10:54, 31 октября 2020 года
10:54, 31 октября 2020 года

Илья Вахания: «Мне доставляет удовольствие отбирать мяч у соперников»

Девятнадцатилетний фланговый защитник «Зенита»-2 объяснил, почему ему нравится играть в обороне, вспомнил, как использовал период карантина для восстановления после операции, и рассказал о пользе знания психологии.

— Говорят, вы с раннего детства не разлучались с футбольным мячом. Он был вашей любимой игрушкой?
— У меня было много интересов, но серьезным увлечением можно считать только футбол. Даже гулять ходил только на футбольное поле. Когда приезжал к бабушке в Костромскую область, свободного времени было много: его проводил исключительно с мячом. В результате в пять лет родители отвели меня на просмотр в футбольную школу, которая тогда еще называлась «Смена», а вскоре стала Академией «Зенита».

— В столь юном возрасте ребят в те годы вроде бы не набирали.
— Да. Но меня взяли. Тренеры понаблюдали и решили зачислить в виде исключения. Я два года тренировался с более старшими ребятами, с командой 2000 года рождения.

— Какие самые яркие воспоминания остались от учебы в Академии?
— Самым интересным были игры на различных турнирах с зарубежными сверстниками из известных европейских клубов. Они нередко превосходили нас в физических кондициях, тем интереснее было их побеждать. Очень полезно проверить себя на подобном уровне, мотивация сильная.

— С детства играли на позиции защитника?
— Можно сказать, весь фронт обороны прошел: был и левым, и центральным, и правым. Понятно, что приятнее атаковать, но мне доставляет удовольствие отбирать мяч у соперников.

— В современном футболе защитник должен не только хорошо обороняться.
— Конечно. Защитник обязан всё успевать: и сзади, и впереди. Это тоже очень интересно.

— Вас довольно рано пригласили в юношескую сборную России.
— Да. Впервые вызвали в 16 лет. Я съездил на просмотровый сбор. Вроде бы всё нормально, но сменился тренер, который стал приглашать на мою позицию других ребят. Я в сборную вернулся через пару лет, когда ее возглавил Александр Анатольевич Кержаков.

— Самое яркое событие в сборной — очень важный гол в ворота поляков в отборочном раунде чемпионата Европы?
— Наверное, да. Тем более что перед этим я года два не забивал в матчах разного уровня.

— Позиция для удара была не самая удобная.
— Я перехватил мяч, меня никто не встречал. Со скамейки кричали: «Бей!» Пришлось ударить. Почему бы и нет? Очень удачно получилось. Счет стал 2:0.

— Тот отборочный турнир получился очень эмоциональным и непростым. Обидно, что перед следующим этапом пауза затянулась, и неизвестно, будет ли чемпионат доигран?
— Конечно, обидно. Это наш последний юношеский турнир. Кроме того, хотелось сыграть с сильными соперниками, у нас в группе были Франция, Шотландия, Грузия.

— На международном уровне у вас были успехи на мемориале Гранаткина — первое и второе место.
— Это мой любимый турнир. Всё на самом высоком уровне. В детстве ходил зимой в Спортивно-концертный комплекс. Было интересно наблюдать за командами разных стран, собиралось много людей на трибунах. И здорово, что потом получилось самому в нем участвовать. Сначала — в сборной Санкт-Петербурга, через год — в сборной России.

— С «Зенитом»-2 вы ездили на сборы еще с середины 2018-го…
— Не совсем так. Тогда две команды — «Зенит»-2 и молодежка — располагались рядом. И меня приглашали, когда не хватило игроков, чтобы провести двусторонку. Потом я просидел один матч в запасе в ФНЛ, а тренировался и играл в молодежном составе. Впервые в «Зенит»-2 меня взяли на зимние сборы в начале этого года.

— Такой важный этап в карьере, и вдруг карантин, пандемия.
— Мне в какой-то мере повезло, что весенняя часть сезона не состоялась. В марте вернулся с третьего сбора с неприятными ощущениями в плече. Два года назад у меня был серьезный вывих. В Турции ситуация усугубилась, пришлось делать операцию. А пока все сидели на карантине, я успел восстановиться. Получается, что ничего не пропустил.

— Неужели во время пандемии делались операции?
— Мне и в этом случае повезло. С моим плечом врачи разбирались в последний для плановых операций день. Дальше все операции откладывались на неопределенное время. Я поехал в санаторий «Дюны» и там два месяца восстанавливался. Всё необходимое было в моем распоряжении: врачи-реабилитологи, физиотерапия, никто не мешал в парке бегать. А в городе и база в Удельном парке, и спортивные залы закрылись.

— В свободное время чем занимаетесь кроме компьютерных игр?
— В основном восстанавливаюсь после тренировок. Они у нас очень энергозатратные, так что сплю днем. Смотрю фильмы, в основном детективы. Читаю.

— Какую литературу предпочитаете?
— Биографическую. Читал книги по психологии, иногда классику.

— Знание психологии помогает настроиться на матчи и обыграть соперника на фланге?
— Помогает. Недаром в зенитовской Академии есть штатный психолог. Помню, мы с ним много работали. Так что мое мнение не абстрактное, помощь вполне конкретная. Есть несколько методик, которые я сейчас использую перед игрой. А что касается борьбы с соперником, всё просто: необходимо сделать так, чтобы у него мало что получалось. Тогда у него произойдет надлом, и ему будет сложно играть.

— Фланговых защитников «Зенита»-2 в этом сезоне часто меняют по ходу матчей. Что требует от вас главный тренер?
— Замены происходят, потому что мы проделываем очень большой объем работы. Владислав Николаевич хочет, чтобы крайние защитники поднимались высоко, до линии офсайда. Нам приходится успевать и вперед, и назад.

— От линии офсайда в атаке до линии офсайда в обороне.
— Да, да. Это очень интересно. Такая игра мне нравится. Классно! Современного защитника можно назвать нападающим в засаде.

— Есть ли в мировом футболе крайние защитники, на которых хочется быть похожим?
— В последнее время нравится Дейвис из «Баварии». А вообще лучший из тех, кого видел, конечно же, Альба. Его лучшие годы в «Барселоне» — просто потрясающе.

— За «Динамо»-2 играет немало футболистов, знакомых вам по юношеской сборной. С кем-нибудь поддерживаете дружеские отношения?
— Иногда общаемся, списываемся в «Инстаграме». Но это носит случайный характер. Когда в сборную приезжаем, много времени проводим вместе. А возвращаемся домой, и у каждого своя жизнь.

— С Игорем Школиком вы в одной команде в Академии играли.
— Да играли, но сейчас почти не общаемся. Только когда он в Питер приезжает, иногда пересекаемся. Да и то случайно.

— В предыдущем туре «Зенит»-2 встречался с соперником, который занимал третье место. Его обыграли, теперь снова матч с командой, которая поднялась на третью строку.
— Всегда приятно огорчить соперника, который находится выше тебя в турнирной таблице. Наверное, это дополнительная мотивация. К тому же динамовцы наравне с «Тверью» показывают очень привлекательный футбол. В обороне они не будут отсиживаться, мы тоже. Так что игра наверняка получится интересной.

img
img