15:00, 17 мая 2020 года
15:00, 17 мая 2020 года

Сергей Семак: «Подготовиться к первым матчам непросто. Окончание чемпионата получится непредсказуемым»

В прямом эфире «Инстаграма» «Матч ТВ» главный тренер сине-бело-голубых рассказал о нюансах подготовки команды к возобновлению Тинькофф Российской Премьер-лиги, прокомментировал изменения в регламенте и поделился мнением о том, как сложится заключительная часть чемпионата.

Сергей Семак: «Подготовиться к первым матчам непросто. Окончание чемпионата получится непредсказуемым»
— Сергей Богданович, как у вас дела?
— Настроение хорошее. Пока никто не знает, насколько все пройдет гладко, но мы знаем сроки возобновления, можем строить некую программу подготовки, что уже радует.

— Эта программа уже есть или она пока в разработке?
— Она есть. Сложно сразу ответить на этот вопрос. Сейчас мы занимаемся тестированием игроков на коронавирус, у всех отрицательный результат, слава Богу. Начинаем работать в том режиме как позволяют власти, — это индивидуальные тренировки, с соблюдением всех мер предосторожности. Постараемся обезопасить игроков и тренерский штаб, контакт минимальный. Будем заниматься так: тренер, один игрок, по два, если нам разрешат. Будем шаг за шагом двигаться, как только ситуация позволит, в более крупных группах, затем начнем полноценные тренировки. Пока полноценным тренировочным процессом это не назовешь, но это лучше, чем ничего.

— Вы планируете наблюдать за этими индивидуальными занятиями или там достаточно тренеров по физподготовке?
— Конечно планирую. Просто растянется по расписанию. Если один игрок приезжает, второй уезжает, получается такая посменная работа. Здесь меня зрители спрашивают по поводу пяти замен. Я думаю, это хорошо, потому что у нас не будет возможности после такой паузы проводить даже контрольные матчи. Обычно в перерывах мы играем по 3-4-5-6 матчей, сейчас до возобновления большинство команд совсем не сыграют, так как играть не с кем, опасность высокая, найти партнера по спаррингу будет практически невозможно. 

Я за пять замен — это позволит плавно подойти к сезону, давая возможность отдыхать игрокам, которые будут хуже себя чувствовать функционально. Хорошая идея по поводу пяти замен была у англичан — три временных отрезка для того, чтобы сделать замены, из них две двойные, одна одинарная, чтобы сохранялась динамика игры и время не затягивалось, потому что при пяти заменах, если ни одна команда не использует замены, а потом в конце начнет их делать, каждая будет занимать по две-три минуты. И футболом это назвать будет сложно.

— Вам не кажется что при пяти заменах у тренеров появится другой маневр, который можно будет использовать тактически? Например, выпускать на последние 10 минут быстрого флангового игрока?
— Конечно, это неплохо. Было три замены, когда мы могли заявлять 18 игроков, теперь можем 22, а количество замен осталось прежним — три. С одной стороны, хорошо — можно практически любую позицию дублировать, с другой стороны, нет ничего плохого, чтобы выпустить больше игроков. Хотя не думаю, что такой опыт перенесется на следующий сезон. Это связано с отсутствием подготовки к этой части сезона.

— Вернемся к тренировочному процессу. Вы уже понимаете, с какого времени можно планировать групповые занятия, работу с мячом? Или пока нужно ждать протокола от властей, РФС, Роспотребнадзора?
— Конечно, да. Очень серьезные требования у Роспотребнадзора. Пока что речь не идет о групповых занятиях, не говоря об общекомандных. Будем ждать разрешения от властей. Когда мы будем соответствовать требованиям, которые будут нам предъявлены. Вся команда находится в Петербурге, за исключением Юрия Жевнова, который должен приехать завтра и сразу уйти на 14-дневный карантин по закону. Остальные футболисты остались, хотя многие были недовольны, хотели домой. Но мы понимали, что когда чемпионат возобновится, а они будут на карантине, то как мы сможем их собрать? Поэтому им пришлось чем-то пожертвовать: семьей, возможностью побыть дома. В отличие от наших игроков, которым легче переносить самоизоляцию дома. Но это часть работы. Хоть и не очень приятно получилось, что никто из иностранцев не смог попасть домой, но это того стоило, закон один для всех.

— Не было ли вам страшно, что чемпионат не возобновится? «Зенит» пошел на довольно серьезные меры. Особенно по отношению к легионерам. Сейчас понятно, что они оправданны. Но не было ли вам страшно, что чемпионат не возобновят и тогда все эти меры могут пойти прахом?
— Нет, конечно, это же часть работы. Мы должны были понять, что будет дальше, прежде чем отпускать игроков. Эта мысль была у всех. Когда ребята звонили спросить, могут ли они улететь, я отвечал: «Вы можете улететь, но не сможете вернуться. Во-первых, границы будут закрыты, во-вторых, карантин, и как мы будем тренироваться? Времени на подготовку будет очень мало». Все ребята понимающе отнеслись к вопросу, выполняли то, что от них требовалось.

— Уже знаете реакцию игроков на возобновление чемпионата?
— Конечно, есть игроки, которые волнуются и переживают. Никто не знает, как будет развиваться ситуация с коронавирусом, будет ли улучшение или ухудшение. Самое важное, что есть понимание того, что будет — к чему готовиться и что у нас есть. Случиться может всё что угодно. Ребята обрадовались, потому что появилось понимание, что есть и к чему готовимся.

— Смотрели ли вы дальше? Понятно, что чемпионат возобновится. Но ведь игроки не очень любят ездить на сборы. Этот чемпионат заканчивается и почти сразу начинается новый. То есть не будут нужны летние сборы?
— Конечно, сложностей много и сборы, скорее всего, не будут нужны. Наверное, календаря еще нет на следующий сезон. Все понимают, что будет короткая пауза. Командам, где ротация будет большой, чемпионат придется начинать практически с чистого листа. Конечно, проблем много — с контрактами, с отсутствием предсезонной подготовки. Я думаю, ротация, если того не требует какая-то необходимость, не будет большая, потому что сейчас никто не понимает, что делать дальше — по селекционной работе, подготовке. Но все понимают — это ситуация, которой не ждал никто.

PZ_012906_00015_0h.jpg

— Невозможно не спросить о вашем контракте, который заканчивается летом. 
— Все свои вопросы я обозначил руководству. Мы общаемся по поводу вопросов, которые у меня возникли. Ничего нерешаемого там нет. Контракт на стадии переговоров и принятия решений.

— Перейдем к чемпионату: получается, нас ждет мощный элемент непредсказуемости. 
— Конечно, сложностей много, подготовиться к первым матчам будет непросто, учитывая время. Функциональная готовность у всех команд будет разная. Невозможно подвести футболистов с точки зрения игровой практики к оптимальному состоянию. Окончание будет непредсказуемым.

— Не было ли искушения подождать решения, что чемпионат закончится? И тогда «Зенит» — чемпион. Теперь, получается, преимущество в девять очков нужно подтверждать.
— Мы привыкли действовать по тем законам, что есть. Есть футбольные власти, люди, уполномоченные принимать решения. У меня тоже есть видение, что было бы правильным. Но, с моей точки зрения, неэтично высказываться, исходя из интересов только нашей команды. Есть люди, которые принимают решения, мы будем выполнять. Что из этого получится, посмотрим. В любом случае будем делать все возможное, чтобы подготовиться как можно лучше.

— Не верится, что вы могли бы сказать, что не хотели бы доигрывать чемпионат.
— Есть много нюансов, связанных со здоровьем, с ситуацией. Сейчас ситуация не вызывает приподнятого настроения, она сложная. Я общаюсь с людьми, которые работают в медучреждениях. Мне грустно видеть эту картину. Дай Бог, чтобы ситуация хоть как-то пошла на улучшение. Настроение не поднимает, конечно.

Переживаешь за всех ребят: не дай бог, кто-то из них заболеет, кто-то из семьи заболеет. И вместо того чтобы переждать этот период в семье, им приходится работать, и никто им не гарантирует, что кто-то из них не заболеет и не заразит кого-то из родных.

— В Бундеслиге уже и на эту тему подумали, продумали протокол. Решили, что все равно будут играть, даже если кто-то заболеет, просто будет много тестов. А игрок, если что, оказывается на карантине и возвращается через 14 дней. А как, например, на выезды отправляться? Ведь ближайшая игра у «Зенита» с ЦСКА в гостях.
— Сложно, нам практически все игры чемпионата нам нужно будет доиграть за месяц. И если, к примеру, за несколько дней заболеют два-три человека, потом две недели на карантине, тренировки, и они не сыграют уже ни одного матча. Понятно, что в Германии сделали абсолютно правильно, но что будет, если в команде заболеет большое количество игроков? Как дальше поступать? Вопросов будет много всегда, но гарантировать никто ничего не может.

— Видели ли вы матч «Боруссия» — «Шальке-04»?
— Разнесли. Не скажу, что неожиданно. Но, я думаю, сейчас будет много непрогнозируемых результатов. 

— Как вам качество такого весеннего футбола?
— Когда игра складывается хорошо, многое получается. Что касается состояния, картинка — это одно, а общее понимание есть только у тренерского штаба. Германия — это один из лучших чемпионатов, где собраны мастера. Что касается технического оснащения, понятно, что оно как было высоким, так и остается. Какой бы футбол ни был, без болельщиков не будет той зрелищности, к которой мы привыкли. В любом чемпионате будет ощущение товарищеского матча, низких скоростей. Визуально это всегда будет смотреться немного по-другому.

— Даже в матче «Боруссии» и «Шальке-04» было ощущение эха, как в спортзале.
— Конечно, это как когда проводят контрольные матчи во время предсезонной подготовки. Это грустно, но ничего не поделаешь, такая ситуация сейчас, командам приходится доигрывать без зрителей. Это очень неприятно, всем хочется играть при болельщиках. Без них футбол теряет свою изюминку, азарт.

PZ_012804_00251_0h.jpg

— Еще одно решение касательно концовки чемпионата: матчи будут играться, где и должны были, то есть «Зенит» будет принимать соперников на «Газпром Арене». Как вы относитесь к этому?
— Мне нравится. Даже при пустых трибунах лучше играть, где ребята привыкли, нежели на тренировочных базах. Можно за несколько дней всё подготовить, обработать все поверхности. На мой взгляд, хорошее решение.

— Довольны ли тем, как игроки работали в самоизоляции?
— Мы изначально определили, у кого какая есть возможность заниматься, постарались их обеспечить велотренажерами. Но мы понимали, что это работа поддерживающая и далека от той, которую привыкли делать футболисты. Монотонно, скучно, ужасно, нервирует, период, когда все в подвешенном состоянии.

Конечно, это все сложно. Было такое, что пропускали, просили дополнительную программу, занимались в другое время. У кого-то тренер по физподготовке, программа, которая согласовывалась с нашей. Какие-то рабочие нюансы, но это все нормально. Большинство работали и старались.

— Как режим самоизоляции переживали вы?
— Мне особо самоизолироваться не приходилось, потому что меня окружало большое количество членов семьи. Все время посвятил детям. Неделю настраивали онлайн-образование, привыкали к режиму работы. Все время дома, за редким исключением, когда надо выехать в магазин. А так стараемся никуда не ездить, ни с кем не встречаться. Максимум — дочь старшая приезжает в гости.

— Вы пытались организовывать какие-то семейные вещи, скажем, чтобы все час вместе смотрели фильм или делали что-то еще, удалось или нет?
— В первый месяц, наверное, да. Сейчас уже каждый по своим интересам. Реже, но какое-то время мы проводим вместе. Будь то завтрак, или ужин, или просмотр какого-то фильма. Почти вместе. Всем не угодишь, естественно. Кто-то не хочет смотреть сериал, например. Разные возрастные категории, угодить всем сложно.

— Дети, наверное, счастливы, они так долго папу подряд не видели.
— Да, такого никогда не было в моей карьере игрока, тренера, чтобы такое количество времени проводил дома, с детьми.

— Хлебнули прелести самообучения? Приходят ли дети за помощью?
— Поначалу голова шла кругом от регистрации на всех этих сайтах по учебе. В принципе, что-то нравилось по части организации процесса. Что-то проходит в Zoom. Через конференции дают задания, потом отправляют работу. Не так плохо. Думал, будет хуже.

— У вас нет выпускников в семье, 9 или 11 класс?
— Нет, поэтому нас минует ЕГЭ и все остальное.

PZ_012752_00141_0h.jpg

Блиц

— Самое трудное в эти два месяца?
— Сидеть все время дома. Сложно находиться взаперти, не имеет значения где.

— Самое приятное, положительные моменты?
— Прогулки. Когда есть возможность выйти на улицу — это всегда приятно. В замкнутом помещении сложно.

— То, по чему вы скучали больше всего?
— По прогулкам по городу, не хватает этого.

— Что самое интересное вы посмотрели или послушали в режиме самоизоляции?
— Много полезного. Из последнего — сериал «Бумажный дом», который посоветовал Анатолий Тимощук. Мы на пару сезонов присели на него.

— Когда сможет собраться тренерский штаб? 
— Мы все время собираемся в режиме онлайн-конференций. Периодически кто-то приезжает, мы видимся. Но все вместе собираемся только в формате видеоконференций.

— На базу тоже будете ездить по одному?
— Да, по одному или дистанцированно. Тренерского штаба в полном составе не будет еще долго. Будем дежурить поочередно.

Вопросы слушателей

— Приходит много вопросов по поводу Александра Кокорина.
— Между руководством была достигнута договоренность об аренде до конца сезона. Надеюсь, руководство вернется к этому вопросу. У меня, как тренера, есть желание видеть его в команде. У Саши, насколько я знаю, тоже есть желание играть в «Зените». Я думаю, это тот игрок, который усилит нашу команду. Но, естественно, последнее слово всегда за руководством и за самим Сашей.

— Не поменяли ли вы имидж за время карантина?
— Волосы отрастают. Давно не стригся, посмотрим, что из этого получится. Один приятель, Женя Жук, подсказал, мол, давай попробуй, что ты все с короткой стрижкой, попробуй отрастить волосы. Ну хорошо, прислушался к его совету. Смотрим, что из этого получится в перспективе.

— Это не из-за того, что парикмахерские не работают?
— Из-за этого тоже, конечно. Частично.

— Много вопросов про соперников. «Краснодар» и «Локомотив» — это те команды, которые постараются и смогут вас догнать?
— Хотелось бы сказать пару слов в благодарность и поддержку Юрию Павловичу Сёмину, это легенда нашего футбола, тренерского цеха, хочу пожелать ему всего самого лучшего. Это один из самых уважаемых специалистов в нашем футболе. Конечно, я за него искренне переживаю. 

Что касается наших соперников, понятно, что и «Локомотив», и «Краснодар», и «Спартак» будут подтягиваться. Сейчас красно-белые, может быть, не являются прямыми конкурентами, но остаются принципиальным соперником. Нас ждет матч в Кубке. Будем готовиться так же, как и к «Ростову», который сохраняет шансы на попадание в зону Лиги чемпионов УЕФА. Пять команд, там и «Динамо» недалеко, которые постараются. Ввиду того что все может случиться, получится интересный чемпионат. Кому-то сложнее нас догнать, но, по крайней мере, «Краснодар» и «Локомотив» в борьбе. Мы должны смотреть на свою игру, стараться выигрывать как можно чаще.

— Кстати, по поводу Кубка. Эта история немного ушла в сторону, но сейчас снова набирает силу. Где, по вашему мнению, должен состояться полуфинальный матч между «Зенитом» и «Спартаком», ваша позиция по этому вопросу не поменялась?
— Нет, моя позиция не поменялась. Все мы понимаем, что регламент немного изменился. Это исключительно человеческая ошибка. Всю жизнь в футболе было именно так. Но это мое мнение. А решение будут принимать футбольные власти.

PZ_012773_00247_0h.jpg

— Были планы, чтобы в следующем сезоне было 18 команд в Премьер-лиге. Но по новым решениям все остается как есть. Что думаете по этому поводу?
— Восемнадцать команд в чемпионате — это неплохо само по себе. Чемпионат будет довольно напряженным и плотным для многих команд и начнется позже. Могли начать раньше. Куда деть эти дополнительные матчи? Главное, чтобы количество команд и качество игры было достаточным для нашей Премьер-лиги. Чем больше играть нашим клубам, тем лучше, просто тренироваться никто не хочет. Главное, надо понимать, где играть, чтобы условия были достаточными для того, чтобы болельщики приходили с удовольствием, не проводить матчи при минус 15 или 20. Такой футбол не в радость уже ни болельщикам, ни футболистам.

— Интрига по поводу того, кто попадает в Премьер-Лигу, умерла — это «Ротор» и «Химки». Настолько вы считаете правильным, что в ФНЛ закончился сезон? 
— ПФЛ вообще практически не начинали. ФНЛ далек от справедливого результата. Наверное, этот выбор был как-то аргументирован. Разница в очках между командами, которые находятся на третьем и четвертом местах, и лидерами — минимальна. Спортивная составляющая здесь далеко не оптимальна. Думаю, есть много вопросов, которые обсуждались руководителями прежде, чем было принято решение. К сожалению для многих команд, решение было такое. Справедливым его назвать сложно, потому что на футбольном поле так и не выяснили, кто сильнее. Но раз решили те, кто уполномочен принимать такие решения, значит так и будет.

— Как вы думаете, вернется ли в «Зенит» кто-то из футболистов, выступающих в «Сочи»?
— Саша Кокорин становится свободным агентом. Нашим руководителям нужно принимать решение. Мостовой обязательно вернется в нашу команду. Посмотрим, насколько он готов, чтобы помогать нам уже сейчас. Та игра, которую он демонстрирует, очень нам нравится, он молодец, набрался опыта, получил хорошую игровую практику, очень здорово смотрится в «Сочи».

— Вы так же пристально следите и за Круговым?
— На сборах он проходил восстановление, до мая у нас была договоренность по его аренде с «Уфой». Дальше уже руководители будут принимать решение. Если будут продлевать аренду, он останется там до конца сезона, потом вернется к нам. Если нет, значит он будет тренироваться с нами, потому что сейчас мы не можем никого заявить на оставшуюся часть сезона. К следующему сезону он, надеюсь, будет готовиться с нами. У нас еще есть Денис Терентьев. Потом посмотрим и примем решение по игрокам, которые сейчас в аренде. Еще — Лесовой в Туле.

— Напоследок вы хотели бы что-то пожелать любителям футбола?
— Скажу, что без болельщиков будет достаточно грустно. Будем скучать без их поддержки. Будем ждать, когда футбол вернется во всей красе — с болельщиками и теми эмоциями, что дают нам зрители.

img
img