14:56, 30 июля 2020 года
14:56, 30 июля 2020 года

«Спортивная арена демонстрирует силу общества»: история стадиона имени Кирова

30 июля 1950 года на Крестовском острове был открыт стадион имени Кирова. Историк архитектуры Дмитрий Козлов рассказывает, как проходило строительство этого величественного объекта, и вспоминает основные вехи жизни предшественника «Газпром Арены».

«Спортивная арена демонстрирует силу общества»: история стадиона имени Кирова
В начале 1930-х годов советским правительством было решено построить несколько стадионов-гигантов — в Москве, Ленинграде и Харькове. Как и многое другое, глобальный замысел оказался далек от воплощения. Центральный стадион СССР в Измайлово и стадион на Крестовском острове строили много лет, но так и не смогли вывести на проектную мощность. В Харькове вырыли котлован и на этом остановились. 

История стадиона им. Кирова связана с архитектором Александром Никольским. Он был главой мастерской спортсооружений Ленинграда и получил целый Крестовский остров под проект парка и стадиона. Никольский уже построил к этому времени стадионы «Красный спортивный интернационал» на Выборгской стороне и стадион завода «Красный путиловец», проектировал «Красный химик» («Кировец») на Нарвской заставе.

отк9.jpg

Стадион вписан в стрелку острова, выдающегося в залив. Так удачно расположить сооружение не удавалось никому ни до, ни после. Строить стадион рядом с водой всегда считалось хорошим тоном, но стадион, ставший морским фасадом и одновременно перспективой огромной парковой зоны рядом с городом, — это редкое сочетание. Главная идея архитектора — это стадион-холм, из которого как бы вырастают архитектурные формы — галерея и башня. Холмы для стадионов насыпали еще в Древней Греции, а в ХХ веке это вспомнили в американском Йельском университете в 1914 году, затем в Лос-Анджелесе и Пасадене, где стадионы были уже огромными. В конце 1930-х в нацистской Германии начали строить стадион на склонах огромного оврага под Нюрнбергом, который должен был вместить 400 тысяч человек. 

Стадион Кирова конкурировал как с американскими, так и с немецкими образцами. Никольский придумал поднимать грунт со дна Финского залива, заодно углубляя акваторию. Три миллиона кубометров были уложены в форме кратера, в склоны вбиты тысячи бетонных свай и закреплены лавки из сибирского кедра. Холм стадиона Кирова стал образцом для многих городов. Пока Никольский проектировал свой стадион, в Москве в 1936 году был открыт «Сталинец» (сейчас «Локомотив») — первый отечественный малый стадион с трибунами на насыпи. «Лужники» какое-то время планировали построить очень похожими на ленинградский. Подобные насыпи были созданы в Киеве и в Казани, большие стадионы возникали в Польше, Германии и других странах.

Два больших павильона, как клинья, подбивают овал холма и образуют фасад стадиона — колоннады фланкируют центральную лестницу. Внутри павильона — физкультурный двор для разминки и тренировки перед выходом на поле. Такая форма появилась из античной палестры древних греков, где юноши постигали основы атлетической культуры. Так и Никольский представлял себе античных атлетов в наших северных широтах. Двор павильона с трех сторон окружают корпуса с галереями — там располагались раздевалки, душевые и гостиница стадиона. Подземными тоннелями павильоны соединяются с полем, спортсмены появляются перед зрителями из-под земли. Это тоже часть культа древних греков — так выходили атлеты на стадион в Олимпии. У Никольского два павильона и два тоннеля — у каждой команды своя территория.

отк8.JPG

Павильоны и лестницы между ними играют роль распределителя людских потоков. Если во дворы павильонов попадали лишь посвященные, то зрителей направляли по лестницам наверх. Кроме главной, было еще множество лестниц и пандус, спиралью закрученный по склону. По пандусу можно было подъехать к ложе Ленсовета — фешенебельной трибуне для важных персон.

Холм возвышался над гладью Финского залива, еще выше вырастала ажурная галерея. Никольский видел ее то из высаженных деревьев, то из железобетона, то из металла. Ее функциональная задача заключалась в защите от дождя и солнца, правда, не над трибунами, а над верхней террасой. Галерея также закрывала поле от ветра, что было доказано испытаниями модели стадиона в аэродинамической трубе. Конечно, ее необходимость объяснялась прежде всего эстетическими соображениями — это должна была быть своеобразная корона города, города спорта и отдыха на Крестовском острове. Галерея отмечала важное место — переходную террасу на вершине холма. Все оказывались на ней дважды — до и после соревнований, иного способа попасть внутрь для зрителей не было.

В разрыве галереи над главной лестницей должна была быть установлена диспетчерская башня высотой 30 метров. Никольский придумал для острова два десятка башен, но эта была самая высокая. В проекте она располагалась по оси главной магистрали парка и была видна издалека. Квадратная в плане и с плоской кровлей, она была не похожа на привычные для Петербурга образцы с острыми шпилями. На Крестовском не было построено ни одной башни. Это общая тенденция сталинской эпохи — из сотен нарисованных построены лишь единицы (башни стадионов в Донецке и Баку).

от1.JPG

Стадион открылся 30 июля 1950 года. После физкультурного парада состоялся матч ленинградских команд «Зенит» и «Динамо», который закончился с символическим счетом 1:1. На следующий год матч «Зенит» — ЦДКА собрал 115 тысяч зрителей. В том же 1951-м архитекторы получили за свою работу Государственную премию.

В 1953-м, уже после смерти Никольского, был создан проект второй очереди строительства стадиона имени Кирова и Приморского парка Победы (его авторы — С. И. Евдокимов, Н. Н. Башин, В. Д. Эксе). В 1956-м был построен Гребной канал, в 1961-м — Детский городок аттракционов.

В преддверии Олимпийских игр 1980 года состоялась реконструкция стадиона (архитекторы института «Ленпроект» А. И. Прибульский, С. П. Одновалов, М. В. Цимбал). Тогда были установлены четыре осветительные 90-метровые башни, укреплены склоны, лестницы из песчаника заменены гранитными, установлены новые скульптуры и скамьи для зрителей. Стадион приобрел олимпийский статус, но вместе с тем идея диспетчерской башни и галереи, строительство которых было отложено, навсегда ушла в небытие.

отк4.jpg

Реконструкции проводились и к Играм доброй воли в 1994 году, и к юбилею города в 2003-м, но косметические меры не смогли удовлетворить постоянно растущие требования спортивных организаций. Последний матч «Зенита» на стадионе имени Кирова состоялся 17 августа 2006-го.

Стадион обречен быть местом демонстрации силы общества. Но смыслы в понятиях «сила» и «общество» меняются каждые 20 лет, меняется и облик стадиона. У «Кирова» было несколько образов: утопия социалистического рая в 1930-е, символ Победы в 1950-е, Олимпийская модель 1970–80-х. Теперь на этом месте стоит «Газпром Арена» — суперсовременное сооружение эпохи глобальности.
img
img