close
Приложение ФК «Зенит»

Бесплатно в App Store

Скачать
23:39, 20 апреля 2018 года
23:39, 20 апреля 2018 года

Юджи Имайо, архитектор и ученик Курокавы: «Идея была в том, чтобы создать технологичный и современный стадион, который бы соответствовал потенциалу Петербурга»

Японский архитектор и один из авторов проекта главной арены города побывал на стадионе «Санкт-Петербург», рассказал об истории создания проекта и выделил ключевые особенности объекта.

— Нам известно, что вы последователь идей Кисё Курокавы, автора проекта стадиона «Санкт-Петербург». Расскажите об истории создания арены.
— Да, на протяжении долгого времени я работал в бюро Кисё Курокавы, и мне посчастливилось поработать над многими проектами вместе с ним. И поскольку мы вместе создавали проект стадиона «Санкт-Петербург», мне бы хотелось немного рассказать об этом. 

К участию в конкурсе проектов арены были приглашены пять лучших мировых архитекторов, имевших опыт строительства футбольных стадионов. Мы представили две версии властям Санкт-Петербурга, и одна из них победила. Так и началась наша работа над этим объектом.

Сегодня многие люди отмечают сходство арены с космическим кораблем, что довольно интересно, поскольку изначально Курокава не ставил перед собой такой задачи — идея была в том, чтобы создать максимально технологичный и современный стадион, который бы соответствовал потенциалу Петербурга. Разумеется, такой объект должен выглядеть соответствующим образом, так, будто бы он прибыл к нам из будущего. Мне кажется, нам удалось.

Помимо этого, правительством города перед нами была поставлена задача вписать объект в ландшафт острова таким образом, чтобы он не нарушал вид на море и гармонировал с шоссе — уже тогда было известно, что вокруг стадиона будет построена дорога.

Курокава принял во внимание все эти требования, соединил решения поставленных задач воедино и представил конструкцию стадиона городским властям. Так и появился стадион «Санкт-Петербург».

Мы хотели создать на стадионе оптимальные условия для современного футбола, то есть и для самих футболистов, и для зрителей. Кроме того, несмотря на футуристичный облик, стадион должен вписываться в городской ландшафт, соответствовать его духу. Самыми яркими архитектурными деталями, которые решают эту задачу, стали мачты на крыше арены, они являются связующим звеном между прошлым города, связанным с морем и навигацией, и будущим. 

Кстати, когда мы работали над проектом, многие коллеги и именитые эксперты рекомендовали нам направить мачты от центра стадиона. С инженерной точки зрения это имеет смысл — в таком случае конструкция крыши была бы несколько другой, и открывать ее было бы проще, но Курокава был убежден, что мачты должны быть направлены к центру — это символизирует то, что жители со всего города прибывают в одну точку, как бы стремятся к центру. Кроме того, если взглянуть на мачты стадиона издалека, складывается впечатление, что они образуют форму купола башни. Кисё действительно очень хотел, чтобы стадион стал одним из центральных символов города.

— На домашней арене «Зенита» реализовано сразу несколько технических инноваций. Пожалуй, главные из них — это раздвижная крыша и выкатное поле. Знаете ли вы другие спортивные объекты с аналогичными технологиями?
— В Японии есть стадионы, где такие технологии реализованы, но только по отдельности. Насколько я знаю, других стадионов, сочетающих две такие сложные системы, в мире нет.

— Насколько стадион «Санкт-Петербург» соответствует знаменитому духу Кисё Курокавы?
— На все сто процентов. Я думаю, что Кисё был бы невероятно рад, если бы смог увидеть завершенный проект своими глазами. В России многие называют стадион летающей тарелкой, но при жизни Курокава никогда его так не называл. Он пытался визуализировать, объективировать будущее. Но Кисё точно не был бы против такого прозвища для своего проекта — космос и НЛО никогда не выйдут из моды, они всегда будут символами будущего. Наверное, до тех пор, пока мы не начнем летать к звездам. 

Замечу также, что Курокава впервые побывал в вашем городе, когда ему было 24 года. Тогда он участвовал в международной архитектурной конференции и подготовил один из своих первых проектов именно для этого мероприятия. Символично, что и последний проект мастера тоже реализован в Петербурге. Он очень хотел оставить след в этом прекрасном городе и был абсолютно уверен в том, что между ним и Петербургом существует эмоциональная связь.

— Как по-вашему, мог ли такой стадион или подобный ему появиться в Японии?
— Технически — конечно, мог бы. Но в мире высокой архитектуры существует основополагающий принцип, который подразумевает, что каждое здание, каждая постройка — уникальны и находятся на своем месте. Мы проектировали эту арену исключительно для Петербурга, и это единственный город в мире, который подходит этому стадиону.

— Совсем скоро стадион примет чемпионат мира. Как по-вашему, «Санкт-Петербург» готов?
— Когда мы брались за проект, нас попросили учесть возможность проведения матчей чемпионата мира. Честно говоря, тогда я не понимал, почему мы должны думать о том, что произойдет так нескоро, но сейчас я вижу, что стадион полностью готов к проведению самого крупного спортивного события в мире. И я по-настоящему счастлив.

— Интересуетесь ли вы сами футболом? Если да, то за кого болеете?
— Конечно. Я слежу за выступлениями сборной Японии.

— Планируете приехать на чемпионат мира?
— Я бы очень хотел, но пока не уверен, что у меня получится.

— Так или иначе, мы всегда ждем вас на этом стадионе на матчах «Зенита».
— Большое спасибо за приглашение! Я правда очень постараюсь приехать.​
img
img