17:27, 25 апреля 2017 года
17:27, 25 апреля 2017 года

Владимир Гречишкин: «В Академии „Зенита“ созданы все условия, чтобы вырастить в хорошем смысле спортивного монстра»

За плечами тренера по физической подготовке «Газпром»-Академии богатый опыт работы со спортсменами различных видов спорта: он воспитал многих победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы по легкой атлетике, работал в баскетбольных ЦСКА и «Динамо», в футбольных клубах «Локомотив», «Тосно», «Енисей», а также с Юрием Морозовым в «Зените». В интервью официальному сайту сине-бело-голубых специалист рассказал о распределении нагрузки в зависимости от возраста детей, своих разработках в области бега и силовых тренировках молодых футболистов.

— В Академии «Зенита» обучаются дети от 6 до 17 лет. С какого возраста вы начинаете с ними работать?
— Я работаю со всеми. Но в этой работе надо делить детей на три возрастные группы: от 6 до 10, от 11 до 14 и от 15 до 17 лет. В самом раннем возрасте у детей очень хорошо развивается координация движений и быстрота. Они могут выполнять сложнейшие технические элементы. В этот период силовая подготовка имеет укрепляющее значение и носит форму гимнастических упражнений с собственным весом. Это подтягивание, отжимания, кувырки и так далее.

Второй период — от 11 до 14 лет — очень важный. В силу роста у мальчишек происходит раскоординация. Соматические звенья увеличиваются, а сердечно-сосудистая система за ними не успевает. В этот период мы уделяем большое внимание укреплению опорно-двигательного аппарата, мышце-сухожильных звеньев, стретчингу. Для этого у нас создан специальный комплекс упражнений изометрического порядка. В это время надо укреплять сухожильную ткань.

В 15–17 лет, в период полового созревания, мы активно подключаем ребят к силовой работе. Они работают с отягощениями, гирями, штангами. В этом возрасте гормоны хорошо синтезируют белок, необходимый для создания мышечной массы. Ребята увеличивают свою физическую силу и мощь. Этот период важно не упустить.

— В период раскоординации, если образно говорить, футболисты не слишком хорошо могут управлять своим телом?
— Да, центральная нервная система не успевает управлять звеньями, которые выросли. У нас есть игрок, который очень понравился на просмотре, его взяли в команду, а затем он начал быстро расти. Ребята удивлялись, почему у него стали возникать проблемы с техникой, координацией. А сейчас все начинает возвращаться на свои места. Просто очень важно даже в этот период расбалансировки продолжать работать над техническим мастерством, даже если у игроков не очень получается. Это временное явление, и его нужно просто перетерпеть.

— У вас богатый опыт работы с легкоатлетами, баскетболистами и футболистами. План подготовки у всех одинаковый или вы его изменяете в зависимости от вида спорта?
— Конечно, он у всех разный. Хотя футболисты по интенсивности и объему приближены к легкоатлетической работе. В футболе много беговой, прыжковой работы. У баскетболистов антропометрия сильно отличается, и там большое значение имеет укрепление всего опорно-двигательного аппарата, начиная от шеи и заканчивая пятками.

Вообще у меня разработаны универсальные упражнения, которые еще не применяют в Европе. Это скачковый бег. При нем нервные центры работают по-другому, чем при обычном беге. Когда же после фазы отдыха ребята входят в режим обычного бега, то он уже после скачкового тоже проходит на более качественном уровне. Этот метод мы применяли на спринтерах в легкой атлетике, и он дал высокие результаты.

— Возможна ли ситуация, когда к вам подойдет тренер и скажет: «Через две недели у нас важный турнир, нужно привести ребят в идеальную форму»? Или вы строите свою работу на дальнюю перспективу?
— Это можно делать с ребятами только старшего возраста. У них волнообразные нагрузки, и у них есть спады и подъемы физической формы. Дети же до 14 лет восстанавливаются очень быстро. Если работать циклично (бег — отдых — бег — отдых), они могут бегать хоть целыми днями. Главное не переборщить с нагрузками, чтобы это не сказалось на сердце.
Вообще, физическая подготовка делится на микроциклы, мезоциклы и макроциклы. Тренеры Академии часто ко мне обращаются с вопросом, как построить микроциклы, то есть работу на неделю. В этот период можно давать нагрузки волнами, за счет чего можно хорошо ребят подготовить к соревновательному дню.

— Как правило, вы проводите свои собственные тренировки с футболистами на поле или ваши упражнения интегрированы в тренировочный процесс, который определяет тренер команды?
— Мы сейчас немного перестраиваем тренировочный процесс, при котором каждую неделю у старших ребят должна быть часовая силовая тренировка. И еще сорок минут надо отдельно отводить на скоростно-силовую работу. Силовая тренировка дает фундамент. Тело — это инструмент, который должен все время работать. За счет силовой подготовки скоростная работа на футбольном поле идет после этого на более качественном уровне. И так неделя за неделей формирует атлета, который нужен основному составу «Зенита». Но это непростой процесс, и на него требуется время.

— Легко ли футболисты и тренеры воспринимают ваши идеи?
— У каждого тренера складывается свой стереотип подготовки футболистов, но у меня со всеми очень хорошие отношения. Они подходят и советуются, когда и какую дать ребятам нагрузку. Ввиду того что у наших команд очень много соревнований и разъездов, прям очень фундаментально построить работу по физической подготовке сложно. Но нам это практически удается. Тренеры, видя положительный эффект, все больше и больше склоняются к отдельной работе по физической подготовке.

— Одна из ваших главных задач в Академии «Зенита» — поставить ребятам технику бега. Что это вообще за понятие «футбольный бег»?
— Сразу скажу, что это серьезная тренерско-методическая работа. Можно просто убеждать словом, говорить и говорить, как, например, нужно ставить корпус, но вскоре футболист перестанет тебя воспринимать. Я веду работу на подсознательном для игроков уровне. Мною разработаны упражнения, которые эффективно выправляют технику бега, локомоцию и повышают скоростно-силовые способности игрока. Это комплекс упражнений, которые хочешь не хочешь ставят туловище в правильном положении.

Скачковый бег, про который я уже говорил, — одно из таких упражнений. Он формирует и координацию в том числе. Есть еще бег под одну ногу — это вынос ноги с разной амплитудой. Его еще называют «олений бег», но это не совсем правильно — ребята слишком долго зависают в воздухе. После таких упражнений видно, как меняется форма движения у игроков. Футболистам нужно делать много легкоатлетической работы, в том числе и с барьерами. Нужно просто уметь адаптировать ее к футболу. Это важная часть профилактики травм. В упражнениях с барьерами паховая область работает в круговом режиме, за счет чего укрепляются места связки. Когда я смотрю разминки европейских команд, сразу видно, что они проделывают много работы с барьерами.

— На юношеских международных турнирах часто можно заметить разницу в габаритах между нашими и иностранными футболистами.
— Когда наши команды выезжают на международные турниры, там нашим тренерам говорят, что ребята у нас хорошо оснащены технически, но они мелкие. Мощность — дело наживное, и наша методика позволяет увеличить силу в два-три раза. Просто для этого нужно время. Главное, чтобы у мальчика были футбольные качества, техника, а сила, мощь придут благодаря работе.

Вообще, физическую подготовку можно разделить на две части — функциональную, то есть сердечно-сосудистую, и атлетическую, силовую. Совмещение этих двух систем позволяет вырастить в хорошем смысле этого слова спортивного монстра.

— Какие тесты вы проводите в Академии?
— Прыжки с места, тройной прыжок. Благодаря этому мы смотрим изначальный уровень ребят, чтобы потом работать над их качествами. Возвращаясь к предыдущему вопросу. Можно набрать сразу физически мощных ребят и затем их учить футбольной технике. А можно развивать футбольно одаренного мальчика, но которому не хватает мощи. Палка о двух концах. Я считаю, что в технически сильных, но маленьких ребят нужно верить до конца.
img
img