Константин Коноплев: «Основное, что помогает попасть в первую команду, — характер. Работаем над этим с ребятами»

Тренер «Зенита» U-15 — о тактике в старших командах, мотивации и международном опыте.
Константин Коноплев: «Основное, что помогает попасть в первую команду, — характер. Работаем над этим с ребятами»

— В чём принципиальные отличия в тактике между юношескими и старшими командами Академии?
— Самый основной момент — начиная с U-13 мы уделяем больше внимания игре в обороне. В юношеской Академии — я её тоже прошёл от и до — делается больший упор на атакующие действия, на креатив в атаке. Конечно же, глубина и ширина в атаке, поиск свободного пространства. Поэтому в более старших возрастах мы постепенно переходим на более углублённое ознакомление, изучение тактических действий именно в обороне.

— Тактические элементы основной команды стараетесь применять чаще?
— В той степени, в которой это возможно. Основная команда сейчас играет по другой тактической расстановке, так как тренерский штаб исходит из сильных сторон тех футболистов, которые у них есть, тогда как нам стабильность схемы важнее. Это принципиальное отличие, но какие-то моменты мы стараемся брать.

— При переходе в старшие команды у футболистов меняется тренерская команда…
— Не думаю, что это очень тяжёлый процесс. Понятно, что у каждого тренера есть свои моменты по взаимодействию с ребятами, по развитию. И какое-то время у ребят уходит на адаптацию: три-четыре месяца. После этого времени проблем уже точно никаких нет: ребята привыкают и к требованиям, и к дисциплине. Все команды уже проходили через это два-три раза и знают, что от кого ждать.

— Как этот процесс происходит со стороны тренеров?
— После назначения мы общаемся с тренерами-предшественниками, выслушиваем их мнения, анализируем всё. Два-три месяца у нас есть, чтобы посмотреть на ребят со стороны, сделать свои выводы. Конечно, общение с предыдущими тренерами важно, но свой взгляд, с опорой на опыт предшественников, — самый важный.

— В этом возрасте команды начинают чаще выступать на крупных международных турнирах. Футболисты быстро адаптируются к этому?
— В целом опыт игры с иностранными командами у ребят есть с 9–10 лет, и кардинально для них ничего не меняется. Основная разница в том, что для самых юных ребят это близлежащие страны, а ребята постарше играют на более дальних турнирах. Ребята относятся к ним с большим интересом, и для тренера это тоже важно — понять, на каком мы уровне по сравнению с европейским футболом.

— Что-то удаётся адаптировать из международного футбола?
— Да, мы постоянно ездим на стажировки в лучшие Академии Европы. Всегда интересно посмотреть со стороны, какие-то моменты взять для себя. Интересно подметить и те детали, о которых не говорят иностранные коллеги! Это всегда даёт толчок к развитию, а самое главное — формирует собственные мысли и идеи. Я вообще сторонник того, что собственное осмысление важнее, чем просто брать какие-то инструкции из литературы. Я не боюсь пробовать что-то новое, а если не получится — сделаю важные для себя выводы.

— 14–17 лет — насыщенный возраст для любого подростка. Какие-то особые подходы к мотивации требуются?
— Да, конечно, это очень важный момент. Ребята взрослеют, у них появляются новые интересы в жизни. Постоянно нужно держать руку на пульсе, оперативно замечать, если вдруг ребята уходят с нужной дороги, теряют концентрацию. В этот момент важно помочь, объяснить, рассказать, что некоторые вещи по мере взросления могут мешать развитию футболиста.

— В старших командах в процесс активнее включается аналитический отдел.
— Теоретическая подготовка — одна из самых важных в подготовке футболиста. Мы уделяем этому большое внимание: просматриваем свои игры, обязательно рассматриваем те эпизоды, на которые делаем упор в тренировках. Это помогает ребятам легче освоить то, что от них требуется. Для тренера это большая помощь: в пылу борьбы могут быть эмоции, отвлекающие факторы, и полезно в спокойной обстановке прийти к нужному мнению с ребятами и с самим собой.

— Бывают ли такие моменты, что во время матча вы видите какую-то ситуацию совсем не так, как позже оказывается в аналитическом отчёте?
— Это происходит, но достаточно редко. В игре я стараюсь контролировать своё поведение, свои эмоции, и чаще всего аналитические отчёты лишь подтверждают изначальное мнение. Обратные ситуации тоже бывают: например, в финальном матче эмоции зашкаливают и могут немного помешать трезво оценить ситуацию. После матча в таких ситуациях немного пересматриваешь и корректируешь своё мнение. Но это случается достаточно редко.

— Максим Коваленко из юношеской Академии рассказывал нам, что тренеры стараются не сдерживать креативность игроков, дают им возможность самостоятельно принимать решения на поле. Как в старших возрастах находят баланс между креативностью и дисциплиной?
— Конечно, в старшей Академии мы продолжаем развивать ребят в этом плане. В атаке в других видах спорта наигранные комбинации приносят результат, но в футболе ценятся те, кто может найти правильное, неожиданное и интересное решение. Мы оставляем свободу для ребят в атаке, но придерживаясь тех простых правил, о которых я говорил: ширина, глубина и поиск свободного пространства. Баланс между креативностью и дисциплиной — очень тонкий момент, который нужно чувствовать. Он в первую очередь основан на взаимопонимании игроков с тренером и на том, как он умеет доносить, контролировать ситуацию. Важно, чтобы ребята умели контролировать свои действия: они учатся этому сами, а мы их направляем. Но этот момент требует от тренера опыта и знания.

— Всё чаще футболисты Академии в юном возрасте доходят до основы — Шамкин, Прохин, Мусаев и другие. Есть какие-то качества, которые позволяют добиваться такого успеха?
— В первую очередь это характер, проявление воли. Думаю, это основное, что поможет ребятам попасть в первую команду. Самое важное — уметь преодолеть себя, когда тебе трудно, это основной момент. Мы стараемся работать над этим вместе с ребятами. Мне помогает собственный опыт: я помню, как я себя чувствовал, когда оказывался в похожих ситуациях, как я поступал. Развивать характер можно, но главное — это всё равно желание.