12:32, 15 декабря 2010 года
12:32, 15 декабря 2010 года

Сергей Колесников: «Я знаю все волшебные точки»

Как выяснилось, массажист — такой же «кузнец побед», как футболист и тренер. Сергей Анатольевич рассказал «МК» в Питере» о том, как оказался в «Зените», о проблемных, с его точки зрения, футболистах, а также о своей новой должности в сборной России.

Алвешу массаж не нужен

— Сергей Анатольевич, как давно вы работаете массажистом в «Зените»?
— До этого я 25 лет работал в сборной России и СССР по легкой атлетике. Имел дело не только с нашими спортсменами, но и с за¬рубежными. А в «Зенит» попал в 2004 году по рекомендации врача ЦСКА и моего старого товарища Олега Николаевича Ипатенко. Мы с ним вместе работали в легкоатлетической сборной. Как-то раз он приезжал в Питер, мы пересеклись, поболтали. Он рассказал, что все-таки неблагодарное это дело — легкая атлетика — и нужно в футбол уходить. Тяжело находиться на сборах три недели в месяц, хочется и семью повидать. А потом предложил переговорить насчет меня со знакомыми в «Зените». Тогда тренировал Властимил Петржела. Я пришел на собеседование, и меня сразу же взяли, потому что послужной список был хороший.

- Сразу смогли перестроиться?
— Нет, было очень тяжело первые полгода. В легкой атлетике массажисты на вес золота, так как это циклический вид спорта, а футбол — скоростно-силовой. Не всем игрокам в обязательном порядке нужен массаж. К примеру, Бруну Алвеш вообще никогда не массируется. Хотя есть футболисты, которые без массажа — как рыба без воды. Игорь Денисов постоянно ходит на приемы к моему коллеге Александру Рязанцеву. У каждого ведь по-разному мышцы устроены. У кого-то они забиваются, так что после мачта обязательно нужен массаж, кому-то он требуется перед игрой. Или вот с Андреем Аршавиным можно работать только за 3–4 дня, потому что его массаж слишком расслабляет и потом он играть не может.

— Вы всегда выбегаете на поле, когда футболисты полу¬чают травмы? Что вы обычно делаете?
— Если у игрока какой-то ушиб или он потянул мышцу — делаем заморозку специальным средством, чтобы убрать боль на время, а окончательно ее снимают мои технологии. Нас с Александром Рязанцевым в свое время научили работать с китайскими точками, которые еще можно назвать волшебными, давишь на них — и все проходит! Как-то у Славы Малафеева был ушиб бедра, я выбежал на поле и сильно надавил на одну из таких точек. Малафеев вскрикнул от боли чуть ли не на весь стадион, помню, судья еще говорит: «Ничего себе врач!» Но затем боль вмиг исчезла.

— А бывает, что вы без дела выбегаете на поле, к примеру, когда игроки симулируют и — Кого из главных тренеров вы массажировали?
— Властимила Петржелу, у не¬го были проблемы с шеей. Дик Адвокаат вообще лишь однажды обращался, и тоже по поводу шеи. Спаллетти массировал тоже только раз на сборах. Он сказал, что у него проблемы с коленом. Я начал работу, а Лучано мне говорит: «Не надо много времени на меня тратить, оставьте силы для ребят». Удивительный, конечно, человек. Он постоянно думает о своих футболистах.

— Кто самые проблемные игроки?
— У Крижанаца проблемы со спиной, ему постоянно нужны массажи. Данко Лазович недавно «порвался» — перед игрой с «Тереком» он не пришел на массаж, и это стало для него большой ошибкой. После того случая он постоянно у меня лечится. Еще тщательный осмотр нужен Вове Быстрову. Когда он из «Спартака» пришел, я сразу заметил, что это проблемный игрок. Он ведь спринтер, в нем заложено бе¬жать, даже когда мышцы не готовы к этому. Риск порвать связки всегда есть, но массажи уменьшают эти риски.

— А где чаще всего работаете?
— Во время карантина в гостинице «Невский Палас», у нас там даже массажная комната есть.

— Кто к вам реже всего обращается?
— Про Бруну Алвеша я говорил. Еще Александр Кержаков. Но я всем рекомендую массаж, он уменьшает вероятность травмы.

— Говорят, Александр Анюков частенько к вам на приемы ходит?
— Да, причем он сам знает все свои точки. Еще он очень не любит массаж с мазью.

Легионеры в шоке от сауны

— Правда, что вы массажировали Анатолия Тимощука уже после «Зенита»?
— Да, когда у нас были сборы, Толик специально приехал из Мюнхена и попросился на массаж. Он, как и многие русские игроки, выступающие за рубежом, жалуется на тамошних специалистов. Еще, помню, был случай, когда Андрей Аршавин в срочном порядке вызвал меня. Звонит часов в одиннадцать вече¬ра и говорит: «Анатольич, шею не повернуть, пожалуйста, приезжайте!» А Андрей тогда оказался в Сочи на сборах национальной команды. Я ему: «Лучше сам приезжай, у меня в «Зените» сейчас много работы». В итоге Андрей все-таки договорился с «Зенитом», и меня отпустили. Я ему сделал два массажа, и он тогда забил гол Македонии.

— А чем наших футболистов не устраивают заграничные массажисты?
— Не очень хочется себя хвалить, но попробую объяснить. У иностранцев первое правило — не навредить. Если в Европе спортсмен заявит на массажиста, то у того сразу закончится карье¬ра. У нас же массажи более жесткие. Просто если не надавливать совсем, как европейцы, то массаж мало помогает.

— Вы недавно стали официально работать в сборной. Как это получилось?
— Все было за меня. Сначала президентом РФС стал Сергей Фурсенко, который работал раньше в «Зените», затем Дика Адвокаата назначили главным тренером, плюс Андрей Аршавин постоянно меня рекомендовал.

— Легионеры быстро привыкают к вашим массажам?
— Да, на первом приеме их удивляет жесткость, но потом это им, наоборот, нравится. Гораздо больше их поражает сауна. Я же приучил Данни, Домингеса, Ломбертса, Лазовича к сауне после тренировок. Те, кто первый раз ходят, постоянно пугаются и кричат, что русские сумасшедшие. А наши парни над ними только смеются. Но я им говорю, что это необходимо, и они меня слушают.

— Скажите честно: когда команда выигрывает чемпионат или Кубок УЕФА, массажисты тоже получают премиальные?
— Вообще это секрет. Но если бы все было иначе, я не выглядел бы таким довольным, — смеется Колесников.

img
img