22:09, 10 декабря 2019 года
22:09, 10 декабря 2019 года

Томас Рукас: «На каждый матч мы выходим со стопроцентной концентрацией»

Защитник сине-бело-голубых в эфире радио «Зенит» — о адаптации молодых ребят в команде, карьере за рубежом, литовских корнях и планах на вторую часть сезона.

— Прошло много времени с тех пор, как «Зенит»-2 провел последний календарный матч. Что сейчас делает команда?

— Продолжаем тренироваться в обычном режиме. После чемпионата нам дали неделю паузы, чтобы мы отдохнули, пришли в себя, решили вопросы с учебой. Сейчас тренировки возобновились. До 16 декабря занимаемся в Удельном парке, а потом официально уходим в отпуск. Постараемся отдохнуть и заняться личными делами.

— Вы один из самых опытных игроков команды. Уже свыклись с этой новой функцией в течение сезона?

— Да, я уже три года в команде и каждый год коллектив меняется практически на 90 процентов. К нам приходят интересные молодые ребята. Самое главное, что они тянутся к нам в бытовом плане, например, могут подойти и попросить совет. Конечно, очень приятно помогать молодым ребятам, которые только начинают свой футбольный путь. Чувствую лидерские качества, могу что-то подсказать, всё идёт в рабочем режиме.

— Что вызывает затруднения у молодых ребят?

— В основном, с вопросами обращаются мои конкуренты — защитники. Они спрашивают как сыграть в той или иной ситуации. Они понимают, что у меня есть опыт, которым я охотно с ними делюсь. Недавно разговаривал с Сабой Сазановым, говорил как надо хладнокровно действовать. Считаю, ребята постарше всегда могут передать какой-то опыт. Думаю, это идет на пользу молодым футболистам. Я сам всё это проходил, мне тоже подсказывали. Правильно, когда в команде есть опытные игроки, которые помогают развиваться молодежи.

— В этом сезоне у «Зенита»-2 очень рослая оборона, насколько ребятам тяжело справляться со своими габаритами?

— Да, у нас много высоких защитников, Сергей Бугриёв ростом под два метра, Максим Карпов – тоже здоровая «рама» была. Мне кажется, для современного футбола хорошо, когда защитник с такими габаритами. Полагаю, что это плюс в любом случае. А если он ещё не уступает в скорости нападающему – идеально. У нас есть специальные тренировки по физподготовке, где для каждого футболиста составляется специальная программа. Например, для массивных ребят делают тренировки с ограничениями веса, чтобы они не засыпали на поле, а всегда были в движении и выигрывали верховую борьбу не только за счет роста, но и когда мяч находится внизу. Если брать современных футболистов высокого роста, которые играют на профессиональном уровне, то они могут сыграть тактически правильно за счет своего опыта. Сейчас все играют в атакующий футбол. Конечно, хорошо иметь в команде быстрых защитников, которые могут догнать нападающего и побороться с ним, просто «выключить» его из игры, грубо с ним сыграть, чтобы все сказали: это настоящий защитник. У нас вошло в привычку перед тренировкой заходить в зал, потянуться на турнике, сделать какие-то упражнения, чтобы подготовить себя к нагрузкам. Хочется быть физически крепким и сразу показывать сопернику, что на поле игры не будет.

— Расскажите о вашей карьере за границей. Как вы попали в «Лейрию»?

— В 2014 году я уехал из «Локомотива» в Португалию. Мне было 18 лет, когда агент сказал, что есть возможность попробовать свои силы за рубежом. Я согласился, не раздумывая, для меня это важный жизненный опыт. В «Лейрии» я познакомился с многими русскими футболистами, например, с Алексеем Панфиловым, Юрием Бавиным, Павлом Дроновым, Виталием Лысовым. Мне было очень интересно попробовать свои силы там.

— Как оцениваете тот опыт? Как игралось в португальской команде?

— Если говорить про адаптацию, то этот процесс прошёл достаточно быстро. Потому что было много русских ребят, которые мне помогали. Изначально я ехал в дублирующий состав, но приглянулся тренеру, поэтому сыграл около 15 игр в основной команде. После этого я привлёк внимание испанского «Хетафе». И спустя 4 с половиной месяца я уехал из Португалии в Испанию. Конечно, я получил очень большой опыт. Успел выучить язык, появились новые друзья, с которыми до сих пор общаюсь. Очень рад, что так всё сложилось.

— Давайте тогда о друзьях поговорим. В «Хетафе» играл Вандерсон, который сейчас выступает за «Краснодар». Общаетесь с ним?

— Да, с ним еще на связи, списываемся в Инстаграмме. Например, на днях он у меня спрашивал как у меня идут дела, о планах на будущее. Хорошо пообщались и договорились встретиться в отпуске. Сейчас у него лидирующая роль в «Краснодаре». Очень за него рад.

— В португальском «Спортинге» тоже много с кем повидались?

— Знаете, там произошла забавная ситуация. В день подписания контракта я остался на базе ждать тренировку. По той причине, что я там жил. Решил пойти размяться в тренажёрный зал, а там Луиш Нани крутит педали на велосипеде. Я сел подальше от него, чтобы не отвлекать. А он мне крикнул: «Иди сюда! Почему ты сел так далеко?».  Подошёл к нему, начали общаться. На тот момент я не очень хорошо знал португальский, но понимал, что он у меня спрашивает, знал, что отвечать. Он тогда рассказал, что скоро поменяет команду и поедет играть за «Валенсию». Было немного обидно, потому что я тогда часто тренировался с основной командой, и, конечно, хотелось заниматься с футболистом такого уровня. Большой бы опыт получил. Если честно, я стеснительный парень, да и язык знал не очень хорошо, поэтому сразу с ним не заговорил. Но когда беседа завязалась, я понял, что он тоже скромный человек, с которым приятно поговорить о футболе.

— Насколько сложно возвращаться в Россию из Португалии? Не казалось ли, что ничего не добился? Или наоборот – получил опыт, значит всё хорошо.

— Конечно, воспринимаю это как бесценный опыт. Нельзя никогда ни о чём жалеть. Я съездил туда, проверил свои силы, провёл там 4 года. Успел соскучиться по дому, так как я приезжал всего раз в год на две недели. Когда «Зенит» заинтересовался мной, то согласился сразу, потому что в детстве я занимался в СДЮШОР «Зенит». Мне было интересно опять попробовать свои силы в родном городе. Для меня это шаг вперёд.

— Расскажите немного о своей детско-юношеской части карьеры.

— Карьеру мы начинали вместе с братом в футбольном клубе «Автово». Потом ушли в СДЮШОР «Зенит», а после этого отправились в «Сибирь» во вторую лигу. Нам было по 16 лет. Ни о чём не жалею. Что произошло – то произошло. Мы тогда согласились, потому что наши сверстники играли на первенствах города, а мы уже летали на самолётах по Дальнему Востоку.

— Как вспоминаете этот отрезок карьеры?

— Остались только приятные воспоминания о том времени. Не каждому человеку, живущему в Москве или Петербурге, удаётся увидеть сибирские города. На Дальнем Востоке я побывал практически во всех больших городах.

— Что вам больше всего запомнилось в тех городах?

— Однажды, у нас был выезд в Читу. Ехали с командой из аэропорта, как вдруг, наш автобус подрезала машина. Произошло недопонимание между водителями, и они начали драться. Тренерам пришлось разнимать. Не знаю, может, для кого-то это кажется обычным рабочим моментом, но для нас это был шок.

— Сейчас партнёры по команде часто спрашивают вас о заграничном опыте?

— Да, достаточно часто. Недавно с Даней Шамкиным общались. Он много о чём спрашивал. По нему видно, что его ждёт большое будущее. Я не удивлюсь, если скоро он уедет в Европу и будет играть в хорошей команде. Он, конечно, очень хочет играть за «Зенит», но футбольная жизнь непредсказуема. Может случится, что через год ему предложит контракт какой-нибудь хороший европейский клуб и он решится попробовать свои силы там. Он в любом случае получит ценный опыт и всегда сможет вернуться домой, если что-то не получится или не понравится.

— У вас есть литовские корни, и вы выступали за юношескую сборную этой страны, но вызывались и в молодёжку России, всё верно?

— Да, сыграл одну игру за Литву. Но это был неофициальный матч. Просто в преддверии юношеского Чемпионата Европы их футбольная федерация сказала нам с братом, чтобы мы делали литовские паспорта, потому что они на нас рассчитывают. Так получилось, что именно тогда мы уехали в «Сибирь», поэтому пришлось выбирать: либо сборная Литвы, либо вторая российская лига. И то, и то, было невозможно сделать, так как легионерам нельзя играть в ПФЛ. Сделали выбор в пользу «Сибири». Когда я потом уехал в «Локомотив», а брат – в «Динамо», нас начали привлекать в юношескую сборную России. Поэтому мне кажется, что мы не ошиблись. Если мы действительно понадобимся сборной Литвы,  то рано или поздно нас позовут. Самое главное, что разговор с федерацией футбола Литвы мы вопрос гражданства отложили, а не закрыли. Надеюсь, что моя футбольная карьера продлится ещё долго. Если появится шанс сыграть за сборную России, я им обязательно воспользуюсь, потому что я считаю себя российским футболистом.

— Все очень удивились, когда Антон Заболотный стал играть за «Зенит»-2. Какие впечатления у вас остались о нём?

— Он отличный работящий парень. Даже когда его отправили во вторую команду, он продолжал много работать в тренажёрном зале, работал там и до, и после тренировок. Он профессионал, это видно по его подходу к тренировочному процессу. Это отличный пример для подрастающих футболистов, с которыми он играл. В плане общения вне футбола он тоже приятный человек. Я бы сказал, что Антон хороший парень, без короны на голове. Только приятные и положительные эмоции остались от общения с ним.

— «Зенит»-2 очень старается играть в зрелищный футбол. И практически на всех домашних матчах складывалось впечатление, что мы на голову выше своих соперников. Вызывает ли это проблемы с настроем на матчи?

— Это нормально, мы практически в каждой игре лидируем по владению мячом, по числу моментов. Что касается настроя, то я могу гарантировать, что на каждый матч мы выходим со стопроцентной концентрацией. Всегда играем до последних минут. Что касается неудач, то в большинстве случаем мы сами в них виноваты. Стоит понять, что нужно уважать соперника в любом случае. Ты можешь контролировать мяч всю игру, но оступиться в одном моменте и тебя за это накажут. Зрелищная игра — большая заслуга тренерского штаба. Они любят атакующий футбол, требуют от нас, защитников, чтобы мы не боялись рисковать, шли вперёд. Лучше совершать ошибки во второй лиге. Я считаю, что мы справляемся, потому что показываем неплохой результат. Я уверен, что разберём за зимний перерыв свои ошибки и весной вернёмся на первое место.

— Команда закончила первую часть сезона на третьем месте в зоне «Запад» ПФЛ. Перед паузой обыграли петербургскую «Звезду», но был и другой поединок – дерби с ФК «Ленинградец». Складывалось ощущение, что у футболистов витала боязнь ошибки?

— Действительно, это было дерби. Я знаю многих ребят из той команды, конечно, они хотели доказать, что могут играть на равных с «Зенитом»-2, структуру которого прошли. Когда встречаются эти две команды во второй лиге – это противостояние можно назвать «питерское классико». В той игре очень хотелось победить. Особенно, в конце матча сохранялась боязнь ошибиться, пропустить нелепый гол. В последние минуты играли на вынос, чтобы нападающие зацепились за мяч и отправили его в ворота, но, к сожалению, не удалось выявить сильнейшего, оставили всё на второй круг. Много игр можно собрать в копилку, в которых мы сами себе придумали проблемы, потеряли очень много очков. Если бы все матчи заканчивались в нашу пользу, то мы бы давно решили свою задачу. В середине сезона мы шли с хорошим отрывом в турнирной таблице – три-четыре очка. Считаю, для такой зоны это нормальный отрыв, потому что все команды играют на равных. В частности, получилась обидная игра с «Казанкой», с владимирским «Торпедо», где меня удалили. Всю игру вели со счетом 1:0, а в конце пропустили нелепый мяч. Обидно за потерю очков в таких играх. Нужно сделать правильную работу над ошибками, чтобы в будущем такого не повторилось.  

— Отдельно отметим игру дома с «Велесом», в которой «Зенит»-2 пропустил три мяча. Повергла в шок ситуация, когда при счете 2:1 в пользу сине-бело-голубых, команда пропустила два мяча за две минуты. Это самый трудный момент за весь сезон?

— Да, после пропущенного мяча команда упала духом. Только развели мяч с центра поля — опять потеря, через минуту пропустили. Конечно, это был сильный удар, получили тогда по ушам после игры от Владислава Николаевича. Но, самое главное, ребята показали, что мы команда: собрались в кулак и довели игру до ничейного счета. Изначально всё шло по нашему плану, а именно, доминировали на поле, но если не отдаваться полностью игре, то футбол обязательно накажет.

— Этот матч доказывает, что ПФЛ стоит смотреть?

— Сто процентов. Основные причины — это много забитых мячей и команды носятся весь матч, показывая комбинационный футбол. Конечно, это приносит удовольствие, как болельщикам, так и футболистам, потому что неинтересно смотреть, когда защитники между собой катают мяч.

— После Вашего удаления Владислав Радимов очень жестко высказался в Ваш адрес. Все очень переполошились, приняли ситуацию близко к сердцу – это один из рабочих моментов, которые случаются с командой?

— Я давно знаю Владислава Николаевича, работаю с ним на протяжении всего времени, которое он возглавляет команду. Скажу, что он человек слова. Для меня самое главное – это не только тренерские качества, но и человеческие. Он что думает, то и говорит, никогда не «переобувается». Конечно, то высказывание было обидным, неприятным. Но, во-первых, он тренер, во-вторых, раз он так сказал, то хотел на что-то намекнуть и донести до меня. После выходных мы побеседовали с Владиславом Николаевичем. Он мне всё объяснил. Слова тренера – это как слова родного отца. Раз говорят – значит, не хотят оскорбить, а хотят дать какой-то сигнал. У Владислава Николаевича такой подход. Можно вспомнить конфликтную ситуацию на поле Воробьёва и Терентьева в прошлом году. Тогда был аналогичный момент, когда он в интервью сказал про одного и второго. Я от Владислава Николаевича чувствую поддержку. Он так высказался обо мне, потому что на тот момент я считался основным защитником и в важной игре подставил команду, я этого не отрицаю. Потом было очень неприятно сидеть в раздевалке, было стыдно смотреть ребятам в глаза, но я это переборол, извинился перед командой, Радимовым. Он на меня обиделся, потому что рассчитывал на меня, а я подставил команду уже на 15-ой минуте. Не знаю, было ли там удаление, но раз судья показал красную карточку, значит, я не могу спорить. В итоге мы потеряли очки, хотя был уверен, что сможем обыграть соперника.

— Был какой-то командный разговор перед паузой?

— Ходили в ресторан с командой, где нам сказали, что, всё в наших руках. Зимой будем работать на 200 процентов, чтобы вернуться на первую строчку и бороться только за золотые медали. Нужно подняться в собственных глазах. Мы сами довели себя до третьей строчки и нужно обязательно вернуться на первую. Получится или нет, узнаем в конце сезона.

— Какой у команды план на зиму?

— До 16-го января уходим в отпуск. Потом, насколько мне сейчас известно, запланировано три сбора в Турции. Возможно, что-то поменяется. Самое главное, нужно немного отвлечься от футбола. Чемпионат проходит достаточно сложно, хочется провести немного времени с семьёй, девушкой. Здорово, что удастся восполнить силы как физические, так и моральные. Отдыхать тоже нужно. Важно подойти к сборам с холодной головой, чтобы работать и только работать.
img
img