17:29, 27 февраля 2014 года
17:29, 27 февраля 2014 года

Владимир Лангин, гроссмейстер: «Играл в футбол с отцом Аршавина»

Президент Международной федерации шашек и Федерации шашек Санкт-Петербурга, трехкратный чемпион мира по русским шашкам, гроссмейстер России Владимир Лангин рассказал «НЗ», кто из легенд мирового футбола кроме мяча в совершенстве владел еще и шашками и чем футболистам лучше всего заниматься на сборах.

— Давно ли вы интересуетесь футболом?
— Еще до того, как попасть на стадион, я посмотрел свой первый чемпионат мира — в 1966 году. Лучшим бомбардиром на нем стал Эйсебио, с которым — гораздо позднее, конечно, — я даже был немного знаком. Когда некоторое время назад он от нас ушел, у него на родине был всенародный траур. Я, кстати, возглавляю Международную федерацию шашек, и Португалия — одна из наших ключевых стран.

С этим чемпионатом у меня связан еще один интересный случай. Как-то гоняем мяч на футбольном поле нашей 534-й школы, а прямо через него по тропинке к домам идут двое мужчин. Посмотрели они на нас, и вдруг один говорит другому: «Вася, покажи-ка им, как надо играть!» А тот — в костюме, в ботинках. Вот он снимает пиджак, начинает с нами бегать, и видно, что это — профессионал. А его спутник смеется: «А что вы хотели? У него же медаль чемпионата мира!» Мы говорим — да ладно, у нас никогда призеров чемпионата мира не было! А потом, когда мы познакомились, выяснилось, что это Василий Данилов, выступавший все на том же чемпионате мира 1966 года в Англии. Наши ведь заняли четвертое место, но их тоже наградили бронзовыми медалями — такой был тогда порядок. Вот так и вышло, что мне довелось познакомиться с единственным зенитовцем — призером чемпионата мира и даже немного поиграть с ним.

— А на стадионе когда впервые побывали?
— В 1967 году меня на футбол привел отец. «Зенит» играл со «Спартаком» на стадионе имени Ленина. Возможно, я бы этого похода и не запомнил, мне ведь было тогда шесть лет. Но в воротах «Зенита» стоял Белкин, а в воротах «Спартака» — Лисицын, и детская память сохранила ассоциацию с этими именами. Сыграли тогда вничью, и в том сезоне «Зенит» должен был покинуть высшую лигу. Но по случаю 50-летия революции и, как говорится, по просьбам трудящихся команду оставили. С тех пор я начал регулярно смотреть футбол и болеть за «Зенит» вместе с отцом. Застал еще наш любимый стадион имени Кирова, когда он вмещал сто тысяч. Я очень благодарен своему отцу: он всегда брал нам самые хорошие места, по рублю, на центральную трибуну, хотя наша семья жила небогато, билеты за ворота стоили 35 копеек, а детский билет — всего 10 копеек. Это был целый праздник: мы с отцом ехали на трамвайчике до ЦПКиО, а потом шли пешком. Поскольку я был маленьким, мне казалось, что идти очень далеко. Вокруг очень много народу, все обсуждали предстоящую игру. Очень любили у нас футбол, всегда любили. Я помню, наш известный поэт, Михаил Дудин, приходил на стадион и сидел среди народа, ни в каких не в VIP-ложах, и спокойно общался с остальными болельщиками.
Может быть, «Зенит» тогда играл и не очень удачно, но я помню, как в 70-е ЦСКА был разгромлен 5:0 — причем у них в защите были одни игроки сборной. Ну а у нас любимыми игроками были, конечно, Бурчалкин, Садырин, Наумов, Унанов, Хромченков — та команда.
 
— Есть ли что-нибудь общее между футболом и шашками?
— На самом деле футбол и шашки связывает очень многое. Из наших людей, во-первых, Андрей Аршавин — он был чемпионом Василеостровского района по шашкам до десяти лет. У него есть медаль и диплом, и он любит вспоминать об этом, подчеркивая: «А я вообще-то умный парень, даже в шашки хорошо играю!» Аршавин занимался у одного из наших известных тренеров, и тот убежден, что шашки потеряли в нем сильного игрока. Сам я не раз играл в футбол с Сергеем Аршавиным, отцом Андрея. Он играл очень прилично, но всегда повторял: «Я-то ладно, а вот мой сынок растет — вот это будет футболист!». Кроме того, Слава Малафеев рассказывал, что у него есть старший брат, который года на два-три старше его. И отец воспитывал их в спартанской манере — все время какие-то конкурсы, соревнования в семье. Брат был постарше, и он больше выигрывал. А Слава выигрывал в шашки. И отец им за победу даже какие-то деньги давал.

Еще история — из того времени, когда «Зенит» тренировал Анатолий Бышовец. Я тогда был чемпионом мира по шашкам, а журналисты знали, что я немного разбираюсь в футболе, и иногда приглашали меня дать комментарий о том или ином матче. И вот однажды меня попросили спуститься на дорожку «Петровского», чтобы записать интервью. Смотрю, а они приглашают и Бышовца. Для меня было так почетно вместе с ним давать интервью о футболе! Потом мы пообщались на разные темы, он очень приятный собеседник, умный, начитанный и эрудированный. И вот мы даем интервью, и вдруг он говорит: «Я и сам неплохо играю в шашки». Оказывается, на сборах в Стайках они пересеклись с командой шашистов, и Бышовец познакомился с Анатолием Гантваргом, четырехкратным чемпионом мира по шашкам. А Гантварг очень хорошо играл в футбол, даже выступал за юношескую сборную Белоруссии. Позднее, когда он стал маститым гроссмейстером, всегда с удовольствием играл на сборах в футбол. Так они и познакомились с Бышовцем, и я считаю, что мы все трое связаны: я дружу с Анатолием Гантваргом, Гантварг дружит с Бышовцем, ну и я с Анатолием Федоровичем знаком.

Еще мне довелось играть в футбол с первым в истории «Зенита» лучшим бомбардиром чемпионата Александром Маркиным. К сожалению, он погиб довольно давно. В 1976 году, когда Маркин стал лучшим бомбардиром, последний матч «Зенит» играл на выезде с львовскими «Карпатами», которые готовились легко выиграть и занять призовое место в турнире — они шли то ли на второе, то ли на третье. Все руководство было на матче, уже заготовлен банкет — а «Зенит» взял да и выиграл 3:0. «Карпаты» в итоге заняли четвертое место, их выступление в сезоне было признано неудачным. Именно Маркин стал их «могильщиком».

— Среди футболистов хорошие шашисты не редкость?
— Один из первых чемпионатов, который я очень хорошо помню, — чемпионат мира 1970 года. Там была лучшая, на мой взгляд, команда всех времен и народов — сборная Бразилии с Пеле, Жаирзиньо, Тостао, Ривелино… Чудо, а не команда. Как это связано с шашками? Роберто Ривелино был капитаном той команды. Его спросили: как вам удается раздавать такие точные пасы на 30–40 метров? А он говорит: «Ну, это же футбол. В футбол играть просто. Вот я еще в шашки хорошо играю — там-то надо думать!»

— Получается, в Бразилии тоже играют в шашки.
— Не просто играют — там культ шашек. Это третий вид спорта в стране после футбола и волейбола. Шашки есть даже в школьной программе. Кстати, мастерами спорта по шашкам были Пеле и Зико.

Еще я часто бываю в Португалии. Там, когда заходишь в любое кафе и начинаешь говорить о футболе, они сразу раскрываются. Португальцы гордятся своим футболом. И когда я начинаю говорить, что у нас в «Зените» играет один из моих любимых футболистов, Данни, а также Нету и до недавнего времени играл Бруну Алвеш, им это очень приятно. Ну и Халка они хорошо знают. Он им, конечно, не так близок — все-таки бразилец, но он же у них играл, поэтому они с интересом к нему относятся.

— Может быть, стоит ввести шашки в программу подготовки футболистов?
— Не знаю, имеет ли смысл вводить для футболистов шашки как обязательный предмет, но, возможно, они могли бы играть на досуге, например на сборах. Ведь шашки развивают многие качества, которые нужны футболистам, — например, умение мыслить на один-два хода вперед. Многие игроки действуют по принципу «бей-беги», а креативные футболисты — они на вес золота. Кроме того, шашки развивают интеллектуальное мышление, скорость принятия решений, реакцию.

— Насколько ваш график позволяет следить за командой?
— Если я нахожусь за границей или по какой-то очень важной причине не могу присутствовать на стадионе, всегда стараюсь посмотреть матчи «Зенита» по телевизору. По возможности в прямом эфире. Вот я последний раз был в Португалии, а «Зенит» играл со «Спартаком», и по португальскому времени они начинали в девять утра. Я заранее договорился с барменом, чтобы посмотреть матч в спортбаре. Мне дали персональный огромный телевизор, настроили тарелку. Бармену тоже стало интересно, но он болел за «Спартак». И «Зенит» проиграл 2:4, к сожалению. Ну а мы с ним по-дружески так друг друга подкалывали.

Когда я в городе, то прихожу на стадион. Хотя обстановка мне не очень нравится: все эти кордоны, проверки, через мост не пройти — там проверяют десять раз и толпа. Второй момент — видно плохо, у меня небольшие проблемы со зрением. И я просто мечтаю о том, когда построят новый стадион. Я там рядом живу, даже из окна его видно.

— На ближайший матч с «Боруссией» смотрите с оптимизмом?
— Ну, я болею за «Зенит» и, конечно, скажу — да, потому что хочу, чтобы все сложилось удачно. Если «Зенит» будет играть как с «Аустрией», тогда все понятно — ну какие могут быть шансы? А если «Зенит» будет играть так, как он может, — тогда, мне кажется, шансы 40 на 60, не меньше.

img
img