12:06, 10 апреля 2019 года
12:06, 10 апреля 2019 года

Максим Гайдовский: «Между тренерами, игроками и аналитиками команды должно быть полное взаимопонимание»

Сегодня начальнику видеоаналитического отдела «Зенита» исполняется 29 лет. Официальный сайт сине-бело-голубых публикует его интервью предматчевой программке «ProЗенит» — о предматчевом анализе, о работе на стадионе и о том, для чего нужны аналитики молодежному департаменту.

Об истории отдела

Видеоаналитический отдел появился в «Зените» несколько лет назад — на второй сезон Андре Виллаш-Боаша. Когда в 2015 м он привел «Зенит» к чемпионству, я был помощником при тренерском штабе. В следующем сезоне мне предложили возглавить отдел, и я стал организовывать работу аналитиков во всей спортивной пирамиде клуба — в Академии, молодежке, «Зените»-2 и в основном составе. На тот момент нас было восемь человек. С основой работали я, оператор и аналитик из тренерского штаба — Сэм Дорин, которого из «Тоттенхэма» пригласил Виллаш-Боаш. 

Сэм входил в тренерский штаб и много рассказывал о том, как анализ спортивной деятельности структурирован в его бывшем клубе. До этого мы детально разбирали организационную структуру аналитических отделов других британских клубов, потому что именно в Англии анализ спортивной деятельности наиболее развит и сформирован в отдельную дисциплину. В других странах, где этой теме уделяется большое внимание, в Испании например, функции аналитиков зачастую берут на себя тренеры. В России обычно тоже члены тренерского штаба делят аналитические функции между собой. Но в некоторых клубах, как и у нас, созданы специальные отделы.

Когда АВБ уехал в Китай, он забрал Сэма Дорина с собой. При Луческу в моем подчинении были по аналитику в «Зените»-2 и «Зените»-м, два человека в Академии и два стажера. Когда пришел Манчини, отдел разделили на два. С основным составом стали работать четыре человека, включая меня. Сейчас коллектив изменился, но нас по-прежнему четверо.

О задачах

Главное отличие работы аналитиков в основном составе и в молодежном департаменте заключается в том, что в основе акцент делается на предматчевый анализ, а в Академии — на послематчевый. Задача основного состава — выигрывать в каждом матче. Молодежный департамент готовит резерв, и для клуба не так важно, сколько матчей или турниров выиграют юные футболисты, — работа Академии оценивается по количеству сильных выпускников. Поэтому тратить ресурсы на подготовку к соперникам молодежных команд нет смысла. Анализировать здесь нужно действия собственных футболистов.

О предматчевом анализе

Предматчевый анализ — важнейшая часть нашей работы. Первая стадия подготовки к игре с «Рубином» (интервью впервые было опубликовано в декабре 2018-го — прим. ред.), например, началась, еще когда казанцы на сборе играли с «Редингом». Мы собирали информацию, составляли отчет для тренерского штаба. Как изменилась команда по сравнению с прошлым годом, как она проводила сборы и готовилась к новому сезону, индивидуальные данные по каждому футболисту — в отчете структурирована вся информация, которую мы смогли найти.

Примеров, когда с помощью анализа удавалось найти слабые места соперников и использовать их, я приводить не буду. Эта информация влияет на результат, и наши оппоненты, прочитав, могут скорректировать свою работу. Очень часто слабые стороны команды видны невооруженным глазом, но важно принять решение, как эту слабость использовать. Мы помогаем донести мнение тренеров до игроков с помощью видеоматериалов и презентаций.

О видеоматериалах

Мне гораздо проще работать с видеокартинкой, чем смотреть матчи вживую. Только речь не о телевизионной трансляции, а о технической съемке. Как правило, это запись оператора команды-соперника. Когда «Рубин» сыграл последний товарищеский матч с «Редингом», видео мы попросили у видеоаналитика англичан. Также видео можно скачать с платформ InStat или Wyscout, но, поскольку они работают на массовый рынок и снимать им нужно все матчи, качество съемки не всегда соответствует нашим требованиям. Для нас важно, чтобы были видны номера футболистов, повороты головы и другие нюансы. Если изображение плохое, они не всегда заметны.

Если мы не можем достать видеоматериалы, что бывает редко, я с кем-то из тренерского штаба лечу и смотрю соперника вживую. Есть мнение, что для аналитика это более информативно, потому что можно прочувствовать дух игры, настроение футболистов, увидеть, как команда реагирует на пропущенный мяч, на болельщиков. Но для меня это не столь важные данные по сравнению с тем, что я вижу на технической записи. Если выбирать, я выберу ее. Запись всегда можно отмотать назад, посмотреть еще раз. Картина того, как организована команда соперника, получается более объективной.

Техническую запись мы можем взять и непосредственно у соперника. Это зависит от взаимоотношений клубов и их аналитиков. Мы всегда готовы предоставить наши видеозаписи коллегам из других команд. Точно так же мы часто получаем видеоматериалы от «Краснодара», например, или от «Урала». Разумеется, всë делается с согласия тренерского штаба. То есть это еще и вопрос взаимоотношений тренеров.

О работе на матчах

В ходе матча у аналитика есть одно преимущество перед тренерским штабом — место, с которого он смотрит футбол. Тренеры видят игру практически с уровня поля, особенно на стадионах, где скамейки запасных опущены глубже, чтобы не закрывать обзор болельщикам. Контролировать всю картину игры с этой позиции трудно. Если игровой момент развивается перед тобой на бровке, ты не видишь того, что происходит на другой половине поля. 

Во время матча я нахожусь рядом с нашим видеооператором, вижу всë с высоты, и те ключевые эпизоды, к которым мы готовились, сразу же захватываю на компьютере, записываю и за пару минут до окончания первого тайма спускаюсь в раздевалку. Чтобы внести корректировки в игру, тренеры могут посмотреть видеофайл на ноутбуке либо вывести картинку на большой экран. На домашнем стадионе у нас есть интерактивная доска, на которой можно поверх изображений рисовать стрелки, освещать зоны. Наша техническая база — на высочайшем уровне, за что спасибо всем людям, которые к этому причастны. Сотрудники стадиона и ребята из IT-отдела всегда готовы нам помочь. Как только появляется какое-то требование, оно сразу же выполняется.

О послематчевом анализе

Прошедшие матчи мы анализируем с нескольких перспектив. Первая — это работа с видео. Следим за тем, как выполнялся план на игру, корректируем индивидуальные действия игроков, показывая им видеоматериалы. Можем проследить выполнение установок на протяжении нескольких матчей.

Вторая перспектива — анализ статистики. У нас сильные специалисты математического плана, они работают с данными значительно лучше, чем многие статистические компании, которые эти данные продают. У таких компаний мы берем сырую информацию и сами получаем из нее то, что нам необходимо. Эта работа лежит на известном блогере Никите Васюхине. Он добавил нашему отделу качества.

О взаимопонимании

Периодически я читаю других аналитиков, которые публично высказывают свое мнение, потому что мне интересно, как смотрят футбол другие люди. В конце концов, каждый из нас любит и понимает игру если не умом, то сердцем точно. Но, читая аналитические материалы, я часто ловлю себя на мысли, что либо я совершенно не согласен с автором, либо я просто не понимаю языка, которым высказаны его идеи. 

В англоязычной блогосфере уже более или менее сформировалась общепринятая терминология для анализа футбола. В России, к сожалению, разные специалисты иногда говорят об одних и тех же вещах, но каждый по-своему. В футбольном клубе подобного быть не должно. Между тренерским штабом, игроками и аналитиками одной команды должна быть выработана профессиональная терминология, понятная каждому. Иначе инструкции не будут восприняты футболистами.

img
img