12:09, 28 октября 2021 года
12:09, 28 октября 2021 года

Василий Костровский — об успехах 2021 года, итогах первенств города и развитии детско-юношеского футбола в России

Большое интервью координатора детско-юношеских команд «Газпром»-Академии для сайта сине-бело-голубых.

Василий Костровский — об успехах 2021 года, итогах первенств города и развитии детско-юношеского футбола в России
— Василий Александрович, подошло к концу первенство города. Расскажите немного о предварительных итогах для нашей Академии. Что можете сказать о 2021 годе?
— Во-первых, мы все находимся под большим давлением в связи с эпидемией коронавируса. Последний нормальный спортивный сезон прошел в 2019-м году. 2020-й — очень скомканный, с режимом нерабочих дней, высокой заболеваемостью. Под вопросом было проведение не только спортивных соревнований, но и других массовых мероприятий. Поэтому в прошлом году было укороченное первенство по новой схеме, которую предложила Федерация футбола. Будем считать, что это переходный период, чтобы мы привыкли жить в условиях запретов и постоянно меняющейся планки пандемии. В этом году прошло на регулярной основе первенство города. Участвовали уже не шесть, как было раньше, а пять возрастов, а также — три возраста подготовительных команд. Действительно, результат вторичен, потому что в большинстве матчей мы играем против команд на год старше. Они и закончились, как предполагалось: наши друзья и коллеги из СШОРа, которые играли год в год, стали первыми, а мы — вторыми. «Алмаз-Антей», недавно созданный клуб, тоже пытается работать наравне с ведущими школами Санкт-Петербурга. Они заняли третье место. В этом году сезон закончен и мы после сезона имеем возможность младшими возрастами съездить на восстановительные сборы. Более старшие ребята, кто не участвует в ЮФЛ, имеют прекрасную возможность отправиться на восстановительные сборы в Грецию и Кипр. Думаю, это будет полезно для ребят. Здоровье и солнце, которое они там получат, пойдет только на пользу нашим мальчишкам.

— Достаточно большое количество перенесенных матчей. На ваш взгляд, это сложность, что приходится играть так плотно? Связано ли это с появлением ЮФЛ? Планируется ли это менять в будущем, или плотный график — нормально для такого возраста, и ничего страшного в этом нет?
— Нет, хотелось бы, конечно, чтобы график был ритмичный, чтобы ребята все-таки имели недельный цикл, в конце недели на цикл имели одну игру. К сожалению, в связи с тем, что у нас действительно прибавилось соревнований, появились очень интересные соревнования ЮФЛ, наше участие в первенстве города стало дополнительной, и даже не всегда нужной, нагрузкой, потому что, все-таки в этом возрасте еще продолжаем обучение и это должно быть в приоритете. Естественно, ребята больше любят играть, чем тренироваться и, может быть, для них это такое подспорье — две игры за неделю, но мы прекрасно видим их состояние, видим, что не всегда такой график идет на пользу молодому растущему организму. И действительно, для наших команд в этом году эти соревнования проходили в таком, будем говорить, очень жестком режиме, где приходилось выступать ЮФЛ, а через два-три дня ты должен идти играть на первенстве города. При этом мы старались дифференцировать подход — если ты играешь в ЮФЛ, ты играешь в основе, играешь все 90 минут, то на первенстве города в основном играют те ребята, которые недополучают игровой практики на играх ЮФЛ, ну и плюс, конечно, существенная помощь была от более младших мальчишек, которые не имеют соревнований в ЮФЛ.

PZ_015762_0012.JPG

— Если говорить как раз о ЮФЛ, можно сказать, что Лига развивается по экспоненте: сначала была одна, потом две, теперь появились пробные Лиги Северо-Запада, в которой «Зенит» не участвовал, и на Дальнем Востоке. Как вы считаете, такой формат матчей, который объединяет большое количество регионов, с большим количеством переездов — это будущее в принципе нашего детско-юношеского футбола, к которому мы идем, или это все-таки останется чем-то переходным между академией и молодежным футболом?
— Я уже 35 лет как работаю с молодежным футболом, и хочу сказать, когда мы выезжали на различные зарубежные турниры к нашим западным соседям, то всегда, конечно, завидовали им белой завистью в том, что клубы Голландии, Бельгии, Франции, Англии, Германии, Италии имеют возможность играть с себе подобными. Потому что у них не такие большие расстояния, как у нас. Они не говорят, что играют первенство, предположим, Милана, первенство Берлина, а играют на первенстве земель, а потом уже на первенстве страны. У нас очень большая страна, и одни перелеты, вы сами представляете, какие сложности вызывают. Наше первенство страны протекало в, грубо говоря, недельном режиме: встречались лучшие команды своих регионов. Ну, регионы у нас по разному футбольно развиты и бывает так, что с футбольного региона попадает одна команда и такая же одна команда из нефутбольного. Результат игры между ними подходит иногда и к двузначному счету. Не совсем правильный подход, не получалось, что равные играют с равными. Сейчас появилась такая возможность, и я очень этому рад. Для ребят это действительно полноценное первенство с соперниками, которые создают очень активное сопротивление. Соответственно, наши ребята, играя против них, имеют возможность быстрее расти, быстрее повышать свое мастерство. Как это будет в дальнейшем — сложно сказать, но, по крайней мере, мы видим в основном только положительные стороны. Естественно, это достаточно затратное мероприятие, но, слава богу, что Российский Футбольный Союз в лице его президента очень помогает российским молодым футболистам развиваться. Это очень здорово, нам этого как раз и не хватало.

— Вопрос про ЮФЛ Северо-Запад, которая появилось в формате одного возраста, были ли какие-то обсуждения, что, может быть, в этом турнире тоже могут участвовать футболисты «Зенита», может быть, на год младше? Или на данный момент участие Академии в этом турнире не требуется?
— Если мы говорим про соревнования, где один из главных принципов — «равный играет против равного», то, конечно, ни наше участие, ни участие СШОР «Зенит» не предусмотрено. Возможно, могли бы участвовать другие петербургские клубы в этом соревновании, но есть как есть. Мы думаем, что для развития футбола в регионе это очень хорошее соревнование. Действительно, там команды, которые не имеют большого преимущества друг перед другом, идут «ноздря в ноздрю», это подогревает интерес мальчишек к футболу и, соответственно, людей в этих регионах.

PZ_14960_01300.jpg

— Что касается более младших команд, которые до ЮФЛ еще не дошли, то есть ли какие-то изменения, чтобы подготовить их чуть раньше к этому футболу, который включает в себя постоянные перелеты, постоянные матчи с таким высоким уровнем прессинга? Или слишком рано это не требуется?
— Согласен, что не должно быть очень рано вот этих длительных перелетов, переездов, длинных регулярных первенств. Думаю, что наиболее правильно для младших команд — это участие в турнирах краткосрочных, но тоже с хорошими командами. Очень хорошо в свое время, до пандемии, у нас работала система выездов на зарубежные турниры. То есть, мы где-то два-три месяца работаем дома, участвуем в региональных соревнованиях, а в заключение у нас есть возможность поехать и посмотреть, как и что мы за это время наработали, и сравнить себя с ведущими академиями Европы. В принципе, 4-5 турниров год для этих возрастов было бы достаточно, чтобы понимать, в какой системе координат мы находимся по сравнению с европейскими академиями, и понимать, над чем нам в дальнейшем работать. Сейчас нет таких возможностей в связи с пандемией. Но можно проводить какие-то турниры внутри страны с участием наших ведущих академий. Но, еще раз говорю, не надо регулярность создавать, чтобы раз в неделю играли, а приехать и провести неделю в Краснодаре, в Казани, в Москве, в Ростове, сыграть с командами примерно одного уровня и опять-таки посмотреть на себя, сравнить с ними — это очень полезно.

— Если говорить, в принципе, об итогах года для академии, которые постепенно можно начинать подводить, с одной стороны, почти все команды закончили с медалями всероссийские соревнования, многие с золотыми, что, наверное подтверждает некую системность в этом. С другой стороны, конец года показывает, что в стране конкуренция не закончилась, есть определенные задачи, которые нужно решать. На каком этапе сейчас находится академия в плане своего роста и развития футболистов?
— Ну, приятно в этом году, конечно, что здесь скрывать, что из шести возрастов, по которым проводилось первенство страны по футболу, в принципе четыре мы выиграли. Это очень приятно, такого никогда не было на протяжении моей длительной карьеры. Ну, соглашусь с вами, что, наверное, не это ориентир и не это самое главное, есть и какие-то такие местечковые моменты, тактические, когда приятно именно выиграть соревнование, но мы должны с вами понимать, что в первую очередь у нас задача — растить футболистов. И чем больше наших мальчишек будет играть за нашу главную команду, за нашу сборную страны или, может быть, уезжать в ведущие клубы Европы, тем будет правильнее оценена наша работа. Я считаю, что мы идем правильным путем, мы идем эволюционным путем. После ухода голландцев из Академии мы пытались на основании того, что они привнесли, и того, что дорабатывали мы тренерским штабом во главе с Иваном Евгеньевичем Шабаровым и Алексеем Юрьевичем Тихомировым, добавить что-то свое в эту систему, постоянно анализируя, даже не каждый год, а раз в полгода нашу работу, привносить какие-то определенные изменения в эту работу. Я думаю, что для нашей работы важно понимание, что совершенству нет предела. Мы не должны останавливаться и думать: «Ах, мы выиграли львиную долю первых мест по России, на этом можно заканчивать работу». Нет, мы прекрасно понимаем, что это некое, может быть, промежуточное подведение итогов, но это не главный итог. Главный итог, еще раз повторюсь, — как можно больше наших мальчишек должно играть в нашем клубе, за нашу сборную. Это вот наша основная задача.

PZ_015493_00293.jpg

— Можете подвести какие-то промежуточные итоги и по этой задаче? Здесь тоже есть и Кирилл Кравцов, который все больше сейчас получает практики в РПЛ, и даже в Лиге Чемпионов уже дебютировал. Есть и другие ребята, которые на подходе, но пока играют не так много. Можно ли сказать, что сейчас виден какой-то определенный прогресс, или сейчас слишком рано судить об этом, и нужно посмотреть, что будет лет через пять?
— Да, соглашусь со вторым доводом, все-таки рано судить. У меня, если честно, еще нет большого удовлетворения в этой части нашей работы, потому что на моих глазах были и другие примеры. Вы прекрасно помните, что, когда «Зенит» выигрывал в 84-ом чемпионат, сколько было там наших питерских воспитанников, сколько там ребят играло из школ «Смены», «Зенита». И в более поздние возраста костяк команды «Зенит» составляли наши питерские воспитанники, играли главную роль там, поэтому хотелось бы все-таки приблизится к этим ориентирам. Но приятно, что к сборной страны, хотя бы юношеской, все больше и больше наших мальчишек подключается, и приятно, что сейчас мы с вами говорим и знаем, что сборная 2005 года рождения вышла в элитный этап ЧЕ-2022, и там тоже очень большую роль играют наши ребята, из нашей Академии и соседней школы СШОР «Зенит». Будем так говорить: «Все-таки мы еще не удовлетворены той работой, которая проходит, потому что мы знаем, что еще много-много чего нужно сделать».

— В заключение пара слов о более конкретных моментах — что предстоит в ближайшее время командам, не выступающим в ЮФЛ, и с чего начнется следующий год?
— Правильно вы сказали — ЮФЛовские команды продолжают выступления в сезоне, а другие формально его закончили. Но работа не останавливается — про осенние восстановительные сборы младших команд я уже рассказывал, более старшие команды 2006 и 2007 года поедут на Кипр и в Грецию — и показать себя, и посмотреть мир, будем так говорить. Получить еще, может быть, и заряд здоровья в более теплых странах. После их приезда у нас будет продолжение учебно-тренировочного процесса без каких-либо серьезных задач, просто сам процесс будет проходить, чтобы в конце декабря и в каникулы зимние ребята немножко отдохнули от футбола. Единственное, что может быть не удастся это сделать команде 2012 года — нас пригласило «Чертаново» на свой ежегодный турнир имени Колыванова. Он будет проходить в каникулы. Это единственная команда, которая отдохнет либо чуть раньше, либо чуть позже, после турнира, мы с тренером решим. Ну, и с января снова в бой, покой нам только снится. Будем разрабатывать наш тренировочный план на следующий год, участвовать в сборах и молодежной команды, и «Зенита»-2. Дай бог, кто-то из наших ребят, может быть, попадет на сборы и в первую команду. Но не забываем, что у нас еще игры Юношеской лиги УЕФА, где участвует наш молодежный состав. Мы тоже следим за этим турниром и за участием наших мальчишек, которые почти на 100% составляют там костяк команды. Это соревнование тоже для нас очень интересно. Процесс обучения — он бесконечен, поэтому этот период у нас идет из годы в год и мы опять-таки будем только учиться, может быть корректировать свои планы для выполнения всех этих задач.

IMG_2038.jpg

— После начала пандемии постепенно восстанавливаются наши широкие международные связи, которые есть у Академии «Зенита». Если переход Ярослава Михайлова в «Шальке» — это больше единичное событие, то сейчас несколько футболистов непосредственно Академии поедут еще и в «Црвену Звезду» на стажировку. Как оцените развитие этого направления, чего ожидаете от сотрудничества с другими академиями, и что это может дать «Зениту»?
— Правильно вы говорите, что идет восстановление: это не что-то новое, а восстановление того, что было. Для нас это очень важный аспект работы, потому что, если мы хотим добиваться своих целей, то должны соответствовать определенному уровню, а свой уровень мы можем оценивать, наверное, по работе больших академий Европы. Поэтому, для нас стажировка в этих академиях, просмотр тренировочного процесса, игр, общения тренеров — это очень важный аспект нашей работы. И хорошо, что в этом году нам удалось договориться с «Црвеной Звездой»: часть наших тренеров и ребят поедут туда на стажировку, соответственно, и их часть тренеров и ребят тоже приедут знакомиться с работой нашей академии. Это большая и очень нужная часть нашей работы для выполнения тех задач, которые стоят перед нами.
img
img