12:18, 15 февраля 2019 года
12:18, 15 февраля 2019 года

Театральный роман: история дружбы «Зенита» и БДТ

Кирилл Лавров в роли лидера футбольной команды и Георгий Штиль, выступающий под номером 10. Команда с сорокалетней историей, где есть и свои легенды, и свое большое противостояние. Традиция боления, уходящая в довоенные годы. Внутреннее сходство театра и футбола, между которыми нет никакой пропасти. Из этого материала вы узнаете, как играют в футбол и болеют за «Зенит» в БДТ.

Материал впервые опубликован в февральском выпуске журнала «Наш „Зенит“» в 2013 году

Действующие лица

Темур Чхеидзе — художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова, народный артист России и Грузии.
Георгий Штиль — артист БДТ, народный артист России.
Алексей Фалилеев — артист и капитан футбольной команды БДТ.
Адиль Велимеев — главный машинист сцены БДТ.
Станислав Завидонов — полузащитник «Зенита» 50–60-х годов, тренер.
Кирилл Лавров — артист БДТ, народный артист СССР.

При подготовке материала использовано интервью Кирилла Лаврова газете «Наш „Зенит“», апрель 2006, автор — Дмитрий Рябинкин.

***

Истоки

Кирилл Лавров: Спорт в том или ином виде постоянно сопровождал меня. Мои родители были очень спортивными людьми; любовь к активному образу жизни они передали и мне. Важно не просто ходить на стадион болеть, но и самому заниматься любимым видом спорта. У нас был замечательный детский тренер Дмитрий Иванович Царев, который, к сожалению, погиб во время войны. Он собрал ребят в спортивную секцию гимнастики, чтобы они не слонялись без дела по улицам, не поддавались влиянию дурных компаний. Вы думаете, в те годы не было хулиганства? Да еще больше, чем сейчас… 

Потом в моей жизни появился Владимир Аполлонович Кусков, в прошлом знаменитый ленинградский футболист, выступавший в сборной страны. Он пригласил меня в команду мальчишек, мы выступали в первенстве города. Вот так футбол вошел в мою жизнь и прочно занял место в душе. 

Когда служил в армии на Курильских островах, выступал за дивизионную команду. Никакого футбольного поля там не было, прямо на поляне установили ворота, где проходили жаркие схватки между полками и эскадрильями… После демобилизации для спорта уже оставалось меньше времени, я выбрал театр, но страсть к футболу так и не прошла.

Георгий Штиль: Когда я был ребенком, еще до войны, болел за ленинградское «Динамо». Отец ходил на футбол, и я с ним. Ничего еще не понимал, конечно… 

Кирилл Лавров: В 1942 году я находился в эвакуации в Новосибирске, и в этот город приехали ленинградские динамовцы во главе с Петром Дементьевым. Даже не знаю, с чем сравнить этот праздник, ведь всех футболистов я знал в лицо. Так далеко от дома встретить хорошо знакомых людей — это незабываемые эмоции.

А новость о том, что «Зенит» выиграл Кубок СССР в 1944 году, пришла на Дальний Восток с большим опозданием. Конечно же, я очень порадовался успеху земляков, и это стало огромным событием: все же Кубок всего СССР!

Темур Чхеидзе: Естественно, пока я жил в Тбилиси, болел за команду своего родного города, «Динамо». Но должен сказать, что «Зениту» в Тбилиси всегда симпатизировали. В 1984 году мы очень болели за «Зенит» и очень радовались его чемпионству. Как-то всегда было такое отношение: если не мы, то пусть «Зенит» будет чемпионом. Почему? Команда тогда была очень симпатичная — безусловно, это имеет значение. В основном боление ведь начинается с качества футбола. 

А с того момента, как я оказался связан с БДТ, любовь к «Зениту» перешла на новый уровень. За эти 20 лет «Зенит» стал действительно классной командой, но я болею за наш клуб и в те моменты, когда не все получается. По-моему, это и есть настоящее боление. 

Дружба крепкая

Адиль Велимеев: Дружба с «Зенитом» началась с Кирилла Юрьевича Лаврова. Он дружил с Юрием Морозовым, Анатолием Васильевым, Станиславом Завидоновым с молодости, еще с тех пор, как все они были игроками. 

Кирилл Лавров: С Юрой Морозовым я познакомился, когда он выступал в «Адмиралтейце» (1958–1961). Я находился в Москве на съемках, а сборная Ленинграда проводила товарищеский матч в «Лужниках». Сейчас уже не вспомню, почему задержался на стадионе, но когда вышел, болельщики уже разъехались. Вдруг вижу — идут Морозов и Толя Васильев, известный ленинградский нападающий. Я подошел к ним, поздоровался, представился. С годами это знакомство переросло в настоящую дружбу… 

Станислав Завидонов: Мы с Лавровым дружили много лет. Кирилл Юрьевич постоянно ходил на игры, очень часто приезжал на базу. Даже не могу сказать, как мы познакомились; скорее всего, Кирилл Юрьевич пришел на игру, а потом зашел в раздевалку, где мы все и встретились. Думаю, это было в первой половине 60-х, где-то до 1965 года. 

Мы часто ходили на спектакли в БДТ, Лавров познакомил нас с большинством великих петербургских актеров. Однажды, тоже в начале 60-х, мы после спектакля поехали к Кириллу Юрьевичу домой. Он жил рядом с Домом политкаторжан, в угловом доме сразу за ним, с колоннами. Прямо на берегу Невы. Мы немного у него посидели, а потом Сева Кузнецов отправился… купаться в Неву. А было это 1 июня! В памяти останется на всю жизнь. Кто-то отправился с удочкой, а вот Кузнецов решил искупаться. Ничего, не простудился.

Лавров очень дружил с Юрием Морозовым. Ни одно торжество, проводившееся у Юрия Андреевича, не обходилось без Лаврова. Или у Толи Васильева — он жил на Московском, его отец был директором завода, так что у них была большая квартира, могла принять много гостей. Там мы часто встречались на праздники. 

1-6920-166836.jpg
Кирилл Лавров и Павел Садырин

«Лира» и «Молоток»

Георгий Штиль: Началось все, пожалуй, с нашим приходом. Нет, в БДТ уже болели за футбол и Сева Кузнецов, и Лавров — но я создал команду. Я ведь все-таки окончил техникум физкультуры, и меня назначили в профсоюзе ответственным в театре за спорт. Особенно часто мы играли в футбол на гастролях. Началось это, думаю, в конце шестидесятых, с двух команд: «Лира» и «Молоток»…

Адиль Велимеев: В 1971–72 году на гастролях в Алма-Ате работники сцены и артисты поспорили, кто сильнее на футбольном поле. Артисты грозились разнести нас в пух и прах, и мы решили провести игру. Я пошел на местный стадион «Кайрат», и, узнав, что мы из Ленинграда, директор стадиона охотно пошел нам навстречу. Мы написали объявление о встрече команд «Лира» и «Молоток» — команды артистов и монтировщиков соответственно. Играть нам, разумеется, было не в чем; артистам, как интеллигенции, мы разрешили выйти в трусах и майках, ну а сами просто в трусах. А вечером того же дня был спектакль, «Генрих IV». Леонид Николаевич Нарицын, директор, говорит мне: «Адиль, если кто-то из артистов травмируется и спектакль будет под угрозой — я тебя уволю». А артисты после матча и вправду не могли ходить, так устали ноги. Еле-еле отыграли спектакль! Тот первый матч закончился со счетом 2:2, кстати. 

Георгий Штиль: На гастролях в Алма-Ате забавно было: наши только просыпаются, а мы уже идем с тренировки. Там же днем очень жарко, так мы тренировались рано утром. Как-то был случай: мы уже закончили, идем назад, смотрим — сидит человек, штангу поднимает. Пожилой уже. И интересуется: «Что это вы так рано уходите?» Мы говорим, что уже часа полтора отыграли, под солнцем. А он: «Давайте сейчас выпьем зеленого чая и пойдем еще поиграем». Угостил нас, и мы играли, наверно, еще час — бодрость придавал этот чай. А оказался тот человек министром торговли Казахстана.

Адиль Велимеев: Когда мы вернулись, о нашем поединке уже знал «Вечерний Ленинград». Они прислали нам вызов: хотим встретиться. С тех пор «Вечерка» стала нашим основным соперником; мы играли практически ежегодно. Кто только не приходил на наши матчи! Бесков, Морозов, Садырин — все были. Зонин постоянно заглядывал.

Георгий Штиль: Играли в основном с командой «Вечерки», возглавляемой замечательным журналистом и человеком Валентином Семеновым. Он был главным редактором отдела спорта. Мы никогда не тренировались, потому что некогда было; собирались сразу на игру. А их команда занималась основательно. Но надо сказать, что мы даже больше выигрывали!

img106.jpg
1973 год. Матч БДТ — «Вечерний Ленинград» (в белой форме) на «Петровском». БДТ (слева направо): Юрий Демич, Виталий Юшков, Юзеф Мироненко, Олег Борисов, Юрий Аксенов

Каждая наша встреча была как праздник. Начинали мы на Бутлерова, и там всегда собиралось полтеатра, все приходили болеть. Правда, на этом стадионе падать было очень тяжело; если упадешь — как наждаком срезало кожу! Случались и другие травмы. Перед одной из самых первых игр наш артист Валерий Матвеев только вышел на тренировку, как кто-то ему случайно дал в нос — и сломал! 

Кстати, где-то в 1968 году я увлекся теннисом, и мы параллельно стали играть в него. Научил играть Неведомского, Юру Демича, Олега Борисова, Матвеева, Лаврова… Даже тренеры с нами занимались, заслуженные мастера спорта. Выезжали и на лыжах — я ведь тренер по слалому. Пытались играть в баскетбол, но все-таки это очень тяжело, замучаешься бегать. Вот в футбол — хорошо! Можно постоять немного, отдохнуть, ха-ха! 

Основу нашей футбольной команды составляли Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, Юзеф Мироненко, Сева Кузнецов, Леня Неведомский — эти ребята всегда играли. Лавров был нашим «паровозом», лидером команды. Играл он в середине, девятым номером, я — десятым.

img122.jpg
БДТ славен не только командой, но и группой поддержки. На матчи всегда приходят не задействованные в игре артисты и другие сотрудники театра

Адиль Велимеев: Кирилл Лавров был бессменным капитаном команды БДТ, ее играющим тренером и, главное, лидером. У нас в атаке всегда были Штиль, Лавров, Борисов и Кузнецов. А Юрий Демич, игравший в полузащите, исполнил роль футболиста в фильме 1975 года о сборной СССР, «Одиннадцать надежд». Он хорошо играл в футбол, был не просто болельщиком-любителем. А защита у нас была просто непроходимая: Караваев, Неведомский, Мироненко…

75-1.jpg
1975 год. Команда БДТ. Слева направо: Леонид Неведомский, Юзеф Мироненко, Иван Шарко, Борис Лёскин, Владислав Стржельчик

Георгий Штиль: Наши игры всегда проходили весело, в конце нас обязательно награждали какими-то пустяковыми призами. Например, Юре Демичу как-то присвоили первое место в номинации «самые красивые ноги». 

Иногда зенитовские тренеры с нами занимались. Тренировали нас и Юрий Морозов, и Павел Садырин, большой друг Лаврова. С Германом Зониным мы часто общались, в баню вместе ходили. А судили наши матчи почти всегда Геннадий Орлов либо Эрнест Серебренников. 

Мы все дружили, они к нам в театр приходили, мы к ним — на базу. Лавров еще очень дружил с Валерием Лобановским. Он к нам приезжал пару раз, рассказывал о заграничном футболе. Очень интересно было! Весь театр собирался послушать, и Товстоногов приходил. 

Георгий Товстоногов просто любил спорт. Он когда-то играл в теннис, кстати. И футбол, и теннис — его все интересовало. Он был гениальным человеком. Георгий Александрович как-то способствовал нашим занятиям спортом. Иногда он приходил на наши игры, когда мы были на гастролях — в Ташкенте, в Алма-Ате. Товстоногова все любили и как-то по-хорошему боялись; попробуй не приди, не поболей! Он вообще создавал вокруг себя особую ауру. Кстати, и сын Товстоногова Сандро очень болел за «Зенит».

Станислав Завидонов: В БДТ всегда была традиция поддержки «Зенита», а Кирилл Лавров не только был заядлым болельщиком, но и знатоком игры. В последние годы мы часто сидели рядом в ложе на «Петровском», и его комментарии к событиям на поле всегда были очень профессиональными. 

Алексей Фалилеев: Кирилл Юрьевич, конечно, очень переживал события на поле, но все эмоции держал внутри себя. Довести его до того, чтобы он в сердцах сказал что-то о действиях игрока, могла только действительно серьезная ошибка. Он очень тонко разбирался в футболе. Я думаю, что здесь сказалась и дружба с Юрием Морозовым. Они ведь на футбольные темы разговаривали совершенно на равных. 

Лавров всегда просил не ставить спектакли на дни, когда «Зенит» играл в Петербурге. Учил сотрудников режиссерского управления: «Если написано „Зенит“ — „Спартак“, а не наоборот — значит, матч в Петербурге!» Как-то раз одна сотрудница ошиблась, и ей… ну, в общем, попеняли. Сказали, что так больше делать не надо. 

1977 £.jpg

Футбол и театр

Темур Чхеидзе: Я об этом давно думаю, с молодости, и у меня возникает ощущение, что, как ни парадоксально, очень похожи футбол и театр. На первый взгляд, казалось бы, что общего? А общего много. 

Мы играем сейчас, сию секунду, и каждый раз — заново. Перед нами зрители, мы играем для них. Присутствует импровизация, но в то же время есть четкие рамки; чем лучше все выстроено, тем дольше живет. 

Георгий Штиль: Футболист, если нет у него темперамента, — не футболист; и у артистов то же самое. Вышел на сцену — значит, надо сделать так, чтобы зритель тебя заметил и полюбил. Чтобы ты жил на сцене; не играл, а жил. Это самое главное.

Темур Чхеидзе: Психология имеет огромное значение как в театре, так и в коллективных — да и не коллективных тоже — видах спорта. Какие-то неприятности «Зенита», о которых мы в прошлом году читали в газетах, — они преодолимы, конечно, но это тоже роднит с театром: и в театре один неосторожный или не совсем адекватно воспринятый шаг может повлиять на общее настроение, внести отрицательную ноту в состояние коллектива. Порой удивляешься, как могут люди забывать об основном из-за каких-то мелочей.

Георгий Штиль: И потом, актер должен быть очень крепким, спортивным, и бегать уметь, и прыгать. Мне всегда очень помогали занятия спортом, особенно в кино. Все трюки я сам делал. И я не какой-то особенный в этом отношении. Просто актер должен быть очень прилично развит физически. Иначе очень трудно. Здоровье — и там, и там. 

1-7661-190874.jpg
1975 год. Товарищеский матч в Киеве. С мячом Кирилл Лавров

Темур Чхеидзе: Можно сравнить и роль режиссера или художественного руководителя с ролью главного тренера команды. Все это лежит на поверхности. Во-первых, выигрывает всегда команда, проигрывает тренер, так? И в театре то же самое: если спектакль, не дай бог, провалился, виноват режиссер. А успех — заслуга общая. 

И тренер, и режиссер должны уметь не то чтобы во всем винить себя — так можно докатиться до страшного комплекса, — а все брать на себя, всю ответственность. Я здесь, поэтому я отвечаю за все. Это иногда трудно… не иногда, всегда трудно. Но надо знать, что так будет. 

Конечно, я в ответе за все! Я выбираю материал, трактую его так, как считаю нужным, определяю, во имя чего я ставлю. Не просто потому, что пьеса хорошая, — это каждый дурак может. Нет, во имя чего; чего я в конечном счете хочу? Если человек хочет только успеха — это очень сомнительно. Никто не мечтает о провале, нет, не об этом речь; но просто нельзя работать только ради успеха.

Так же и тренер. Естественно, каждый тренер хочет только побеждать, настраивает на это себя и свою команду. Но за этим настроем должна стоять футбольная мысль, трактовка, идеи и понимание, как объединить команду этими идеями.

77-3.jpg
В раздевалке перед матчем. Слева направо: Юрий Демич, Юзеф Мироненко, Кирилл Лавров, Всеволод Кузнецов, Георгий Штиль

img102.jpg
Встреча в ДСИ «Зенит». В центре — Валентин Семенов, Геннадий Орлов, Кирилл Лавров

80-е

Адиль Велимеев: Когда «Зенит» впервые взял бронзу, БДТ поздравлял команду. А в 80-м году ведь была Олимпиада; так вот нам достали олимпийскую форму, в ней мы и поехали поздравлять в ДК Ленсовета. Кирилл Лавров в образе Градоначальника из «Ревизора» нашу команду построил и требует: бронзу «Зенит» взял, теперь команде БДТ надо золото брать. Закончил свою речь и командует: кру-гом! Мы разворачиваемся — а на спине у каждого написана фамилия. В те времена это могли себе позволить только большие, знаменитые команды! Зрители были в восторге. 

Георгий Штиль: Мы часто давали концерты для «Зенита». Один из них был в 1984 году, накануне матча с «Металлистом», который стал золотым. Чтобы ребята немного расслабились, раскрепостились перед важнейшей игрой, накануне для них устроили представление. Были Лавров, я, Евгений Лебедев, Стржельчик, Николай Трофимов. Номера были разные, кто что мог. Лебедев показывал этюды, мы с Борисом Лёскиным играли сценку, которую мне подарил Василий Шукшин. Называлась она «Ваня, ты как здесь?!» Мы с Шукшиным снимались вместе, и он ко мне очень хорошо относился. Вообще человек был потрясающий.

Адиль Велимеев: А когда золотые медали взяли, праздновали в СКК. Собрался весь цвет БДТ: Лавров, Стржельчик, Ковель, Медведев, Трофимов, Фрейндлих, Селезнева. Все выступали в костюмах своих персонажей из разных спектаклей, и каждый пел песню.

Например, у Алисы Фрейндлих были такие строчки:

Для «Зенита» нет плохой погоды,
Всякая погода — благодать.
Дождь ли, снег — в любое время года
Он голы умеет забивать…

PZ_008178_000239h.JPG
12 января 1985 года. Торжественный вечер, посвященный вручению зенитовцам золотых медалей чемпионата СССР 1984-го. Команду поздравляют артисты БДТ (слева направо): Тамара Лебедева, Евгений Чудаков, Алиса Фрейндлих, Всеволод Кузнецов, Вадим Медведев, Николай Трофимов

Алексей Фалилеев: Наша актриса Ирина Селезнева восхитительно умела подражать Нани Брегвадзе. В ее образе она и поздравляла «Зенит»: грим, костюм, а главное — голос! Сходство было безукоризненным.

Для поздравления был несколько изменен текст знаменитой песни Брегвадзе «Снегопад»: 

Желудков, Желудков
лихо усики носит,
Сердце рыцаря бьется у Юры в груди.
Желудков, Желудков,
если женщина просит,
Через «стенку» опять
мяч в «девятку» всади…

Адиль Велимеев: Устроили мы «снегопад» и команде. «Зенит» сидел чуть ниже уровня сцены, и в финале выступления — а выступали мы последними — мы стали забрасывать их цветами. Цветы падали на игроков сверху, а СКК — 25 тысяч человек — чуть не сошел с ума от восторга.

ХХI век 

Алексей Фалилеев: В 2005 году Кирилл Лавров и Валентин Семенов участвовали в традиционном матче, хотя им обоим было уже по 80 лет. Лавров сделал символический первый удар по мячу, а Семенов даже какое-то время стоял в воротах. В 80 лет!

А в 2007 году, когда Лаврова не стало, у нас родилась идея провести футбольный турнир его имени среди петербургских театров. «Зенит» очень помог с организацией. С тех пор мы проводим турнир на Кубок Кирилла Лаврова ежегодно. В 2007 году участвовали пять театров, а прошлой осенью их было уже шестнадцать. Театральный футбольный бум нарастает, но началось это все, честно скажу, с БДТ. Кстати, БДТ — единственный театр, в котором в 2009 году побывали Кубок и Суперкубок УЕФА, а также чемпионские кубки «Зенита». 

09.jpg

Есть в команде БДТ и «легионеры». На первом турнире на Кубок Кирилла Лаврова мы очень хотели победить, но так вышло, что другие команды были сильнее. И вот на последний матч приехал Влад Радимов. Мы умоляли его в память о Кирилле Юрьевиче выйти на поле, чтобы не было хотя бы сухого поражения. В итоге он все-таки согласился. На него надели мои запасные бутсы, и он сыграл за нашу команду.

А Сергей Мигицко, хоть он и актер Театра Ленсовета, в наших традиционных встречах с «Вечеркой» всегда играет за нас. Символично, что впервые он вышел в футболке БДТ в том самом матче, который стал последним для Кирилла Лаврова и Валентина Семенова. 

Темур Чхеидзе: Думаю, зенитовцы знают, настроение и самочувствие скольких тысяч людей зависит от их побед. Очень трудно постоянно делать что-то только ради других, но здесь не тот случай: я убежден, что их счастье тоже зависит от этого. 

Все они ребята хорошие и одаренные, это точно. Им нужно помнить и понимать, что они рождены для футбола. Когда человек рожден для чего-то — это видно невооруженным глазом. Это значит, судьба к тебе благосклонна — воспользуйся этим! Судьба дала тебе дар — быть кем-то. Воспользуйся этим. Я им всем желаю не уставать от побед.

PZ_001970_00168_0h.JPG
2012 год, Георгий Штиль поддерживает «Зенит» на «Петровском» в матче против «Рубина»

PZ_009567_000082_0h.jpg
2017 год, «Газпром Арена». Матч против тульского «Арсенала». Актеры БДТ (слева направо): Алексей Винников, Виктор Княжев, Алексей Фалилеев, Дмитрий Луговкин, Николай Горшков 
img
img