13:59, 14 ноября 2013 года
13:59, 14 ноября 2013 года

Роман Бурцев, объединение S-11: «В „Солянке“ обычно болеют за „Зенит“»

Основатель одного из главных московских клубов — «Солянка» — и петербургского «Дома быта» вспомнил чемпионский матч с «Металлистом» и детскую встречу с Геннадием Орловым, объяснил, где смотреть «Зенит» в Москве, и рассказал о выездах в Англию и Францию.

— Вы в основном живете в Петербурге или в Москве?
— У меня сейчас два города, все зависит от количества дел в каждом из них. Я могу пробыть три дня здесь, потом — уехать на два дня в Москву, либо наоборот. Но, несмотря на это, команда у меня все равно одна.

— Тяжело болельщику «Зенита» в Москве?
— Совсем нет. В конце концов, главное, что это ощущение никуда не девается: как появилось в семилетнем возрасте, так и сохраняется внутри. И никаких вариантов не существует. Кроме того, «Солянка» в Москве всегда была оплотом петербуржцев, мы смотрели здесь матчи, праздновали чемпионство. Так что здесь обычно болеют за наш клуб.

— В семь лет уже болели?
— Папа водил на стадион Кирова, это я помню очень хорошо. Потом уже был матч с «Металлистом» в СКК — 4:1, и мы чемпионы. Потом — выезды в Марсель и Болтон. Сейчас, конечно, футбол в жизни занимает чуть меньше места, просто потому, что на него остается меньше времени, но матчи я все равно смотрю обязательно, если не вживую, то хотя бы трансляции.

— Вы были на чемпионском матче в 84-м? Сильные были ощущения?
— Да, эмоции были очень сильными, было ощущение подлинного единения. «Берите мороженое бесплатно!» — сказала совершенно счастливая продавщица в Спортивно-концертном комплексе.

— На футбол вас водил отец?
— Мой папа был футбольным болельщиком. Каждое воскресенье он утром отправлялся за еженедельником «Футбол. Хоккей» — чтобы его купить, нужно было отстоять серьезную очередь. Тогда это было не то что теперь — просто взял и купил газету. Зато потом все издание аккуратно разрезалось и вырезки собирались. Я, помню, с большим удовольствием изучал папину коллекцию вырезок из газет 70-х годов, например. Информацию о футболе и о спорте тогда получить было непросто, вся она черпалась исключительно из газет, которых было не десять, а гораздо меньше. Поэтому подшивки особенно высоко ценились, скажем, мой отец, основывась на них, вел какую-то собственную статистику. Кстати, мы всегда следили и за ленинградскими командами по другим видам спорта: хоккею, баскетболу. И на стадион мы до определенного времени, конечно, тоже ходили вместе — всей семьей.

Как-то раз, помню, когда я еще был совсем маленьким, мы с папой проходили на трибуны, и у меня упала шапка. Ее поднял и подал мне какой-то мужчина: «Вот твоя шапка, не теряй!» Потом папа сказал мне, что это был Геннадий Орлов. Было здорово! Вот такое смешное детское впечатление.

— Бывая в Москве, на матчи «Зенита» ходите?
— Раньше всегда ходили на «Локомотив» — все-таки хороший, приятный стадион. Регулярно бывали на матчах с «Динамо», когда команда, собственно, еще на стадионе «Динамо» играла — центр города, удобно. В Раменское с друзьями ездили, а вот в «Лужники» ходить мне никогда не нравилось. На московских стадионах я обычно сажусь на одном из центральных секторов — я не готов поддерживать команду на вираже. Поэтому и сложностей с фанатами хозяев не возникает — чем ближе к середине, тем болельщики спокойнее.

— В вашем московском клубе матчи «Зенита» всегда показывают?
— Да, мы стараемся показывать все игры. Даже если меня нет, все равно трансляции проходят. Сейчас, правда, открылись еще и заведения моих друзей, например «Джордж Бест», куда стали ходить ребята, раньше смотревшие матчи у нас. Все-таки там место изначально более футбольное.

— Мне вот, правда, казалось, что и петербургский «Дом быта», и московская «Солянка» — места нефутбольные.
— Мы же любим футбол! Просто какие-то менее важные матчи мы показываем в маленьком зале. Стараемся что-то варьировать, чтобы дать нашим посетителям выбор. Хотя есть еще, например, чемпионаты Европы и мира, когда футбол смотрят все, включая молодых женщин, детей и бабушек.

— Публика в дни трансляций матчей «Зенита» к вам приходит та же, что и всегда? Или все-таки это немного другой контингент?
— На матчах Лиги чемпионов публика в общем та же самая, просто люди заходят. На матчах чемпионата России гораздо более высокий процент от общего количества народа составляют мои друзья. Конечно, в этом случае в зале много питерских. Петербуржцев же в Москве сейчас становится все больше и больше, нас уже чуть ли не больше, чем москвичей.

— На «Петровском» вам бывать удается?
— Конечно, я хожу на стадион. Мне трудно планировать свое время, я не всегда знаю, в какой день смогу быть в Петербурге, но если я в городе, то стараюсь смотреть матчи с трибун. Бывает, что иду с мамой. Она ярая болельщица, так что мы как когда-то ходили на стадион семьей, так и ходим. Во всяком случае, на матчах с ЦСКА и «Спартаком», играх Лиги чемпионов она старается бывать.

— В Петербурге тоже держитесь ближе к центральным секторам?
— Да, сижу в самом центре плюс-минус один-два сектора. Я все-таки хочу хорошо и ясно видеть футбол. Все время хочу купить себе абонемент, но почему-то тяну до последнего, и в результате ничего не получается. Так что обычно покупаю билеты, причем тоже часто перед самой игрой.

— Переживаете сильно?
— Сейчас болею спокойно, в основном сижу и смотрю. Ну, иногда вскакиваю, конечно, что-то кричу. Но все-таки больше переживаю внутренне. Но, конечно, эмоции и боление присутствуют всегда, иначе зачем бы все это было нужно?

— На выезде футбол тоже остается в центре внимания? Или приключения вокруг стадиона иногда немного затмевают игру?
— Конечно, футбол — это самое главное! Если к нему есть еще и какое-то приятное дополнение в виде интересного города, например, — прекрасно. Но поездка не может быть важнее самой игры. Хотя здорово собраться вместе с друзьями в не вполне обычном месте. Так ведь просто собраться очень сложно, куча дел, времени мало. А ради футбола всегда можно свалить на пару дней, все бросив. В этом смысле «Зенит» мне очень помогает.

— То есть поездки на матчи все-таки совмещаете с туризмом?
— Да, мы с друзьями обычно выезжаем на несколько дней, смотрим город. Короче говоря, совмещаем приятное с очень приятным.

— Какой из выездов вам запомнился как самый яркий?
— Марсель. Выиграли тогда 1:0, и этот матч я помню как сейчас. Это была очень крутая поездка. «Зенит» тогда был не совсем тем «Зенитом», к которому мы привыкли теперь, — тогда он еще не успел прославиться в Европе и вообще стать настолько сильным и стабильным клубом. Поэтому победа была особенно приятной. Тем более нас тогда поехало человек восемь, среди которых были люди, давно друг друга не видевшие, и вместе с друзьями вспоминать те же победы начала 1980-х было особенно приятно. Тем более в городе Марселе.

— Говорят, в Марселе тогда здорово болели против «Зенита»?
— Во всяком случае, за пределами стадиона у нас никаких проблем не возникло. Мы вообще как-то мирно со всеми находим общий язык — к ультрас себя не относим. И хотя всякое, конечно, случалось, и веселились мы от души, и вели себя шумно, практически все выезды, на которых я побывал, обошлись без эксцессов.

— Английские болельщики вас впечатлили?
— В Англии, мне кажется, все-таки вообще другой уровень футбольной культуры. Даже несмотря на то, что «Зенит» проиграл на том английском выезде, на котором мне удалось побывать, все равно ощущения были удивительными. И я вообще много раз бывал в Англии, ходил там в том числе и на «Вест Хэм», на такие брутальные британские стадионы — это очень серьезное ощущение. На трибунах там ощущаешь, что страна здесь по-настоящему живет футболом, люди гораздо лучше и тоньше понимают, что происходит на поле.

— Они в другие моменты вздыхают и вскрикивают?
— Отчасти. А главное, могут объяснить то или иное действие игрока и обосновать собственный комментарий. Наверное, это связано с возрастом, с тем, сколько лет англичане играют в футбол.

— Как вы думаете, почему все-таки люди болеют за «Зенит»?
— Конечно, местный патриотизм здесь играет важную роль. Мы ведь и правда самый большой европейский город с одним-единственным футбольным клубом. А ведь и в городах поменьше их зачастую хотя бы два. Конечно, «Зенит» — олицетворение Санкт-Петербурга. Один город, одна команда, одна любовь. Наверное, раньше «Зенит» был в большей степени петербургской командой — я имею в виду самих игроков. Но весь мир, конечно, изменился. И хотя мне бы тоже хотелось, чтобы в нашем клубе играло больше местных воспитанников, все, кто выходит на поле в футболках «Зенита», воспринимаются как наши.

— Какие матчи «Зенита» вам особенно ярко запомнились?
— Особенно ярко запоминаются последние матчи. Например, игра с «Порту» и гол Кержакова на последних минутах. Или последний матч с ЦСКА.

— Кто из игроков «Зенита» вам особенно нравится? И что важнее в игроке: профессиональное мастерство или человеческие качества?
— Мне нравятся футболисты, которые не делают ничего исподтишка, которые готовы к хорошей мужской борьбе, соблюдают какие-то правила. Мне очень близки игроки поколения наших родителей — это были люди с серьезными жизненными принципами. В советском футболе мне очень нравились Блохин, Брошин, Степанов. Сейчас это Аршавин, Кержаков, Малафеев, Широков — это люди, которые уже стали историей нашей команды. Данни — просто умница, он как раз и по человеческим качествам мне очень симпатичен. Как и Зырянов с Семаком, конечно. Хорошо, что приехал Шатов, на молодого Ходжаниязова в будущем надеюсь. Хорошо бы, чтобы зенитовских воспитанников еще в составе прибавилось, вроде есть хорошие ребята — посмотрим. Наше дело болеть.

— С возрастом желание посмотреть матч в тепле и комфорте не пересиливает желание пойти на стадион?
— Нет, это же совсем другая картинка. Пусть ты даже чего-то и не увидишь из-за отсутствия повторов, но стадион — это зрелище, эмоции, это атмосфера и воспоминания. Здесь ты можешь почувствовать игру, глядя на зеленый газон. У меня вот в силу разных причин не получилось вырасти в футболиста, хотя я за «Скороход» в школьном возрасте поиграл. Но ощущение игры я хорошо запомнил, поэтому всегда старался по возможности побегать с мячом и позже.

— Сейчас вы в футбол играете?
— Не всегда есть время, но мы с ребятами стараемся. У нас есть команда S-11, которая играет в турнире клубов, баров и ресторанов, проходящем на стадионе «Локомотив». Там, кстати, серьезный футбол, прямо настоящее зрелище.

img
img