моя религиозность — одна из причин. В Писании сказано, что можно выпить лишь один бокал вина — но разве кто-то ограничивается одним? Второй-третий — вот человек уже и напился, потерял контроль над мыслями и делами. Я такое не приемлю. Мне хочется всегда сохранять голову ясной и контролировать свои поступки, чтобы потом не испытывать чувство стыда. Конечно, человек и в трезвом уме может совершать ошибки, но алкоголь лишь подталкивает его к этому.

— Вы — редкий гость соцсетей. Не любите их?
— Нет, я нормально отношусь к ним, просто иногда не знаю, что туда выкладывать. Мне часто хочется как можно меньше времени проводить с телефоном в руках, чтобы не лишать себя возможности общаться с близкими людьми. К тому же случилась забавная история — я на время потерял доступ к своему инстаграму. Поменял телефон, и, когда решил зайти в приложение, мне отправили код подтверждения на мой старый номер, которым я пользовался еще в Германии. 

Около трех недель восстанавливал доступ, потому что служба поддержки приложения была на каникулах и не отвечала на письма, так что инстаграм вернулся ко мне только в первых числах января. Это был интересный опыт — такой детокс от постоянного листания чужих фотографий или выбора, какой снимок опубликовать. Всем рекомендую попробовать!

— Петербург уже стал для вас своим?
— Как я уже говорил, когда я приехал в Россию, то почувствовал себя как дома. Вообще, должен сказать, что в плане культуры общения русские и бразильцы очень похожи между собой. Люди здесь гостеприимные, радушные, готовые прийти на помощь. По крайней мере, других я в Петербурге не встречал. Если человек не говорит по-английски, что очень характерно и для Бразилии, то он все равно попытается сделать так, чтобы понять тебя и помочь. В «Зените» мы все постоянно общаемся, шутим, смеемся — очень напоминает настроение в бразильских командах.

— Осенью вы съездили с семьей в Петергоф. Ваши впечатления?
— Идею предложила моя жена — у нас в семье она отвечает за туристическую часть. Увидела фотографии парка, дворца, фонтанов — и загорелась! Единственное, все фотографии были летние, когда в парке множество цветов и солнца, а мы приехали туда уже поздней осенью — было довольно прохладно, но все равно очень красиво. Мы остались довольны, особенно дочка — гуляли среди опавших листьев, видели белок, посмотрели на фонтаны, которые работали последний день. Теперь хотим вернуться туда, когда будет тепло, чтобы застать все краски лета.
img
img