21:02, 17 марта 2020 года
21:02, 17 марта 2020 года

«Сине-бело-голубые и другие цвета»: в лектории фанатской культуры «Сектор 33» рассказали о роли цвета в футболе

Перед матчем против «Урала» болельщики прослушали лекцию культурного антрополога Юлии Аматуни о том, какой путь прошел цвет в истории английского, советского и российского футбола. 

«Сине-бело-голубые и другие цвета»: в лектории фанатской культуры «Сектор 33» рассказали о роли цвета в футболе
Ниже вы прочитаете о том, как цвет спортивной формы, призванный различать команды-соперницы на поле, с течением времени превратился в важнейший символ, через который болельщики определяют себя.

«Цвет в первых футбольных формах»

Футбол не существует отдельно от культуры и общества, он меняется вместе с ними. Наглядный пример — история цвета в футбольной форме. Цвет проделывает здесь большой путь от зависимого слуги, который отделяет одну команду от другой, до самодостаточного символа клуба, не связанного с красками сезонной экипировки команды.

Каталоги форм начала XX века (например, каталог лондонской фирмы Jacques 1905 года) предлагают ограниченный набор базовых цветов. Экипировка закупалась на команду, клубы могли приобрести выбранную по каталогу форму непосредственно у производителя или в специальных аутлетах. Производство формы было рассчитано только на профессиональный рынок: болельщику тех лет не приходило в голову заказывать форму, в которой играет его клуб, для того, чтобы носить ее в повседневной жизни.

Каталог Jacques 1905.png

Цвет футбольной экипировки, его качественные показатели (оттенки, яркость, глубина) становятся особенно важными с появлением цветных трансляций в конце 1969 года, а также с развитием цветных печатных изданий.

Первая цветная трансляция_Ливерпуль-ВКЮ_1.jpg
Кадр из первой цветной футбольной трансляции

«Спортивная форма становится повседневной одеждой»

Революция в потреблении футбольной формы начинается в 1959 году, когда компания Umbro выводит на рынок новый продукт — полный набор индивидуальной (а не на команду) спортивной экипировки для детей. Теперь любой ребенок мог играть в футбол в своей персональной форме. Рекламировали наборы известные футболисты: предполагалось, что новые кумиры 1960-х будут вдохновлять детей на достижения в спорте.

В 1978 году в истории формы наступает следующий этап. Бренд Admiral выпускает рекламу, где изображена группа мальчиков в футбольной экипировке, которую создавала компания для ряда английских клубов. Из шести мальчишек только один выглядит по-спортивному (мы видим на нем футболку и шорты) — у остальных же верх от формы любимой команды надет поверх джинсов. Эта реклама в одном образе совместила два до этого не пересекавшихся предмета одежды: один принадлежал только царству спорта (футболка), другой — миру повседневности (джинсы). Теперь элементы футбольной формы стали ассоциироваться не только с занятием спортом.

Admiral ad_1978.png


Но что же значило носить футболку любимой команды просто так? Ответ пришел очень быстро. 

В конце 1970-х — начале 1980-х годов для рекламирования футбольной формы уже для взрослых компания Umbro внедряет слоган «Носи цвета». Реклама тех лет говорит нам: «За какую команду ты болеешь? Покажи свою преданность!», «Они (футбольные звезды — Прим. ред.) носят нашу форму. Ты тоже можешь». Форма, а вместе с ней и цвет, не просто закрепляется в поле повседневного для взрослых и детей, она становится символом  для самоопределения и выражения преданности любимому клубу. 

умбро футболисты и ты.jpg
«Носят они — можешь и ты».

«Цвет отделяется от формы»

Эпоха середины 1970-х — конца 1980-х — время, когда ежегодные перемены в футбольной форме (цвета, паттерны и модели) были значительными. Сезонная форма и ее вариации постепенно начинают восприниматься как что-то изменчивое, в отличие от клубных цветов — постоянных символов клуба. Этот баланс сохраняется до сих пор: форма может менять оттенок, но цвета клуба, как важнейший символ для многих болельщиков, остаются неизменными. 

«В СССР играли в том, в чем приходилось»

Производством футбольной экипировки в Великобритании занимались частные компании: они двигали технологию вперед и осваивали новые рынки потребителей. В СССР ситуация была принципиально иной. Производство формы было ограниченным, а продукция подчас была не лучшего качества, о чем нам говорит пример из истории «Зенита».

В 1962 году во время турне в Турции «Зенит» играл в зеленой форме. Во время одного из матчей пошел дождь, и форма начала линять — это зрелище еще долго было предметом веселых дискуссий на страницах турецких газет.

Пример с зеленой формой, смываемой дождем, говорил о качестве формы, но проблема была также в ее доступности.

Как вспоминал футболист «Зенита» Михаил Лохов: «Администратор привозил на игру футболки и трусы, вываливал на стол кучей, а мы брали. Майки хотя бы по номерам знали, трусы выбирали по размеру. Они были без [вшитых] плавок, просто обыкновенные ситцевые. Могли в разных трусах каждую игру играть, потом подписывать стали. И гетры были двух видов — рваные и не рваные» 

Развитость производства, как мы уже выяснили, играет важнейшую роль в развитии цвета — дефицит сказывается на истории цвета не меньше. Советские футболисты играли в том, что было доступно, и цвет выполнял главным образом свою базовую функцию — различать соперников.

Этим объясняется красный период в истории «Зенита»: в 1960–1970-е команда выходила на поле в алых цветах. Михаил Лохов так комментировал это время: «Какая разница — мы и в бирюзовой (форме. — Прим. ред.) играли. Только у динамовских команд были фабрики по изготовлению формы, они себе делали качественную. А „Зенит“ — профсоюзная команда. Что было в магазинах, то и покупалось. Номера вышивали в ателье Мариинского театра».

Обращает внимание на себя тот факт, что ни игроки, ни болельщики не видели в перемене цвета большой проблемы. В истории советского спорта есть и другие примеры, когда команда надевала форму не своих цветов, и часто гостям приходилось подстраиваться под хозяев или же форма выбиралась жеребьевкой: так, например, было с синей формой «Локомотива» 1957 года. 

«Цвет становится одним из символов клуба в СССР»

Особое отношение к цвету как к символу клуба в Великобритании спускалось «сверху» производящими форму компаниями. В СССР оно стало прорастать «снизу» благодаря усилиям советских футбольных фанатов. Ориентируясь на своих британских единомышленников, наиболее активные позднесоветские футбольные болельщики стали делать свою атрибутику (классический пример — вязаный шарф) в клубных цветах. Петербургский «Зенит» же обязан фанатам не только первой атрибутикой, но и статусом первой трехцветной команды в СССР. 

«Третий цвет в сине-бело-голубом сочетании „Зениту“ дали болельщики»

О том, как сформировалось уникальное сине-бело-голубое сочетание в цветах «Зенита», рассказывает болельщик со стажем Максим Дукельский:

— В 1978 году появляется флаг ДСО «Зенит» со «стрелкой». Болельщики приносили на матчи застиранные флаги, выглядевшие как сине-белые. Еще мы старались делать шарфы так, чтобы отличаться от болельщиков «Динамо». Николай Шеханин (Коля Беломор) вспоминал, что в 1981-м к нам в руки попал незастиранный флаг. Тогда мы и поняли, вот она — наша сине-бело-голубая гамма, которую нам и следует провозгласить как свои цвета. Цвета — важнейший элемент для любой команды. И вот голубой «Зениту» дали как раз его болельщики. Это — значимая веха в истории клуба и его фанатского движения».

PZ_012967_00054_0h.jpg

«Цвета клуба в истории активных футбольных болельщиков»

Интересно проследить, как изменялось отношение к цветам в фанатской культуре. Самодельная футбольная атрибутика в СССР могла привлекать внимание правоохранительных органов. Поэтому для советских фанатов цвета клуба становятся не только самым доступным способом выразить свою преданность команде, но и самым безопасным: милиционера всегда можно было попробовать убедить в том, что шарф просто полосатый и что более глубокого значения у цветов на нем нет. Такой способ защиты через нейтральную интерпретацию не отменяет того факта, что для советских фанатов клубные цвета становятся важнейшим символом самоопределения. 

PZ_012967_00024_0h.jpg

В 1990-е и 2000-е годы, когда в среде наиболее активных футбольных болельщиков начинает набирать популярность культура «хулиганс», цвет как способ самоопределения отступает на второй план. Подражая примеру английских «хулиганс», российские «хулсы» отдают предпочтение стилю «кэжуал» и сознательно отказываются от присутствия клубных цветов в своем внешнем виде.

Это значимое отсутствие цвета тоже было высказыванием: так «хулиганс» отделяли себя от предыдущего поколения — советских фанатов. «Бесцветность» «хулиганс», по воспоминаниям петербургских болельщиков тех лет, создавала, однако, некоторые проблемы. Базовая функция цвета — различение соперников, но без клубных цветов во время фанатских столкновений подчас было тяжело понять, где свои, а где чужие.

С середины 2000-х среди активных болельщиков постепенно набирает популярность культура «ультрас». Они не просто возвращают цвет на трибуны, но и выводят его роль на новый уровень. Масштабные перформансы, единство цветовой гаммы на фанатских трибунах, большое количество флагов и растяжек в палитре клуба — все это делает цвет оружием в противостоянии с соперником. 

PZ_012967_00058_0h.jpg

«Что для нас могут значить цвета»

История цвета тесно вплетена в историю развития культуры общества, и то, что мы видим в цвете, то, с чем мы его ассоциируем, может меняться. Мы увидели, как цвет постепенно стал символизировать тот или иной спортивный клуб, но воображение цвета в футбольном контексте на этом не останавливается.

Возьмем, к примеру, сине-бело-голубые цвета «Зенита». В современной западной культуре одной из устойчивых ассоциаций с синим цветом является вода. Для многих болельщиков синий в цвете «Зенита» — цвет Петербурга, города, тесно связанного с водой. Для кого-то холодная сине-бело-голубая палитра ассоциируется с «северностью» Петербурга, а для кого-то со сдержанностью и достоинством в игре.

В конечном итоге каждый определяет сам, что для него значит быть сине-бело-голубым, но это обязательно будет «Зенит» и Петербург.

img
img