13:40, 13 мая 2019 года
13:40, 13 мая 2019 года

Сегодня Юрию Андреевичу Морозову исполнилось бы 85 лет

Официальный сайт «Зенита» публикует истории из жизни «Отца всех наших побед».

Две баржи

Юрий Андреевич не любил вспоминать о годах войны, но его брат Олег рассказал, какая история произошла с ними по пути в эвакуацию. Фашистские войска быстро приближались к Ленинграду. Глава семьи ушел в партизанский отряд, а жену с сыновьями отправил в Киргизию: в город Фрунзе, ныне Бишкек. Первую часть пути предстояло преодолеть по воде. К берегу подошли две баржи, но в первой семье Морозовых не хватило места, разместились на второй. И вдруг в небе появился немецкий самолет. Мгновенье, и бомба попадает точно в первую баржу. Какой ужас происходил на глазах у мальчишек, можно только догадываться. С другой стороны, они вполне могли оказаться на том борту, который в итоге утонул.

ЦДКА

Весной 1945-го майора Андрея Морозова отправили учиться в военную академию в Москву. Естественно, что он забрал из эвакуации свою семью и перевез ее в столицу. Здесь 11-летний Юра впервые увидел большой футбол. Поскольку отец был военным, его симпатии были на стороне ЦДКА. Мальчик редко пропускал матчи ставшей затем легендарной команды лейтенантов. Пробовал Юра и сам гонять мяч во дворе, получалось неплохо. И когда в 1948-м Морозовы вернулись в родной Ленинград, он начал ходить в футбольную секцию школы гороно. Интересно, что 35 лет спустя, в 1984-м, Юрий Андреевич стал главным тренером армейской команды.

Капитан трех команд

В 20 лет полузащитник Юрий Морозов дебютировал в основном составе «Зенита». Однако выход на замену в матче с московским «Динамо» почти три года оставался его единственным появлением на поле в Классе «А». Лишь в сезоне-1957 удалось вытеснить из состава опытнейшего Виктора Белькова. Однако Георгий Жарков, сменивший на тренерском мостике Аркадия Алова, не очень верил в перспективы Морозова, отправив его в мае 1958-го в «Адмиралтеец». «Желтые» хоть и не удержались тогда в элитном дивизионе, но через год вернулись. Причем капитаном команды был выбран бывший зенитовец. Кроме того, Юрий выводил на поле с капитанской повязкой и ленинградских динамовцев, и вторую сборную СССР, в которую одно время постоянно вызывался.

Новая роль

В 1967 году Виктор Садовский снимал на «Ленфильме» кинокартину о футболистах «Удар! Еще удар!». Главным героем был молодой человек, который успевает и голы забивать, и учиться в аспирантуре. Если есть у Сергея Таманцева прототип, то это явно собирательный образ братьев Морозовых. Оба в итоге стали кандидатами наук. Правда, Юрий в начале 1960-х ушел из аспирантуры Техноложки, а затем защищался институте имени Лесгафта уже в области педагогической науки. В общем, неслучайно, что режиссер пригласил на съемки Юрия и Олега и в качестве консультантов, и на роли участников массовых сцен. Фамилий их в титрах не найдете, но внимательный зритель все же заметит промелькнувший несколько раз на экране знакомый силуэт Юрия Андреевича.

Между двух огней

Нередко вспоминают, что Морозов был большим другом и единомышленником Валерия Лобановского. Об этом тренерском дуэте, который образовался в начале 1970-х после совместной стажировки в Голландии, ходят и легенды, и байки. Сам Валерий Васильевич утверждал, что Юрий Андреевич был для него идеальным помощником, с которым можно вести споры на равных на любую тему. Однако пригласил Морозова в сборную не Лобановский, а Бесков. В течение лет двадцати сложно было найти в отечественном футболе больших антагонистов, чем Валерий Васильевич и Константин Иванович… 

Морозов познакомился с Бесковым в начале 1968 года, когда отправился в Самарканд собирать материал для диссертации. Здесь готовились к сезону дублеры «Зенита», а рядом тренировались еще несколько команд, в том числе и московские динамовцы. Однако погода в Узбекистане той зимой была ужасной: сплошные дожди. Пережидая осадки под навесом, они и познакомились. Молодой ученый заинтересовался методической литературой, которую тренер-практик берет на сборы.
Бесков предложил зайти и посмотреть… Черная кошка пробежала между ними в конце 1980-го, когда «Спартак» переманил из «Зенита» нападающего Сергея Швецова. Морозов назвал произошедшее двойным предательством и не простил ни одного, ни другого.

Судьба двух очков

В Москве давно сложился стереотип о тяжелом характере Морозова. Однако окончательно поссорился Юрий Андреевич со столичными чиновниками осенью 1980-го. «Зенит» после долгого перерыва реально боролся за медали чемпионата. 29 сентября наша команда играла в гостях с «Торпедо». Матч по телевидению не транслировался, а на стадионе присутствовало лишь семь тысяч болельщиков. Судя по всему, это стало поводом для безобразной работы арбитра. Эльдар Азим-заде из Баку, по существу, сплавил сине-бело-голубых. Морозов забрал у оператора команды кассету и отправился искать правду в коридорах власти. Он ходил в Федерации футбола из кабинета в кабинет и предлагал посмотреть запись, но все отводили глаза и отказывались. Наконец, у одного из чиновников не выдержали нервы: «Вы что, хотите, чтобы вам вернули два очка?» — «Нет, — пожал плечами Юрий Андреевич, — я просто хочу, чтобы подобное больше не повторилось».

Побег из больницы

В начале апреля 2002 года Юрий Андреевич почувствовал себя плохо и был помещен в больницу. Исполнять обязанности главного тренера стал Михаил Бирюков. Морозов просил своего помощника после каждого матча обязательно приходить к нему на разбор полетов. Обсуждение игры растягивалось на несколько часов: разбирали действия каждого футболиста по косточкам. Юрий Андреевич очень переживал, что ему нельзя вмешаться в ход событий. На людях Морозов выглядел энергичным и жадным до работы, но однажды все же признался Бирюкову, чего стоит эта показная бодрость… Тем временем «Зенит» вышел в финал Кубка России, и ему предстояло провести в «Лужниках» финальный поединок с ЦСКА (вот ведь ирония судьбы!). Юрий Андреевич был уверен, что его появление на тренерской скамейке придаст подопечным дополнительных сил. В общем, настоял, чтобы его выписали, а то, мол, убегу. Таким он и запомнился многим болельщикам: с растрепанными волосами, чутко реагирующим на любой эпизод. Это был его последний матч в Москве в качестве тренера «Зенита».
img
img