16:39, 21 ноября 2023 года
16:39, 21 ноября 2023 года

Чемпионский калейдоскоп: герои первого золота «Зенита»

Первое место было завоевано «Зенитом» в 1984 году в первую очередь благодаря поставленной командной игре, в которой один за всех и все за одного. Официальный сайт сине-бело-голубых публикует коллективное интервью, взятое у зенитовцев в различные годы. Итак, встречайте — золотая команда 1984-го!

Чемпионский калейдоскоп: герои первого золота «Зенита»

Вратарь

Михаил Бирюков (34 матча)
Стиль игры у тогдашнего «Зенита» сложился чрезвычайно своеобразный, ни на кого не похожий. Нашим соперникам приходилось очень нелегко. Но главная причина успеха — великолепный коллектив. В те годы команда была как единый организм, все знали, у кого какие проблемы, что в семье у каждого происходит, жили общими успехами и печалями. Однако о возможности чемпионства заговорили между собой лишь по ходу последнего выезда, когда победили в Москве «Торпедо».

СССР. Ленинград. 47-й чемпионат СССР по футболу. Футболисты "Зенита" качают своего вратаря Михаила Бирюкова после победы над футболистами команды соперников в СКК им. Ленина.

Защитники

Алексей Степанов (32 матча — 2 гола)
Я не хотел бы выделять какие-то матчи из этого сезона. Говорить, что одни игры оказались важными, другие — не очень. Каждый матч имел какое-то значение. Одни позволили пополнить очковый запас, другие повлияли в психологическом плане. Иногда поражения приносят не меньше пользы, чем победы. Поэтому скажу, что весь сезон 1984-го получился замечательным, и мы его никогда не забудем.  

Анатолий Давыдов (27–1)
В начале сезона ставилась задача попасть в пятерку сильнейших, однако в ходе сезона цели изменились. В первую очередь потому, что у нас появилась уверенность в собственных силах. Сложно сказать, когда это произошло. Наверно, во время летней выигрышной серии. Ведь после финала Кубка многие признавались, что играли как в тумане. А осенью мы прошли решающие матчи без потерь.

12 января 1985 года. СССР. Ленинград. Спортивно-концертный комплекс имени Ленина. Торжественный вечер, посвященный вручению зенитовцам золотых медалей чемпионата СССР - 1984. На снимке: зенитовец Анатолий Давыдов получил сувенирную Почетную грамоту

Владимир Долгополов (27)
В 1984-м Садырин окончательно перевел меня на место «либеро», и сразу же «золото» завоевали. Тот сезон начинали трудно, но к лету разыгрались. Осенью снова стало сложно. Уверен, если бы Садырин не увез нас на сочинские сборы, «Зенит» в том году не завоевал бы первое место. Мы словно сбросили с плеч груз последних неудач и выложились на финише на 101 процент.

Сергей Кузнецов (22)
Год выдался для меня не совсем удачным, как никогда часто беспокоили травмы, с апреля по июнь вообще не играл. Наверно, сказалось, что перед этим не долечился несколько раз, выходил на поле через боль, вот и накопилось. Однако во втором круге уже был в полном порядке. В концовке сезона команда очень сильно сплотилась. Это проявлялось не только на поле, где все буквально умирали друг за друга, но и в повседневной жизни.

Валерий Золин (13)
Я был безмерно и чистосердечно счастлив и за ребят, и за город, которому мы такую радость доставили. Однако скажу честно, что психологическое состояние у меня на момент окончания чемпионата было очень тяжелое. После конфликта с Садыриным, который произошел в июле после матча в Баку, я прочно осел на скамейке запасных. Даже на медаль наиграть не дали возможности.

Николай Воробьев (8)
Я в этом сезоне дебютировал в высшей лиге и сразу же почувствовал, чем она отличается от второй. Мой дебют состоялся в третьем туре с «Днепром», вышел во втором тайме вместо Сергея Кузнецова, а затем Садырин стал выпускать меня в стартовом составе. Но вновь подкараулила травма, на этот раз возникли проблемы со спиной. Когда поправился, то команда выигрывала матч за матчем, а, как известно, победный состав стараются не менять. Раз золотые медали завоевали, то, значит, тренер всё сделал правильно.

Геннадий Тимофеев (6)
Я почему-то раньше других был уверен, что станем чемпионами. После ничьей с «Кайратом», когда до финиша оставалось сыграть четыре тура, мы сидели с друзьями в одном ресторане. И я довольно громко заявил: «Мы всё равно возьмем первое место!» Любопытно, что сразу же нашелся желающий поспорить со мной, пари заключили на ящик коньяка. Он даже расписку написал.

Полузащитники

Валерий Брошин (32–4)
Мы провели в том сезоне много матчей, о которых вспоминать приятно. Например, наверное, никогда не забуду игры со «Спартаком» в Москве: в чемпионате и за Кубок. В целом же осталось чувство праздника. Но последующие за чемпионством события добавили к его восприятию черных оттенков. Конечно, сейчас оцениваю произошедшее иначе. Тогда же был молодой — другие эмоции. Может, сейчас что-то и поменял бы, но так ведь не бывает.

Юрий Желудков (31–17)
Сезон получился очень успешным. Удалось пройти его без серьезных травм, так что помог завоевать команде золотые медали. Немного обидно, что не удалось стать лучшим бомбардиром. В тот год я забил немало запоминающихся мячей. Все обычно говорят о двух голах в ворота «Спартака» в Москве лучшему вратарю страны Дасаеву. Действительно, Ренат после этого со мной несколько лет не разговаривал. Однако мне больше понравились голы в ворота киевского «Динамо» и «Нефтчи».  

21 ноября 1984 года. СССР. Ленинград. Спортивно-концертный комплекс. Чемпионат СССР. "Зенит" - "Металлист" Харьков. На снимке: зенитовец Юрий Желудков (второй слева) забивает мяч в ворота Юрия Сивухи. Сзади его защитники гостей Виктор Камарзаев и Леонид Сааков.

Аркадий Афанасьев (28–1)
Чемпионство получилось для меня с горьким привкусом. Финал Кубка СССР пропустил из-за дисквалификации, а решающие матчи за золото — по семейным причинам. Я сказал Садырину, что не готов ни морально, ни физически заканчивать сезон, он меня понял. Ко мне отнеслись чутко: выделили квартиру, машину. А игр к тому времени я провел уже более чем достаточно. 

Сергей Веденеев (28–1)
В 1984 году в игре «Зенита» ничего принципиально не изменилось. Просто в концовке сезона мы провели чуть больше удачных игр, чем обычно. Сразу же после победы в чемпионате добавились необычные и, что уж греха таить, приятные ощущения, ведь нас все знали, все любили. Сейчас уже понимаю, что излишним это было, надо было прекращать эйфорию и возвращаться в рабочее состояние. Поскольку в конце концов всё сказалось на результате.

10 августа 1985 года. CCCP. Ленинград. Стадион имени Кирова. Чемпионат СССР. "Зенит" - "Черноморец" Одесса. На снимке: зенитовец Сергей Веденеев (в белом), слева - одессит Николай Романчук.

Вячеслав Мельников (21–3)
В полуфинале с «Факелом» сломал ключицу, поэтому за решающим поединком за Кубок следил со стороны. Обидно было страшно, но ничем ребятам помочь не мог. Но когда вспоминаю события 1984-го, то первую очередь вспоминается, что все были заряжены единой идеей, всё было подчинено достижению цели. Команда уверовала в собственные силы, мы выходили на поле и были убеждены, что не уступим. И, конечно же, фарт в концовке чемпионата пришел необыкновенный.

Дмитрий Баранник (19–1)
Это сейчас можно говорить об историческом значении той победы. А тогда для меня было главным вернуться в большой футбол после болезни, оставившей меня на год вне игры. В тот сезон я провел немало удачных матчей, хотя и выходил чаще на замену. Конкуренция на моем фланге была нешуточная, ведь в команде уже выступали два левоногих футболиста высокого класса: Брошин и Афанасьев. Когда тебе 21 год, ты чемпион страны, тебя любят сотни тысяч людей, то невольно строишь воздушные замки и находишься в состоянии эйфории. Думаешь, что жизнь из этого и состоит. И лишь со временем понимаешь, что всё устроено несколько иначе.

Николай Ларионов (9–2)
Большую часть игр этого сезона я вообще не видел, поскольку постоянно находился в санаториях на восстановительных мероприятиях: то в Сестрорецке, то в Сочи на грязях. Когда возвращался в город, за мной, как правило, присылали служебную машину и привозили на матчи или просто на базу с ребятами пообщаться. Пропустил больше года. Когда впервые вышел на поле, чувствовал, что еще не набрал форму, но так уже хотелось играть, что, стиснув зубы, вытерпел. А более-менее уверенно почувствовал себя лишь перед двумя заключительными матчами.

Александр Захариков (6)
Год начинался неплохо. Садырин постоянно подчеркивал, что надеется на меня, ставил в состав. А потом был финал Кубка СССР, я вышел на поле в начале второго тайма и сыграл очень неудачно: перегорел, сам себя не узнавал. В результате в дополнительное время пришлось уже меня заменять. На разборе игры мне было указано на грубые ошибки. Впрочем, я сам всё прекрасно понимал. По технико-тактическим показателям картина складывалась просто удручающая. Это был мой последний матч в золотом сезоне. Никто ничего не объяснял, просто не ставили.

Нападающие

Сергей Дмитриев (30–8)
В 1984-м меня постоянно вызывали в молодежную сборную СССР, готовиться к каждой конкретной игре «Зенита» было невозможно, поэтому Садырин частенько придерживал меня в резерве до второго тайма. Получалось, как правило, настолько удачно, что вскоре это стало одним из тактических вариантов. Было мне тогда всего 20 лет, и, честно говоря, я понял, что мы сделали для города, лишь через некоторое время, когда нас стали возить по производственным коллективам. 

21 ноября 1984 года. СССР. Ленинград. Спортивно-концертный комплекс. Чемпионат СССР. "Зенит" - "Металлист" Харьков. На снимке: в атаке зенитовец Сергей Дмитриев (слева)


Владимир Клементьев (29–10)
Характер чемпионского состава «Зенита» в полной мере раскрылся во время поездки на Кавказ в июле. Волевая победа в Тбилиси оказала очень большое влияние на наше настроение. Однако не менее важной получилась и ничья в Баку, когда нам дважды удалось сравнять счет. Уверен, что именно эти поединки стали переломными, они заставили поверить нас самих, что мы на многое в этом году способны.

Борис Чухлов (28–7)
Меня спустя годы убеждали, что в мини-футболе я добился большего, нежели в большом. Но даже сравнивать смешно, золотая медаль 1984 года дороже всех остальных призов, вместе взятых. Чемпионство «Зенита» стало для Ленинграда событием уникальным. Город как смог расплатился с нами. Скромно, но что же делать. Обидно не это, а то, что слухов и разговоров о том, как нас по-царски наградили, ходило немерено.

Юрий Герасимов (7–1)
Сезон я начал с трех голов в двух кубковых матчах, а потом получил травму — полетел мениск. Врачи хотели делать операцию, но один профессор решил попробовать на мне свою новую методику консервативного лечения. Через неделю за счет уколов опухоль спала, а на сроках восстановления это не сказалось. Так что пропустил и финал Кубка, да и весь первый круг чемпионата. Летом зенитовские нападающие находились в такой великолепной форме, что пробиться в состав было чрезвычайно сложно.

Игорь Комаров (5–2)
Отношение ко мне в команде было как к человеку, который в любой момент может снова сломаться. Действительно, когда колено слабое, нездоровое, то выпадает повышенная нагрузка на мышцы, чаще обычного происходят надрывы. Сами понимаете, что на такого футболиста ставку делать опасно. А беречь себя я не привык. Вся моя игра строилась на волевом силовом усилии, как только оно пропадало, так пора заменять.

img
img