«Мне было трудно попасть в профессиональный футбол»: что нужно знать о новом полузащитнике «Зенита»

Официальный сайт сине-бело-голубых представляет четвертого летнего новичка команды.
Малком родился 26 февраля 1997 года в Сан-Паулу. Отец новичка «Зенита» с женой Флавией де Оливейрой долго не могли решить, как назвать мальчика: матери нравилось имя Фелипе, а отец был гораздо оригинальнее. Он вдохновлялся историей Малкольма Икс — борца за права чернокожих, одного из самых известных афроамериканцев XX века.

В результате отец и мать Малкома сошлись на двух именах, причем при регистрации малыша пропала вторая «л» — так появился Малком Фелипе. «Я живу с мамой, они в разводе с отцом. Я с ним почти не общаюсь, но если однажды стану известным, помогу ему. Мне больно, что всё получилось именно так, но он мой отец, тот, благодаря кому я здесь», — рассказывал Малком в 2014-м.

Флавии совсем не нравилось имя Малком — она называла сына только Фелипе и даже бросала трубку, когда звонили из школы, чтобы пожаловаться на поведение Малкома. Смирение пришло, только когда сын запустил профессиональную карьеру: в качестве прозвища Фелипе взял второе имя. «Я очень редко хожу на матчи сына — очень нервничаю. Дома ухожу на кухню или в ванную, чтобы не знать о ходе матча. Для меня он — не сын, который стал футболистом, а всё еще маленький мальчик», — говорила Флавия. 

До 10 лет Малком совмещал игру на улице с занятиями мини-футболом. «Мини-футбол очень помог мне: я научился бить, стал техничным и командным игроком, стремящимся сыграть в пас», — вспоминал полузащитник. В 10 лет Малком перешел в систему «Коринтианса» — с тех пор он почти не играл на улице с друзьями детства, зато теперь каждый отпуск проводит с ними в Бразилии. 

Первый резкий прорыв в карьере Малкома случился в 2014-м: в январе его 17-летнего перевели в «Коринтианс» U-20, а в апреле он вообще дебютировал во взрослой команде. Малком скромно оценивал первые успехи: «Я не думал, что смогу играть за команду 20-летних из-за физики, но тренер Осмар Лосс попросил меня просто делать то, к чему я привык в команде своего возраста. Получается, это сработало. Теперь ко мне много внимания: мама создала фан-страницу на «Фейсбуке», ко мне постоянно добавляются в друзья, пишут и желают удачи. Это большое признание, я очень счастлив. Но это футбол: сегодня у тебя всё хорошо, а завтра — плохо и ты никому не нужен». 

В основу Малкома поднял Мано Менезес, тренировавший сборную Бразилии в начале 2010-х. Следующим тренером «Коринтианса» стал Тите, который работает со сборной сейчас. «Тите поставил меня на левый край, я играл хорошо, но никогда не считал эту позицию идеальной. С детства я выходил на правом фланге, это лучшее место для меня», — признавался Малком.

В 2015-м «Коринтианс» с Тите и Малкомом (а также с Вагнером Лавом, Жадсоном, Ренато Аугусто и Паулиньо) выиграл чемпионат Бразилии, установив рекорд по числу набранных очков. «Это лучшее чувство в жизни. Когда мне было два года, я сидел на шее своего дяди, который болел за «Коринтианс» и яростно кричал во время матчей. Теперь я — на поле, а мы — чемпионы, зная, что у нас очень много болельщиков. Нет ничего лучше», — сказал Малком. 

39651462_549867575467458_8693178089603072000_n.jpg

В том же году Малком вместе со сборной Бразилии занял второе место на молодежном чемпионате мира. «До 2015 года меня не замечали, поэтому после первой тренировки я отправил маме селфи в футболке сборной», — говорил Малком. На турнире новичок «Зенита» вышел в старте в матче группового этапа против КНДР, а также на замену против Нигерии (группа), Уругвая (1/8), Португалии (1/4) и Сербии (финал).

shutterstock_1122207788.jpg

После успешного 2015-го 18-летним Малкомом активно заинтересовались в Европе, но Тите был против быстрой продажи игрока — тренер даже провел с ним беседу, объясняя, что еще один год в Бразилии пойдет ему на пользу. У «Коринтианса» не получилось сохранить полузащитника — в январе 2016-го Малком перешел в «Бордо».

Молодые бразильцы часто испытывают трудности с адаптацией в Европе, но у Малкома никаких сложностей не возникло. «Бордо — очень тихий город. Он сильно отличается от Сан-Паулу, где ночью опасно идти одному по улице. В команде у нас есть уругвайцы и аргентинцы, бразильцев в Бордо тоже достаточно. Клуб спросил, хочу ли я учить французский, я согласился. Понимаю почти всё, что говорят. Некоторые предложения у меня не получается выговаривать, но мне нравится, что французы всегда вежливо тебя поправят», — объяснял Малком. 

Кажется, полузащитнику было тяжелее даже в футбольном плане. Малком рассказывал, что во Франции гораздо более атлетичный футбол, из-за чего в первый год в «Бордо» он проводил много времени в тренажерном зале. Тренировки в «Бордо» тоже были интенсивнее, чем в «Коринтиансе», правда, короче — час десять вместо двух часов. 

TASS_23783824.jpg

В первые полгода Малком разгонялся (1 гол и 3 голевые передачи в 12 матчах), зато сезоны 2016/17 и 2017/18 провел блестяще — 31 очко по системе «гол+пас» (19 голов и 12 голевых передач). В июле 2018-го «Рома» и «Бордо» объявили о трансфере Малкома в римский клуб — этот шаг казался логичным продолжением карьеры бразильца. 

Переход так и не состоялся. Малком должен был вылететь в Рим на самолете, который за ним прислал спортивный директор «Ромы» Мончи. Сопровождать Малкома должен был его агент Фернандо Гарсия, но он не приехал в аэропорт Бордо, а позвонил игроку и сказал, чтобы тот возвращался домой. Оказалось, «Рома» и «Бордо» не подписали все документы по переходу, а «Барселона» в последний момент предложила французам более выгодные условия. 

Уже после перехода в «Барселону» Малком подробно объяснял, почему переехал в Испанию, а не в Италию: «Я никогда не принимал предложения „Ромы“, но мои агенты сказали „да“. Играть в Риме — круто, но игра за „Барселону“ — мечта. В видеоиграх я всегда выбирал „Барсу“, мне нравится их стиль. Я очень счастлив, что всё сложилось именно так». 

В Испании Малком сразу засел за испанский: «Я посещаю занятия три раза в неделю, постоянно общаюсь с товарищами в раздевалке. После того как освою испанский, планирую выучить каталанский». 

Игроки «Барселоны» отмечали, что Малком комфортно чувствует себя и на поле, и за его пределами, тренер Эрнесто Вальверде никогда публично не критиковал бразильца, но стать игроком старта ему так и не удалось. «В „Барселоне“ очень большая конкуренция. Место Месси не обсуждается. Суарес как центральный нападающий. На флангах могут сыграть Коутиньо, Дембеле и я», — объективно рассуждал Малком. 

TASS_29391724.jpg

В сезоне-2018/19 Малком провел 24 матча за «Барселону», в которых забил 4 гола («Вильярреалу» в чемпионате Испании, «Интеру» — в Лиге чемпионов, «Культураль Леонесе» и «Реалу» — в Кубке Испании) и отдал 2 голевые передачи (с «Эспаньолом» и «Вильярреалом» в чемпионате).

Малком очень любит татуировки. В «Коринтиансе» местный мастер Фернандо «Эль-Шадай» сделал Малкому три татуировки (например, череп на левой руке — вдохновение от бразильского актера Кайо Кастро), после чего забивал почти всех игроков клуба (среди его клиентов были Жадсон, Венделл, Ральф, Жил). 

Во Франции произошла похожая история — однажды в «Инстаграме» Малкому написал бразильский татуировщик Бруно Энрике. На первое сообщение игрок не ответил, но со второй попытки Бруно достучался до Малкома. Они встретились в Бордо — теперь на левой ноге Малкома есть рисунок босоногого мальчика, смотрящего на дом на холме, с футбольным мячом под мышкой. На спине у мальчика — «Малком» и 97-й номер. «Он вырос в трудных условиях и четко помнит, как в детстве мечтал стать футболистом», — рассказывал Бруно, который теперь делает татуировки многим игрокам чемпионата Бразилии (например, экс-игроку «Краснодара» Кристиану Куэве). 

«Мне было трудно попасть в профессиональный футбол. Я родом из бразильской семьи, у которой не было денег, чтобы купить то, что я хотел. Было очень тяжело, но теперь у меня есть причины улыбаться», — говорил Малком.

Теперь он закроет правый фланг атаки «Зенита».