Максим Митрофанов: «Мы расстаемся с Халком большими друзьями»
Генеральный директор сине-бело-голубых — о переходе Халка, денежных аспектах сделки, мнении Луческу, трансферной политике клуба и слухах о Гарае и Витселе.
— Могу подтвердить, что в настоящий момент, сегодня, в течение последнего часа были завершены все необходимые формальности для того, чтобы переход считался совершенным. Номинальная стоимость контракта составляет 55,8 миллиона евро плюс — бонусная часть за удачные выступления Халка в составе команды. Это действительно самый крупный трансфер в истории клуба и российского футбола. Хочу отметить, что из топ-10 лучших трансферов в истории российского футбола как минимум три принадлежат «Зениту» — это Халк, Рондон и Аршавин. В ситуации с продажей Халка подобную цифру и достижение сложно будет повторить кому-то еще очень долго.
— Халк заезжал попрощаться?
— Мы его отправили напрямую в Китай. В ситуации, когда все три стороны процесса — «Зенит», «Шанхай» и Халк — были заинтересованы в том, чтобы сделка состоялась, надо расставлять приоритеты, поэтому Халк принял решение лететь сразу туда. Безусловно, Халк еще приедет сюда. Речь не только о том, чтобы попрощаться: есть формальные юридические вопросы, которые предстоит закрыть. Если его пребывание совпадет с активностями, такими как матч, то определенная церемония будет устроена. Мы расстаемся с Халком большими друзьями: «Зенит» и он сделали много друг для друга. Хочется пожелать ему только успехов в карьере, каких-то недопониманий быть не должно. Продажа Халка выгодна сама по себе уже с точки зрения тех денег, которые мы выручили напрямую: потратив 40 миллионов евро, мы получили 55,8 миллиона базовой суммы. С учетом амортизации чистая прибыль от этой сделки составила порядка 45 миллионов евро.
Есть и косвенные доходы от участия Халка в различных рекламных активностях, мы оцениваем эту сумму в 19 миллионов евро — это его участие в активации различных рекламных и спонсорских контрактов, завоевание новых рынков сбыта нашей рекламы, таких как Бразилия и Латинская Америка, мерчандайзинг. Все вместе составляет порядка 19 миллионов евро. Есть часть, к которой Халк также имеет отношение, — это доходы от УЕФА, которые составили порядка 90 миллионов евро за 4 года. Порядка 40-45% в этом результате — его доля по системе «гол плюс пас». Понятно, что играет не один Халк, а вся команда, но в завершающих стадиях атаки он играл весомую роль.
Есть часть, которую сложно посчитать: например, увеличение количества болельщиков футбольного клуба «Зенит». Если в 2012 году, по оценке компании «Нильсен», это число составляло 12 с небольшим миллионов человек, то сейчас, по оценке компании «Репьюком», оно увеличилось до 15,6 миллиона. Рост произошел в том числе потому, что в клубе был Халк; «Зенит» остается самой популярной командой в стране. У нас нет серьезных переживаний в связи с тем, что уход Халка повлияет на стоимость бренда футбольного клуба «Зенит». Скорее это клуб добавил стоимости Халку. В свое время мы получили качественного игрока, но мы прибавили ему значимую добавленную стоимость. Звездой мирового футбола он стал именно в «Зените», он здесь очень серьезно развился. Халк в неденежном выражении получил от «Зенита» гораздо больше, чем клуб от него.
— Каково мнение Луческу?
— Со спортивной точки зрения Халк — игрок важный, это бессмысленно отрицать. Ему предстоит найти замену, в чем мы уверены по крайней мере со спортивной точки зрения. Наш спортивный департамент и главный тренер обсуждают ряд кандидатур. Возможно, такого уровня звезды и не будет, но со спортивной точки зрения мы, несомненно, нужного игрока найдем. Решение принималось с учетом мнения главного тренера. Оно делится на две составляющие: если бы Халк остался и выступал в своей лучшей форме, то это в любом случае было бы хорошо, бессмысленно это отрицать. Но если игрок испытывает непреодолимое желание уйти и это очень выгодно для клуба, то нужно искать компромисс. Незачем закрывать его в золотой клетке.
— Вы говорили про дополнительные бонусы, которые зависят от выступления Халка в Китае. Расскажите подробнее.
— Есть система бонусов, связанных с достижениями не на китайском, а на международном рынке. Чем лучше его команда будет играть в азиатской Лиге чемпионов, тем больше вероятность, что мы эти бонусы получим. Сумма составляет два миллиона. А основная часть контракта — базовая, это те 55,8 миллиона, что мы получаем.
— Помимо Халка пресса обсуждает большое количество игроков, которые могут покинуть «Зенит». Можете прокомментировать слухи о Гарае и Витселе?
— Трансферные слухи показывают, что у нас собрана качественная и интересная команда. При этом факт продажи Халка не означает, что к нам можно просто так прийти и купить игрока. Игроки «Зенита» стоят очень дорого, и это должны понимать другие участники процесса, начиная от самих игроков и заканчивая желающими их приобрести.
Комментировать и обсуждать нужно реальные ситуации. Игроки у нас собраны действительно качественные, поэтому многие топ-клубы хотели бы получить их в свои ряды. Уверен, чем ближе будет подбираться окончание чемпионата Европы, тем большей будет активность на трансферном рынке. Пока это наши игроки, у них есть действующие контракты. Какой-то позиции клуба в том, что мы хотим распродать игроков, чтобы аккумулировать гигантскую, как вы видите по трансферу Халка, сумму, чтобы перестроить команду, у нас нет. Нам необходимо несколько очевидных усилений, поскольку выбыл Халк, травмирован Данни, но каких-то активных позиций, например выставления на трансфер Витселя и Гарая, «Зенит» не занимает. Будут очень интересные предложения, от которых нельзя отказаться, — будем их обсуждать. Наши игроки сильны, и мы пониманием, что они должны быть заменены не менее качественными футболистами.
— Сегодня заканчивается контракт у Кержакова. Какая у него ситуация?
— Могу прокомментировать только то, что у него заканчивается контракт — и аренда с «Цюрихом», и одновременно наш. При этом не истекают учебно-тренировочные сборы, направленные на подготовку команды к новому сезону, даже первые. По окончании этих сборов, несмотря на общение в ежедневном режиме, мы обсудим с тренером, в каком качестве он видит Кержакова, исходя из этого сопоставим финансовые аспекты и примем окончательное решение.
— Чем сейчас ситуация зимой с разговорами о том, что Халк может уехать в Китай, отличается от летней?
— Ситуация отличается диаметрально противоположным образом — ни одна сделка, ни одно предложение не могут быть осуществлены в последний день трансферной кампании. Если какой-то клуб обращается в последний день, то даже со спортивной точки зрения подобных операций производить нельзя. Второе: зима — это середина спортивного сезона в России, Европе, и на тот момент у нас были высокие шансы побороться за высокие достижения, третье — финансовый аспект. Ему было сделано несколько предложений, и 30 миллионов удалось увеличить почти до 56.
— Есть мнение, что проект «Халк — Витсель» в «Зените» не удался. Как можно оценить спортивный вклад Халка в успехи команды?
— Не согласен, что проект «Халк — Витсель» не удался. У болельщиков и прессы вызывает недоумение тот факт, что, мол, купили дорого. Тому же Халку потребовалось длительное время для адаптация, но она прошла успешно, учитывая различные события со сменой тренеров, коммерческие и социальные проекты. «Зенит» выигрывал чемпионат России, Кубок и Суперкубок, продолжает оставаться самым популярным клубом. Естественно, мы хотим побеждать в каждом соревновании, и у нас есть цель выиграть чемпионат России в том числе и в новом сезоне, как и всегда. Есть элементы спорта, взаимодействия игроков, каких-то событий, случайностей, возможно, и ошибок. Важно смотреть на всю ситуацию в комплексе. Проект «Халк — Витсель», как мы считаем, достаточно удачен для «Зенита».
— Есть ли шорт-лист кандидатов на место Халка?
— Спортивно-аналитический департамент его подготовил задолго до этого трансфера. Наши специалисты давно собрали информацию для тренера, но не было понятно, кто будет этим тренером и продадим ли мы Халка. Мирча на сборах изучает возможности замены бразильца.
— Когда Луческу пригласили, то звучала информация, что ему дадут 60 миллионов на трансферы. Хочется по этому поводу задать вопрос: вы все деньги ему отдадите?
— Кто-то придумал абсолютно из воздуха взятую информацию. Мы не обсуждали никаких цифр в части трансферов. Несмотря на то что сейчас мы продали Халка и получим большую денежную сумму, это не означает, что ее нужно потратить на игроков. На нас лежит серьезная финансовая нагрузка — мы занимаемся развитием детского футбола в Петербурге, развитием баскетбола без поддержки со стороны Комитета по спорту, поэтому есть, с одной стороны, желание продолжать строить сильную команду, и мы это будем делать, с другой стоооны, есть желание соблюдать баланс. Мы хотим оставаться в плюсе — потратив 40, получили 56. Давайте двигаться постепенно.
— Судя по интервью Витселя, он не хочет играть в России. Что скажете на его счет?
— Мы с ним говорили об этом. Год контракта Витселя при его важности для команды — это нормальная компенсация. Вопрос в том, какие деньги и сколько денег. Витсель ведет переговоры о продлении контракта с «Зенитом». Желание поиграть в Англии или Италии у него есть, но я не исключаю вариантов как продажи, так и продления контракта.
Материалы по теме