14:47, 16 марта 2018 года
14:47, 16 марта 2018 года

Массимо Баттара: «Вратари — это корпорация. Мы все стоим друг за друга»

Тренер голкиперов «Зенита» — о путешествии от Саудовской Аравии до английской Премьер-лиги, вратарском чате в «Телеграме» и прогулках по Петербургу с фотоаппаратом.

— Вы работали во многих странах — Италии, Англии, Индии, даже Саудовской Аравии. Насыщенная карьера и наверняка очень много воспоминаний.
— Да, где-то я тренировал вратарей, где-то был ассистентом главного тренера. Конечно, разница между этими странами большая. Методы, менталитет, культура — все отличается. Но мне всегда очень нравилось узнавать, в чем именно эти местные особенности заключаются, и с точки зрения подготовки голкиперов — в первую 
очередь. 

Например, когда я пришел в «Манчестер Сити» и встретился с Шеем Гивеном, то первым делом спросил: «Окей, в чем твой метод, твоя система, твои традиции?» Нужно было понять, что именно можно совместить, что предложить, и в итоге вывести идеальный план. Многое из того, к чему мы пришли тогда, я использую до сих пор. Это моя философия — понять проблемы, традиции, ощущения и постараться помочь.

— Разница, например, между Индией и тем же «Манчестер Сити» при этом должна быть просто огромной. Так?
— Конечно, безусловно! Везде все по-разному, надо учитывать массу факторов. Техника, фитнес, тактика — все отличается. Но мой метод всегда заключается еще и в том, чтобы вне зависимости от обстоятельств пытаться определять максимальные границы возможностей игроков и раздвигать их. Простой пример — навес с фланга. Насколько высоко сможет выпрыгнуть вратарь за мячом? Как далеко он пойдет? Где находится лимит? Это мы проверяем и стараемся совершенствовать. Мне не нравится, когда тренеры вратарей начинают говорить, что вот так делать правильно, а вот так — нет, это ошибка. Для меня все, что не вредит, — хорошо. Мне нравится, когда мои игроки очень быстро адаптируются к любой ситуации, когда умеют реагировать.

— Многие вратари любят эффектно прыгнуть в ситуации, когда этого вроде бы не требуется, но зрителям нравится. Вы их понимаете?
— Я советую своим вратарям играть максимально эффективно, что предполагает, что они всегда должны следить за мячом и предугадывать события. Но любое решение зависит от конкретной ситуации.

— Вратари в европейских топ-лигах сейчас играют по-разному? Или есть что-то общее?
— В Италии и Испании вратарский менталитет схожий, немецкий стиль и методы я бы легко сравнил с российскими, а вот в Англии все совсем по-другому. На самом деле в России оценить ситуацию было не так сложно — действительно очень много общего с Германией.

— Давайте угадаю: много борьбы и физики.
— Мне кажется, именно борьбы у вратарей больше всего в Англии, просто потому, что там их не так защищают. В АПЛ или Чемпионшипе, если ты ловишь мяч на выходе, в тебя обязательно кто-то влетит, просто по умолчанию, а судья на это вряд ли обратит внимание. Я уже не помню, после какого именно матча это было, но случился момент, когда Андрей [Лунев] в борьбе выпустил мяч. И он спросил в перерыве, считалось бы это фолом в Англии? Я сказал, что там — точно нет, это привело бы к голу. У нас же судья показал фол, и все основания для этого были.

— Расскажите, за что именно вы отвечаете в «Зените» ежедневно? Больше учите игроков чему-то новому или просто поддерживаете их форму? Что-то еще?
— У нас есть общий план тренерского штаба, мы вместе определяем цели, задачи и делаем все, чтобы достигать их. Вратари работают очень усердно, поэтому им нужно думать и о физике, и о технике, и о тактике. 

— Как вы разделяете зоны ответственности с Михаилом Бирюковым?
— Я иногда шучу, что, когда мы пропускаем гол, вратари не должны сильно забивать этим голову, потому что это наша, тренерская забота. У нас отличные отношения, я бы назвал это хорошим партнерством.

— Вы были удивлены тому, что в «Зените» играют только российские голкиперы?
— Я был больше удивлен даже не этому, а тому, насколько высок их уровень! Четыре вратаря, которые у нас есть в первой команде, действительно хороши. И кажется, после второй же тренировки здесь я сказал об этом Роберто. 

— Что-то еще вас в «Зените» поначалу удивило?
— Ну, первое — это точно уровень вратарей. Даже в «Манчестере» такого не было. В остальном — и город, и наша тренировочная база выглядят просто великолепно. Перед «Зенитом» я работал на базе «Астон Виллы», тоже очень хорошей, но здесь все оказалось не хуже, а даже лучше! Ну, может, только зима здесь попрохладнее. Но в остальном все прекрасно. И наш стадион, честно сказать, мне нравится даже больше, чем «Этихад» у «Манчестер Сити». 

— Если вратарь допускает ошибку, что вы ему говорите? Ругаете или поддерживаете?
— Помните, что я сам был вратарем, поэтому во всех подобных ситуациях я голкиперов защищаю. Иногда у нас возникают дискуссии, но все они носят позитивный характер. Играть в воротах — это очень сложно и совсем не похоже на игру полевых. У вратарей, знаете, есть своя корпорация, некое братство, мы все стоим друг за друга. И я никогда не встречал тренера вратарей, который бы действовал иначе.

— Это на публике или с другими тренерами. А один на один с игроками?
— С ними мы, конечно, разбираем ошибки, но тоже не сразу. Мы ждем, когда эмоции улягутся, делаем видео и показываем, что можно было бы исправить, где действовать лучше. Обсуждаем все вместе — я, Бирюков и вратари.

— Как вы готовите игроков психологически?
— Думаю, здесь самое важное — уметь быстро восстанавливаться, и наши вратари с этим справляются. Могу сказать, что Андрей — игрок и человек с более холодным взглядом на вещи, в то время как Юрий — более горячий, но он и приехал из Средиземноморья. Так что реагируют они на все по-разному, но всегда позитивно.

— У любой команды иногда происходят спады. У вратарей тоже?
— Да, конечно, но понимаете, спад или нет, наша задача — не пропускать мячей. И когда ты не пропускаешь, пусть даже допуская небольшие ошибки, все нормально. Ошибаются даже самые лучшие вратари — это просто часть работы. Да, в «Зените» достаточно давления, возможно, впереди нас еще ждут важнейшие матчи, но эта проблема меня не так волнует. Все работают отлично и готовы выходить на поле.

— В последнем матче на сборах в Турции Юрий Лодыгин отбил два пенальти за три минуты. Это тоже психология?
— Да, это была фантастика! В этом и заключается сила вратаря. Пенальти — это, безусловно, в том числе психологическое противостояние. И Юрий одержал победу в этом матче, показав, что все спокойно, что он на месте, что готов действовать. Это невероятное ощущение и результат прекрасной работы на тренировках!

— Умение отбивать пенальти — это дар или его возможно развивать?
— Вы знаете, я в Италии считался специалистом по этому вопросу, были удачные моменты в карьере. И у нас тогда не было той поддержки, которую вратари получают сегодня. Тогда я просто каждый вечер воскресенья сидел перед телевизором и делал пометки, запоминая, кто и как бьет. А сейчас у вратарей есть тренеры, аналитики, и мы им всю информацию отправляем.

У нас есть чат в «Телеграме», в который наш видеоаналитик Икка присылает такую специальную сетку, на которой отмечено, куда чаще бьют игроки соперника. Так, например, было перед «Селтиком» — мы им все показали, Бирюков сидел на скамейке с распечаткой, так что были готовы заранее.

— И как бы это сработало? Кричали бы со скамейки, в какой угол пойдет удар?
— Нет, конечно, мы все заранее анализировали. В ключевые моменты важна предельная концентрация и предварительная подготовка. Мы, повторюсь, рассылаем очень много материалов. Но и игроки тоже есть разные. Кто-то, например, смотрит, как ведут себя вратари, и бьет после этого, как тот же Балотелли, а кто-то просто постоянно лупит в один и тот же угол. Мы все это учитываем.

— Кто сейчас лучшие три вратаря в мире?
— Безусловно, я скажу, что наши, а к ним точно добавлю Нойера. Есть еще Тер Штеген, Доннарумма. Отличных голкиперов много, сейчас вообще появилось целое новое поколение. Но, как всегда говорит наш тренер Иван Карминати, лучшие игроки в мире — это наши игроки. Я, кстати, в этом смысле с удовольствием жду чемпионата мира, появления новых вратарей-звезд. Может, это будут и россияне. А почему нет? Потенциал точно есть.

— За молодежными командами «Зенита» и их вратарями вы следите?
— Слежу, да. Они хорошо и усердно работают, и те, кого мы приглашаем на наши тренировки, проявляют себя отлично. 

— Потенциально кто-то из молодых вратарей может появиться в основе в ближайшее время?
— Сейчас у нас есть четыре отличных вратаря, так что конкуренция большая. Но мы приглашаем их тренироваться и даем возможность показать себя.

— Как вы проводите время в Питере, если не работаете?
— Беру камеру и иду фотографировать! Я простой любитель, конечно, но занимаюсь этим часто. Иду или в Эрмитаж, или просто на улицы и снимаю. Например, сейчас все подмерзло, снег выпал, и это дает массу отличных сюжетов. Сегодня, пожалуй, снимать уже не пойду, но вот завтра, когда будет свободная минута, обязательно выйду на прогулку!
img
img