13:12, 26 ноября 2018 года
13:12, 26 ноября 2018 года

«Главная идея — воспитание умного футболиста». Тренеры «Газпром»-Академии рассказали о саммите в Барселоне

Делегация школы сине-бело-голубых посетила трехдневный форум в Барселоне и поделилась опытом с коллегами.

В столице Каталонии прошел саммит футбольных тренеров и аналитиков. От Академии в Испанию отправились старший тренер школы Иван Шабаров, наставники «Зенита» U-15 и U-14 Дмитрий Васильев и Дмитрий Поляков, специалист по вратарям Андрей Михайлов, а также спортивный директор Академии Иикка Миеттинен.

Вернувшись из Барселоны, тренеры поделились полученными во время многочисленных лекций и дискуссий знаниями с коллегами.

Официальный сайт сине-бело-голубых законспектировал выступления специалистов Академии.

Старший тренер Академии «Зенита» Иван Шабаров — о научном отделе «Барселоны» Barca Innovation Hub:
— Barca Innovation Hub — это огромный инновационный отдел в спортивном центре «Барселоны», который занимается наукой. В первый день саммита его представители рассказали о том, как они используют научные знания в своей работе, а также познакомили с работой академии «Барселоны». Все измерения и сбор данных осуществляются в соответствии с игровым стилем, который вырабатывался клубом на протяжении долгих лет. В своей игре каталонцы делают упор на три компонента: владение мячом, грамотное использование игрового пространства и желание как можно быстрее заполучить мяч после его потери. Все замеры берутся именно под эти конкретные игровые задачи. Научный отдел изучает все: от пробега футболиста на каждой конкретной позиции и риска получения травмы на определенном отрезке сезона до контроля питания и стрессоустойчивости. В конце встречи была создана специальная группа в социальной сети LinkedIn, где участники саммита могли бы обмениваться информацией, касающейся медицины, сбора данных, тренировочного и восстановительных процессов. Во второй день саммита вступительное слово зачитал главный тренер «Барселоны» Эрнесто Вальверде. Этот день был посвящен тому, как тренер может использовать аналитическую информацию при подготовке к игре. На общем фоне можно выделить доклады тренеров «Хоффенхайма» и «Леванте» Юлиана Нагельсманна и Пако Лопеса, которые нам показались наиболее интересными.

Тренер команды «Газпром»-Академии 2003 года рождения Дмитрий Васильев — о выступлении тренерского штаба «Леванте»:
— В прошлом сезоне Пако Лопес возглавил «Леванте» за 13 туров до конца чемпионата Испании, когда команда находилась в зоне вылета, и смог оставить команду в высшей лиге, выдав серию из 11 матчей без поражений. В 2018 году он взял в свой штаб ассистента Серхио Наварро. Их презентация состояла из трех частей: что происходило с командой в прошлом сезоне, что они хотят улучшить в игре в этом году, а также какое влияние на их решения оказывают аналитические данные. В самом начале выступления Пако Лопес рассказал, что в своей работе с футболистами он больше полагается на эмоциональную составляющую. После чего они перешли к нововведениям этого сезона. С приходом нового помощника Серхио Наварро в «Леванте» решили поставить во главу угла футболиста. Теперь игрок является главным действующим лицом своего обучения. Тренеры начали привлекать футболистов к анализу матчей, изучению соперников и даже установке на игру. Наставники дают подопечным компьютер с видеонарезками и рекомендации, на что стоит обратить внимание, после чего игроки расходятся и в небольших компаниях обсуждают происходящее на видео, высказывают свое мнение и выбирают собственный путь решения той или иной задачи. Таким образом, футболисты вовлекаются в процесс обучения. Основной посыл тренеров «Леванте» в том, чтобы давать подопечным больше возможностей анализировать, принимать самостоятельные решения и совершенствоваться. В испанских академиях такие методы используются повсеместно, но левантийцы впервые применили их к основной команде. В заключение Пако Лопес сказал, что скептически относится к поступающей от аналитиков информации. На его решения они практически не влияют. Для испанца гораздо важнее командный дух, эмоциональная составляющая и вовлеченность игроков в процесс обучения.

Тренер команды «Газпром»-Академии 2004 года рождения Дмитрий Поляков — о выступлении тренера «Хоффенхайма» Юлиана Нагельсманна:
— Тема его доклада: тренерские решения, меняющие игру. Его выступление можно разделить на две части. Сначала он рассказал о том, как футболисты влияют на матч. Нагельсманн выделил три фактора, влияющих на будущие решения футболиста: обучение, принципы игры в атаке и обороне, а также моделирование действий в различных игровых фазах на тренировках. Затем немец перешел непосредственно к тренерской работе. Тренер управляет игрой посредством выбора тактики и расстановки на матч, а также тактических и эмоциональных замен по ходу встречи. В зависимости от уровня соперника стратегия может меняться. Если «Хоффенхайм» противостоит топ-клубу, то главная роль отводится прессингу, чтобы заставить соперника меньше владеть мячом. Если же речь идет о равном сопернике, то немцы идут в контрпрессинг. Основные принципы Нагельсманна: смелость и уверенность, отсутствие страха перед ранними заменами, внимание к игроку, выходящему на замену, а не уходящему с поля («я меняю футболиста не потому, что он сыграл плохо, а потому, что его сменщик усилит игру»), решительность, умение поддержать и защитить футболиста. Несколько раз немецкий тренер обращал внимание на то, что самое важное в клубе — это игроки.

Тренер вратарей «Газпром»-Академии Андрей Михайлов — о коммерческой испанской школе Smart football, которая находится в Таррагоне:
— Основатель системы — Хуан Луис Мартинес, который работал тренером во многих испанских клубах, а также в московском «Динамо». Smart football — методика для тренировочного процесса, основанная на мозговой деятельности игрока. В этой школе тренер не предлагает футболистам готовых решений, а позволяет им самим прийти к правильным выводам на футбольном поле. Наставники создают для подопечных условия, в которых они начинают мыслить самостоятельно. В Smart football считают, что если игрок сам находит решение, то это знание останется с ним навсегда. Все это достигается благодаря игровому методу обучения, позитивному эмоциональному окружению и наводящим вопросам. Их главная идея — воспитание умного футболиста.
img
img