Каким был первый организованный выезд в истории фанатского движения «Зенита»
Вспоминаем поездку 44 болельщиков на матч со «Спартаком» 21 сентября 1980 года.
Фото: один из выездов середины восьмидесятых
Таких желающих, по воспоминаниям двух участников того самого выезда — Вячеслава «Очки» Блинова и Сергея «Блондина» Осипова, — набралось 44 человека. Не все из них знали друг друга — знакомство произошло уже на Московском вокзале, 20 сентября, перед посадкой на поезд №27 с отправлением в Москву в 21:47. Среди собравшихся особенное внимание привлек один парень в костюме-тройке, которого сразу приняли за агента КГБ.
«Мания величия, похоже, у нас началась. Чтобы избежать серьезных проблем, пришлось ему отвечать на каверзные вопросы вроде „На какой минуте Желудков „Черноморцу“ забил?“. Ответил. Оказалось, что свой», — вспоминал Очки в разговоре с «ProЗенитом».
«Когда мы приехали в „Лужники“ за билетами, — продолжал он, — к нам сразу подошла группа спартаковских фанатов: „Зенитовские? Ну, огребете сегодня. Мы у вас получаем постоянно — сегодня вы получите“. Повыступали и отошли. Затем подошли двое других, более цивилизованного вида. Они нам объяснили, что являются „правыми“, а те, кто заводились, — это „левые“, гопота. Провели мини-лекцию о том, что ЦСКА — это „кони“, „Спартак“ — „мясо“. Призвали вязать шарфы и шапки. Предложили дружить».
В газете «Ленинградская правда» заметка о том матче начиналась с таких слов: «Что и говорить, с особым волнением ожидали многочисленные поклонники футбольного „Зенита“ встречи этого ленинградского клуба с чемпионами страны — спартаковцами Москвы. С помощью телевидения ленинградцы получили возможность наблюдать за ходом борьбы во втором тайме поединка в Лужниках. И, не сомневаюсь, получили большое удовольствие от игры своих земляков».
Если ленинградцы, оставшиеся дома, с помощью телевидения сумели посмотреть лишь второй тайм, то 44 болельщика, приехавшие в Москву, наблюдали за происходящим на поле на протяжении всех 90 минут. Однако получать максимальное удовольствие от футбола зенитовцев мешали вполне конкретные обстоятельства. Блондин рассказывал «ProЗениту»: «В „Лужниках“ купили билеты на трибуну „Б“. Оказалось, что это самое „вражье логово“. Получилось и смешно, и грустно. В нас летело все подряд, оскорбления сыпались. Потому что, когда спартачи приезжали в Ленинград, им здорово доставалось. Когда они уходили с трибун, за ними по полстадиона снималось!
Тогда, в Москве, мы впервые почувствовали себя настоящими фанатами и стали задумываться о выездных проблемах. Испытав, что такое выездной фанатизм, на своей шкуре, мы поняли, что фанаты должны друг с другом договариваться. Мы поддержим их у себя — они нас у себя. Так между фанатами „Зенита“ и „Спартака“ завязалась дружба».
Дружба в тот день победила и на поле — на гол Александра Мирзояна с пенальти гости ответили точным ударом Владимира Казаченка. Через два месяца сезон подошел к концу. «Спартак» сложил с себя чемпионские полномочия, так и не догнав киевское «Динамо», а «Зенит», обыграв в предпоследнем туре на выезде бакинский «Нефтчи», сделал решающий шаг к бронзе. 22 ноября, еще до начала матча в СКК против «Кайрата» из Алма-Аты, тбилисские динамовцы — главный конкурент сине-бело-голубых — проиграли в гостях динамовцам минским, и Ленинград отпраздновал первые медали национального чемпионата в клубной истории.
К тому моменту фанатское движение «Зенита» уже начало набирать обороты и составлять собственную карту путешествий по бескрайнему Союзу. На нее наносились все новые и новые города, выездной состав был то более, то менее многолюдный, но гостевая поддержка команды, официально рожденная 21 сентября 1980 года, вышла на совершенно иной уровень. И вот уже 40 лет держит самую высокую планку.
С юбилеем, СБГ!
***
В подготовке материала использовались цитаты из интервью изданию «ProЗенит» и выдержка из репортажа в газете «Ленинградская правда».