15:36, 29 мая 2021 года
15:36, 29 мая 2021 года

Анатолий Давыдов — о ЮФЛ, работе с молодыми игроками и изменениях в Академии

Директор «Газпром»-Академии дал интервью «Радио Зенит».

Анатолий Давыдов — о ЮФЛ, работе с молодыми игроками и изменениях в Академии
Итоги сезона

— Турнир ЮФЛ получился очень интересным. Хорошо, что он появился в жизни молодых мальчишек. Турнир с хорошим напряжением, хорошие команды, много забитых мячей. РФС взял на себя финансирование. Спортивным школам не надо заводить в бюджете лишние деньги. Они все оплачивают: переезд, питание, гостиницы. Но самое главное, что команды настроены на хорошую борьбу и красивый футбол. 

В целом сезон для Академии получился отличным. Наши команды выиграли турнир ЮФЛ. Ребята 2003, 2004 и 2005 годов рождения стали чемпионами России среди школ. Также в лидирующей группе идут «Зенит»-2 и молодежный состав. Успехи пришли не просто так. Достаточно много было проведено работы. У нас очень хорошая команда 2005 года, с которой работают Коноплев и Зезин. Хорошие ребята растут 2004 года рождения. С ними занимаются Первушов и Поляков. Некоторые игроки — Белохонов и Родионов — уже попробовали играть за 2003 год, а Родионов также выступал за молодежку и «Зенит»-2. В этой команде много интересных ребят. Пока они развиваются. В команде достаточно много игроков, которые вызываются в сборные России. Тяжелее всех дался чемпионат 2003 году. Команда без ярких звезд, но она организована, играет с большой самоотдачей. Думаю, ребята могут появиться в молодежном составе. Не страшно, если кто-то из них уедет в другие клубы. Главное — получать игровую практику. 

В этом плане руку на пульсе держит Андрей Аршавин. Он четко определяет, кого из ребят куда передвинуть, чтобы они получали игровую практику. Главное, что Андрей взялся за эту работу. Он не боится сделать ошибки. Пока все идет хорошо. Он угадывает и принимает решения, которые приводят к результату. Сдвиг в плане улучшения подготовки пошел раньше — года четыре-пять назад. Мы постарались модернизировать тренировочный процесс. У ребят не хватало физической мощи. Они проигрывали силовую борьбу, не хватало агрессии, интенсивности в тренировочном процессе. Сейчас есть большие сдвиги. У нас есть площадки, на которых можно выполнять совершенно разные упражнения: акробатика, тренажерные залы. Есть хорошие площадки на улице. Песчаное покрытие, где мы развиваем силовую работу. Естественно, самое важное — наши тренеры, которые правильно выстроили тренировочный процесс по определенной методике. Ребят не загоняют в шаблоны. После стандартных упражнений разрешается импровизировать. 

Как работать с молодыми игроками? 

— Самое сложное — это увидеть и найти в футболисте менталитет, насколько он быстро думает, принимает решение на ограниченном пространстве. Это дает импульс современной, быстрой игре. Конечно, у нас не хватало инструментов, чтобы это подправить, но сейчас мы улучшаем выносливость. Ни одну игру мы не проиграли сопернику в движении, объеме работы. Начиная с маленьких детей, у нас вся работа направлена на атаку. Испокон веков «Зенит» всегда быстро бежал в атаку, часто игроки брали инициативу на себя, обыгрывали и не боялись идти в обводку. Я появился в «Зените» в 1975 году и сразу почувствовал это на себе. Потом это стало продолжаться и развиваться вплоть до работы с Юрием Морозовым, когда мы завоевали бронзу, и с Павлом Садыриным, когда стали чемпионами. Волна интересной, быстрой, искрометной игры дала «Зениту» определенный почерк, философию игры. Начиная с филиалов, мы нацеливаем ребят на то, чтобы им было интересно играть в футбол, чтобы они любили футбол и делали то, что им нравится. Остальное все подправим, но любить футбол — это самое важное. Все наши тренеры этому уделяют большое внимание. 

(В процессе общения по видеосвязи в комнату зашел Андрей Аршавин и посмотрел в камеру, но, увидев, что идет интервью, вышел из кабинета директора Академии.) 

Андрей никуда не прячется. С ним легко разговаривать. Важно, что он для всех — икона «Зенита». Он здорово понимает футбол. Ничего лишнего от него услышать невозможно. Иногда нам, старшему поколению, некоторые игры не нравятся, можем прикрикнуть на игрока, указать на действие, в котором он сделал ошибку, но все это делается аккуратно, красиво, чтобы не было давления на футболиста. На Андрея навалилось очень много, но пошел хороший контакт от директора департамента по развитию молодежного футбола Максима Погорелова. Андрей включился в эту работу, пошел очень хороший контакт руководителей Академии и клуба. Многие вопросы решаются очень быстро и оперативно. Самое главное, что их хорошо воспринимает Александр Медведев. 

Появляется ли у юных футболистов звездная болезнь?

— Очень много разговариваем индивидуально с футболистами, с командой, если есть проколы в поведении. К некоторым ребятам есть вопросы, когда они выходят за территорию Академии. В первую очередь это школа. Мы постоянно посещаем школу, контролируем, разговариваем с учителями. Нашли контакт с директором, который всегда идет навстречу и берет в школу новых ребят, которых мы хотим оставить в Академии. Проблема звездности, конечно, присутствует, но нам просто ее распознать в коллективе и снять этот минус, который мешает ребятам. Мы приоткрываем им глаза, говорим с ними, озадачиваем, мотивируем, еще раз указываем на минусы, которые у них есть. Конечно, у них много плюсов, за счет которых они играют, но минусы в быту и в игре надо убирать. Конечно, мы знаем родителей, общаемся с ними, но они мало видят своих детей из-за плотного графика тренировок, поэтому нам тоже приходится заниматься воспитанием. Для них мы — вторая семья. Стараемся оказывать ребятам хорошую помощь. 

О ЮФЛ

— Здорово, что в этом сезоне так освещали молодежное первенство, юношеские лиги. Пусть игроки привыкают к вниманию со стороны прессы, телевидения. Это климат турнира, это нормально. Многие ребята из этой лиги, которые хотят куда-то уехать, могут рассчитывать на то, что их заметят. Я спокоен, что у нас хорошее и качественное обучение. В этом плане не должно быть никаких проблем. Куда они ни попадут, нам не будет стыдно за них.

В нашей Академии есть центр повышения тренерской квалификации. Наш директор — Морозов Сергей Юрьевич — сделал для этого большое дело. Первое — важно брать своих тренеров, из нашего города. Мы повышаем знания через этот центр и в наших филиалах — тренеры становятся грамотными. К нам приезжают со всей России, чтобы пройти обучение.

Об Александре Кержакове 

— Это здорово, если он станет тренером. Мы с ним давно знакомы, мы даже живем в одном поселке, но о футболе мы мало говорим. Саша изнутри очень хорошо знает футбол, он знает, что такое атака и как быстро вскрывать оборону. Он очень хорошо осваивает обучение — это было видно и по работе в юношеской сборной России, и по работе в Томске. Мы надеемся, что не только Саша, но и другие наши ветераны, станут хорошими тренерами. Вот посмотрите.

В этом году много игроков, прошедших через систему «Зенита», попали в основную обойму. Дает ли нам это поводы для оптимизма или посмотрим на дистанции?

— Эти ребята появляются из нашей Академии — дальше работа продолжается в «Зените»-м. Дальше — «Зенит»-2, а оттуда ребята уже близки к первой команде. Они много добавляют и по тактике, и по личному состоянию. Нужно иметь нам силу воли, не бояться ставить ребят. Понимать, когда можно выпускать их на поле почаще. От этого все будут рады, потому что давно не было наших мальчишек. Вот в матче с «Тамбовом» у «Зенита» не было ни одного легионера в составе — половина заявки состояла из воспитанников. Красиво же было. Они вышли на поле, а у них глаза раскрылись: эмоции, любимый клуб, эмблема «Зенита». Самое ценное — это страсть, огонь и любовь к футболу. Это должно быть в крови.

О Дмитрии Николаевиче Бесове 

— Да, с него всё начиналось. Всё строительство, все бумажные дела, чтобы территория своя появилась. Я сам провел здесь достаточно много времени, тренируя молодежный состав. Одна трибуна была разрушена, на второй стороне — деревянные скамеечки. Было только одно более-менее нормальное поле. И посмотрите, какие звезды появлялись: Денисов, Быстров, Кержаков, Аршавин. Они играли вот в таких, абсолютно обычных условиях. 

О своей карьере 

— В «Зените» оказался в 1975 году. Зимой меня вызвали в олимпийскую сборную для подготовки к Олимпиаде. Мы занимались на базе «Спартака». Я играл во второй лиге в тульском «Машиностроителе», но меня приглашали очень многие московские команды. Тогда собирали сборную второго дивизиона, делали выставочные игры, на которые приезжали селекционеры и смотрели за тем, кто им интересен. Интерес ко мне был, но согласился перейти в «Зенит» после слов жены. Она сказала, что поедет в Ленинград, а не в Москву. Хотя я не думал тогда об этом. Знал, что в 1975 году «Зенит» стоял на вылете из высшей лиги и сохранил прописку только в последней игре. Я поехал. Поначалу было сложно жить одному. Жил в гостиницах, питался самостоятельно. В первой игре с «Локомотивом» на стадионе им. Кирова мы забили мяч в свои ворота и проиграли — 0:1. Я смотрел этот матч с трибуны, а появился на поле в следующей игре на выезде с московским «Динамо». Поначалу действовал только персонально против футболистов, потому что был взрывной, злой, неуступчивый. Меня поставили играть против Володи Козлова. Он замечательный футболист, техничный, вызывался в сборную. Мне удалось достаточно хорошо сыграть против него, и я закрепился в составе.
img
img