14:29, 03 мая 2020 года
14:29, 03 мая 2020 года

Максим Коваленко: «Делаем нарезки матчей «Ливерпуля» и «Баварии» и показываем, что они тоже используют те принципы, которые есть у нас»

Тренер команды U-12 Максим Коваленко — о значимости тактики в самых юных командах «Газпром»-Академии.

Максим Коваленко: «Делаем нарезки матчей «Ливерпуля» и «Баварии» и показываем, что они тоже используют те принципы, которые есть у нас»

— Тактика в Академии — с какого возраста детям можно говорить о тактике? Когда она начинает играть важную роль?
— О тактике мы говорим с самого начала, с самого отбора. Общие принципы игры в атаке, в обороне закладываются в самом юном возрасте. Мы хотим, чтобы наши футболисты были инициативными, активными, много открывались и просили мяч. А потом, по мере взросления, они переходят к другим тренерам, и там мы уже добавляем новые требования.

— Есть ли случаи, когда дети приходят сами с вопросами про тактику?
— Да, конечно! У меня команда 2008 года рождения, и там ребята постоянно подходят, интересуются, как можно было бы сыграть в той или иной игровой ситуации. Мы ввели короткие видеоразборы, в которых мы разбираем наши игровые действия, отмечаем те принципы, которые у нас есть, и какие моменты мы могли бы улучшить, что сделать, чтобы ситуация развивалась лучше.

— В чём принципиальная разница тактической подготовки в профессиональном и детско-юношеском футболе?
— В первую очередь наша задача — дать необходимый игровой опыт, как можно действовать в самых разных ситуациях. При этом мы не загоняем их в какие-то рамки: они сами должны находить решение, а мы их поддерживаем. В профессиональном футболе игроки должны выполнять идеи тренера, а чтобы это получалось — нужен как раз этот самый опыт технических и тактических действий, который мы даём.

— У детей позиции не зафиксированы и могут меняться по несколько раз в год. Как с учётом этого учить их тактике?
— Совершенно верно, в детском возрасте футболисты играют на разных позициях, чтобы у них было больше игрового опыта. И да, определённые алгоритмы и действия они знают на каждой позиции, кроме вратарской: в воротах они не играют. На тренировках мы используем их на разных позициях: в атаке, в обороне, стараемся обогатить их арсенал технических и тактических действий. Вместе с ассистентами потом мы смотрим, где футболисту комфортно играть, в нашем возрасте это максимум две-три позиции. А в профессиональном футболе уже принимается окончательное решение. Для выбора позиции смотрим, где им комфортно, где им проще будет раскрыть свой потенциал, где им будет полезно играть как для себя, так и для команды.

— 4-3-3: почему в Академии выбирают именно эту схему? В чём её преимущества?
— Эта схема более мобильная, в ней можно быстро перестроиться, если что-то пошло не так или соперник выбрал оборонительную расстановку. Можно добавить игроков в отдельную линию или, наоборот, убрать. Ещё одна причина — она очень популярна в европейских чемпионатах, и поэтому её можно считать наиболее универсальной. Но мы начинаем её использовать не сразу, так как в юношеской Академии мы играем девять на девять, восемь на восемь или шесть на шесть.

— Как быть с гибкостью? Что будет, если лет через десять, когда ребята попадут в большой футбол, появятся тренды на другие расстановки и принципы игры?
— Гибкость, однозначно, очень важна. Современная тенденция футбола — стараться воспитать футболиста, который может играть на разных позициях. Мы ее тоже придерживаемся. Когда игрок попадет в профессиональный футбол, он должен быть готов выполнять разные требования и задачи тренера.

— В чём заключаются основные принципы «зенитовского» стиля в Академии?
— В первую очередь основное требование к футболистам — много атаковать и забивать, превосходить соперника. Мы хотим, чтобы на футбольном поле у нас были индивидуально сильные игроки на всех позициях, которые могут принимать нестандартные решения, использовать креативный подход. Основа нашего стиля — это игра вперед за счет передач, ведения мяча, комбинационной игры. Уделяем большое внимание и игре без мяча: необходимо правильно открываться, поддерживать партнёров. Переход из обороны в атаку мы осуществляем быстро: игрок, владеющий мячом, должен либо вести мяч вперёд, если у него есть пространство, либо моментально отдавать пас на партнёра в выгодной позиции. Но это решение мы даём на откуп футболистам. Они знают основные принципы, и мы смотрим, как они распознают эти игровые ситуации. Но они сами должны принять решение, как атаковать, как преодолеть оборону соперника.

— В современном футболе крайние защитники всё чаще подключаются к атаке. Какие требования в Академии?
— Конечно, крайний защитник должен быть быстрым, ловким, координированным. Что касается техники — он должен уметь грамотно открываться, принимать мяч по направлению к воротам соперника, уметь вести мяч, менять темп. Важно, чтобы крайние защитники умели выполнять разные передачи — и прямые, и резаные. В тактической подготовке мы уделяем внимание выбору позиции. Стоит ли рисковать, когда нужно подключаться в атаку, когда остаться в своей игровой позиции. Но важен и отбор мяча — в том числе один в один. К крайним защитникам большие требования, и они действительно должны быть готовы выполнять большой объём разнообразных действий.

— Какими тренерами вдохновляетесь в плане тактики?
— Мне интересно, как строит игру, как тренирует Гвардиола. Стараюсь следить за матчами «Манчестер Сити», смотрю даже тренировки. Но и за «Ливерпулем» Юргена Клоппа тоже слежу — у них у обоих много чему можно научиться. Ну и, конечно, слежу за первой командой «Зенита»: делаю нарезки, как она играет по нашим принципам, показываю ребятам, анализируем вместе.

— Какие-то идеи «Сити» или «Ливерпуля» пытаетесь применять на практике?
— В целом мы стараемся не отходить от принципов нашей Академии — последовательность здесь важнее. Но какие-то нюансы, детали стараемся брать из современного футбола, встраивать в процесс. Мы делаем нарезки этих команд: «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Бавария». Их принципы очень схожи с нашими, мне очень импонирует, как они действуют в атаке и обороне. Мы делаем нарезки видео этих команд и показываем, что они тоже используют те принципы, которые есть у нас, чтобы ребятам был наглядный пример и мотивация.

— Один из самых известных элементов тактической работы в «Ливерпуле» — отработка аутов. Можно ли делать что-то подобное в детском футболе?
— Определённые алгоритмы футболисты точно должны понимать. Мы стараемся научить их, как применять хитрость, действовать нестандартно в моментах с аутами. Есть определённые действия, как можно поймать соперника при таких положениях, и мы тщательно работаем, чтобы у них был отработанный навык розыгрыша стандартного положения.

— Со стороны болельщиков кажется, что значимость тактики за последнее десятилетие сильно выросла, зависимость от индивидуальных игроков снижается.
— Конечно, в профессиональном футболе главный показатель — это результат. Тренер должен строить тренировки так, чтобы добиваться результата, минимизировать ошибки в атаке и обороне, и потребность в каком-то креативе может быть меньше. Конечно, мы в Академии тоже хотим побеждать. Это нормально: все хотят выигрывать, и я хочу выигрывать. Но первоочередная задача для нас — это развитие игрока. И мы стараемся побеждать красиво, чтобы игроки развивались при любом счёте, в том числе победном. Просто выигрывать «шарах-бабах» мы не хотим. В профессиональном футболе тренеры уже могут отойти от своего стиля ради результата.

— Есть мнение, что из-за этого, например, в футболе пропадает роль «десятки» — свободного игрока, который не так закреплён за конкретными зонами.
— Мы хотим, чтобы наши футболисты были хитрыми, нестандартными. Нам не нужны роботы, которые будут делать только так, и больше никак, мы к этому не стремимся. Да, отдельной позиции «десятки» — нестандартного футболиста — у нас нет. Но мы хотим, чтобы на любой позиции футболист мог действовать нестандартно. Мы за это хвалим ребят и будем хвалить, чтобы они себя проявляли и выражали свои идеи на футбольном поле нестандартными действиями. Неважно, какой счёт — 1:1 или 1:0 и мы ведём в финале, но мы не будем запрещать и говорить: «Петя, не делай так больше, иначе мы проиграем». Наоборот, мы будем поощрять, подбадривать и хвалить.

— Значимость тактики растёт параллельно с внедрением технологических способов оценивать действия игроков и корректировать их. Как это применяется в Академии?
— Мы в Академии ценим новые возможности, которые появляются, и постепенно их внедряем. Аналитический отдел с 12 лет уже снимает наши матчи, а тренеры их разбирают. В дальнейшем включаются аналитики, делают нарезки, базу данных, где можно посмотреть определённые действие футболистов в атаке и обороне. Аналитический отдел рассчитывает различные показатели футболиста, как он играл в разных игровых моментах.                                   

img
img