14:09, 14 мая 2018 года
14:09, 14 мая 2018 года

Анатолий Тимощук: «Мы должны быть вместе всегда — и в горе, и в радости»

Тренер «Зенита» — о победе в Кубке УЕФА, о реакции игроков «Баварии» на кризисный момент и об итогах завершающегося сезона.

— 14 мая мы отмечаем юбилей победы «Зенита» в Кубке УЕФА. Можете назвать самое значимое событие, которое произошло на пути к трофею?
— Недавно мы все вспоминали победу над «Баварией». Наверное, это была самая сложная дуэль и самая знаковая. Это был сильнейший соперник из всех, с кем мы тогда играли.
 
— Перед ответной встречей с «Баварией» вы могли предположить, что обыграете ее с таким крупным счетом?
— Нет. Но после ничьей в первом матче мы ставили перед собой задачу выйти в финал. Более того, мы в это верили. Конечно, не думали, что получится такой разгром, но команда выходила на поле настроенной на победу.
 
— Позже вы сами стали игроком «Баварии». Вспоминали тот матч с новыми партнерами?
— Да, и с Рибери, и со Швайнштайгером, и с Миро Клозе. Такие разговоры время от времени возникали, но они были шутливыми — я мог, например, спросить, как им игралось против такого сильного соперника. Для них то поражение стало серьезным ударом.
 
— «Зенит» в попал в плей-офф Кубка УЕФА во многом благодаря случаю. Возможно, неправильно так говорить…
— Ну почему же неправильно? Правильно. Так и было на самом деле. Все сложилось так, как нужно было нам. Мы прошли все стадии турнира, хотя изначально очень мало было шансов на выход в плей-офф, да и вообще на то, чтобы попасть в еврокубки. Но нам удалось, а дальше появились азарт и драйв. Эмоции усиливались с каждым раундом, а вера в нашу неуязвимость крепчала. Были разные матчи, разные соперники, мы через многое прошли: были и поражения на выезде, и тяжелые травмы. Мы делали все для того, чтобы команда победила. И каждый из нас отдал очень многое для достижения цели. 
 
— Вспоминается матч с «Вильярреалом», когда Ломбертс ценой травмы сделал голевую передачу Погребняку, а потом судья начал удалять зенитовцев с поля, но вы выстояли. Это же настоящий героизм!
— Ну да, там два удаления было, потом еще тренера на трибуну отправили. Конечно, судили нас жестко, мы потратили огромное количество энергии, но победили, и это придало нам еще больше эмоций и веры в себя. Никто не боялся, все бились друг за друга, даже вдевятером. С каждой такой победой сил становилось еще больше, воля к победе росла с каждой игрой. 
 
— Игра с «Марселем», соперник ведет 3:0. Не было мыслей, что не получится пройти дальше?
— Мысли были, наверное, но не было разочарования в себе. При счете 0:0 мы упустили хорошие моменты, когда могли забить. После игры вернулись в отель, и тут Саша Горшков, с которым я жил в одном номере, спокойно говорит нам с Владиславом Радимовым: «Ничего страшного, дома обыграем их и пройдем дальше». Мы с Владом, конечно, поддержали его настрой, поулыбались, но вообще все были очень расстроены. А Саша оказался прав — вышли на «Петровском» и выиграли со счетом 2:0. Тяжелая игра, очень нервная, но мы добились того результата, который был нам нужен. И перед выходом на поле у нас не было сомнений в том, что мы сможем пройти дальше. 
 
— После полуфинала с «Баварией» фаворитом в матче с «Рейнджерс» считался уже «Зенит».  
— Да, мы тоже это чувствовали. Но в футболе бывает так, что самоуверенность и ажиотаж вокруг команды выбивают ее из нужного настроя. Каждый из нас понимал, что мы лучше шотландцев, но мы посмотрели их полуфинальный матч с «Фиорентиной», в котором итальянцы не реализовали порядка десяти стопроцентных моментов, а Глазго выстоял и победил, и осознали, что расслабляться нельзя. 

С шотландцами всегда интересно играть — это очень боевитые команды, которые бьются до конца. Зачастую эти люди не обладают каким-то невероятным мастерством, но у них есть характер и готовность отдать все на футбольном поле. Поэтому, выходя на финал, мы понимали, что одного статуса фаворитов мало — нужно подтвердить его делом.

Сейчас я вам об этом рассказываю, и у меня перед глазами та атмосфера, тот стадион, та поддержка болельщиков: наша трибуна за воротами, все бело-голубое, все в шарфах. Сумасшедшая поддержка! Мы ее ощутили, еще когда подъезжали к стадиону. 

Конечно, мы понимали, что можем сделать историю, но тогда еще не осознавали, насколько это событие глобальное. К счастью, сейчас мы можем об этом говорить как о свершившемся факте и праздновать небольшой юбилей победы. Для нас всех это большое счастье — быть участниками той триумфальной команды, которая добилась титулов практически во всех турнирах, в которых участвовала.
 
***
 
— В ходе нынешней Лиги Европы многие болельщики проводили аналогии с тем сезоном. Были похожие ситуации и травмы. Но повторить успех «Зенит» не сумел. Чего не хватило?
— В своих мыслях и рассуждениях я сам проводил такие же параллели. Гол Миммо в концовке первого матча с «Лейпцигом», как гол Аршавина в Марселе, дал уверенность, что мы можем пробиться в следующий раунд Лиги Европы. К сожалению, этого не хватило — в этом сезоне у нас возникло достаточно много проблем. 
Вообще год получился очень насыщенным. После удачного старта многие поспешили еще в сентябре вручить нам золотые медали, но я понимал, насколько это преждевременно. За свою футбольную жизнь мне доводилось бывать в разных ситуациях, которые мгновенно переворачивались в ту или иную сторону, я понимал опасность таких заявлений и старался не воспринимать информацию извне, пытался помочь ребятам не расслабиться, настроить их на то, что нужно биться до конца. Расслабляться можно только тогда, когда у соперников не останется никаких шансов на чемпионство. Но, к сожалению, мы прекратили борьбу за первое место, поставленная задача не выполнена. 

Когда я играл в «Баварии», у нас тоже возникала подобная ситуация: два года подряд нам не удавалось стать чемпионами, на что команда отреагировала правильно, агрессивно. Основная идея была такой: мы стали более голодными, более злыми и более уверенными для достижения своей цели на следующий год. Поэтому я надеюсь, что сейчас наш молодой, очень хороший и интересный коллектив, сделает выводы и внесет глобальные коррективы, чтобы добиться тех целей, которые перед нами стоят. 
 
— Если говорить лично о вас, чему вы научились за эти полтора сезона на посту тренера?
— Работа в тренерском штабе заставляет тебя полностью перестроиться, пересмотреть свои взгляды. Многие футболисты признают: находиться на поле гораздо легче, чем наблюдать за игрой со скамейки в случае дисквалификации или травмы. Накал эмоций здесь значительно выше, чем на поле. Плюс ко всему у тебя не всегда есть возможность повлиять на ту или иную ситуацию. Уверен, что накопленный футбольный опыт даст мне возможность проанализировать произошедшее и понять, почему в этом сезоне нам не удалось стать чемпионами, почему мы провели несколько провальных поединков, почему возникали те или иные проблемы. 
 
— Правда, что в течение этого сезона вы выучили итальянский язык? 
— Ну как выучил… Просто освоил на уровне, который требуется для того, чтобы общаться. Стараюсь разговаривать с главным тренером и с помощниками на итальянском. Если для каких-то фраз или ситуаций лексикона не хватает, вставляю английские слова. В целом не вижу никаких проблем в общении, в том числе и с аргентинскими футболистами.
 
— Что в тетрадках, которые вы показываете игрокам перед выходом на замену?
— Выходящий на замену футболист должен понимать, где ему находиться при атакующих и оборонительных действиях. Конечно, многое зависит от того, кого он меняет. Зачастую удобнее показать игроку позицию, на которую он должен выйти. 
 
— Содержание этих тетрадок меняется от игры к игре?
— Безусловно. Оно зависит от состава, соперника, тактической расстановки. Стандарты, игровые ситуации — все наигрывается под каждую конкретную команду.
 
— В этом году «Зенит» установил рекорд посещаемости домашних матчей Премьер-лиги. Не боитесь, что на последней игре болельщиков будет немного? (Интервью впервые опубликовано в программке «ProЗенит» перед матчем со «СКА-Хабаровском», в результате стадион посетили 46 218 зрителей).
— В своей жизни я играл за разные команды, все выступали по-разному, но я никогда не сомневался в том, что нас поддержат. Хотелось бы, чтобы и наши болельщики также не сомневались в нас. И в горе, и в радости мы должны быть вместе. Всегда. Конечно, когда все хорошо, вместе быть легче, но нужно поддерживать друг друга и в трудные времена. По результатам сезона однозначно последуют очень серьезные выводы — в этом я вообще не сомневаюсь. Каждый из нас должен понимать, в какой команде он играет, каких болельщиков представляет. Это основополагающие вещи, с которых нужно начинать свой путь в футбольном клубе «Зенит». Каждый должен задуматься о событиях, которые происходили с нами на протяжении этого сезона, проанализировать и с новыми силами, уверенностью и характером готовиться к следующему. Чтобы совершенные ошибки никогда больше не повторились. У нас молодая команда, и это хорошо. Я уверен, что игроки сделают выводы из этого сезона и станут взрослее.
img
img