18:11, 11 ноября 2016 года
18:11, 11 ноября 2016 года

Александр Васютин: В Финляндии получил колоссальный опыт

21-летний вратарь «Зенита», отлично проведший летние сборы с главной командой, вернулся из Финляндии, где выступал за клуб «Лахти». О финском чемпионате, забитом голе, реалиях страны Суоми и планах на будущее Александр Васютин рассказал в интервью «Спорту День за Днем».

Советовали одно: играй уверенно

— С возвращением домой, Александр! Что вы сейчас чувствуете: усталость, радость, тревогу за будущее, уверенность? Опишите, пожалуйста, свое состояние.
— Спасибо за поздравления! Я, конечно, рад вернуться домой и находиться рядом с родными и близкими. Эмоционально и физически чувствую себя отлично! Сейчас даже не ощущаю отсутствия игровой практики — в Финляндии (чемпионат страны проходит по схеме «весна-осень» — прим. ред) был весьма насыщенный график игр! Хотя, конечно, сейчас играл бы да играл!

— Вы тренируетесь с «Зенитом»-2, однако в официальных матчах выступать не можете. В каком статусе вы проведете остаток календарного года?
— Играть действительно не смогу. Что ж, до отпуска буду тренироваться и ждать решения тренеров. Контракт с «Зенитом» действует еще полтора сезона, разговор о будущем впереди.

— Есть ли у вас приоритеты?
— Сейчас что-то определенное сказать сложно. Я хочу играть — вот что самое главное. Где? Повторюсь, это тема для отдельного разговора.

— Что дал вам опыт выступления за «Лахти»?
— Со всех точек зрения это очень полезная поездка. Я впервые выступал в официальных матчах на взрослом уровне. Новый опыт, другая страна — все это было крайне интересно и важно.

— За «Лахти» вы играл в основном составе?
— Да, провел 12 полноценных матчей.

— Советовались ли с Иваном Соловьевым, который выступал за «Лахти» прошлой весной?
— Мы созванивались за несколько дней до моего отъезда в Финляндию. Ваня рассказал, что финский чемпионат — турнир хорошего уровня, что «Лахти» руководит опытный тренер. Указал на некоторые моменты, к которым надо быть готовым.

— Соловьев рассказывал, что последнее время «Лахти» стал играть в более комбинационный футбол, а не в тривиальный «бей-беги», с которым ассоциируется чемпионат Финляндии. Ваши ощущения?
— На самом деле мы играли в разный футбол, но в целом старались действовать в атакующей манере, накрывая соперников высоким прессингом на чужой половине поля. Тренеры тщательно готовились к матчам, показывали нам на видео игру соперников, доносили свои идеи и требовали их выполнения.

— Тренеры вратарей «Зенита» Андрей Михайлов, Юрий Окрошидзе, Михаил Бирюков давали советы перед отъездом?
— Поездку обсудили со всеми тренерами. Говорили примерно одно: главное, играй уверенно.

— Каков уровень чемпионата Финляндии в целом?
— По мне так очень приличный. Как футбола в целом, так и атмосферы вокруг него: стадионы, поля, болельщики, пресса. Все на высоте! Хотя с ФНЛ, в которой я не играл, сравнивать не могу.

— Поля в большинстве искусственные?
— Пятьдесят на пятьдесят. Мы, например, дважды ездили в Лапландию, где на одном стадионе было искусственное поле, а на другом натуральное — конечно, не самого высокого качества, но играть можно.

— Уровень призеров чемпионата Финляндии объективно выше всех остальных?
— Между лидерами, «Марийхамн», ХИК и СИК, шла упорнейшая борьба за золотые медали. В заключительном туре ХИК и СИК сыграли между собой вничью, тогда как «Марийхамн» свой матч выиграл и стал чемпионом.

— «Лахти» занял восьмое место. Как в команде оценили этот результат?
— В целом положительно.

— Подметили для себя какие-то особенности в игре финских вратарей?
— Тоже в зависимости от соперника. Были команды, игравшие просто: навесы, навалы, забросы аутов чуть ли не в штрафную. Тогда приходилось действовать в силовой манере. Кстати, даже лидеры порой играли без изысков: контратаки и «стандарты». Мы, например, уступили «Марийхамну» 0:2, пропустив оба мяча после розыгрыша стандартных положений. Вообще встречались разные вратари: и фактурные ребята. Видел и других, не столь высоких голкиперов. Но, на мой взгляд, уровень игры не зависит от телосложения.

— Много ли болельщиков посещали матчи «Лахти»?
— Много! Две, три тысячи на каждой домашней встрече собирались непременно. Плюс на выезды, в том числе дальние, ездили наши фанаты.

— Финский язык весьма сложен для изучения. Как решали эту проблему?
— В основном общался с партнерами и тренерами на английском. Но для игры небольшой набор слов и фраз, необходимых для подсказа, я подучил.

— Как обустроили свой быт?
— Клуб снимал нам с Пашей Осиповым квартиру. В первую неделю в Финляндии мы абсолютно все оценивали по питерским меркам: цены, уклад жизни, привычки. Но в целом адаптировались быстро. Питались в основном дома — мы вроде оба неплохо готовим. Пару раз кушали красную рыбу. Курицы, которая там стоит очень дорого, нам порой не хватало.

— Как часто удавалось бывать в Петербурге?
— Пару раз, когда в чемпионате наступала пауза из-за матчей сборных, ездили на несколько дней домой. Два часа сорок минут на поезде — быстро и удобно!

— В нашем городе давно ходит поговорка: «Курица — не птица, Финляндия — не заграница». Осталось ли у вас ощущение, что вы поиграли в другом чемпионате?
— Конечно, осталось! Это совершенно другой мир с иным менталитетом и принципиально другим жизненным укладом. В Питере постоянно царит суета, на улицах всегда много людей. Там же никто никуда не торопиться, у каждого своя жизнь. Машины едут медленно, постоянно пропускают пешеходов. Мне кажется, все финны ведут себя в жизни, как на дорогах: размеренно и аккуратно. В выходные Финляндия пустует — магазины и кофейни по воскресеньям вообще могут не работать! У нас как-то воскресным утром проходила тренировка, после которой мы планировали сходить погулять и попить кофейку. И все оказалось закрыто! Развернулись и пошли домой.

— У Михаила Бирюкова дача в Финляндии. Тренер вратарей «Зенита» не приглашал к себе в гости?
— Я думаю, у Михаила Юрьевича не так много возможностей по ходу сезона съездить на дачу. Но мы поддерживали связь со всеми наставниками. Кому-то даже удавалось смотреть игры. Обсуждали, комментировали. Рабочие моменты.

В чужую штрафную пошел без тренерской установки

— В своем дебютном матче за «Лахти» вы забили гол в ворота ПК-35. Опишите этот нетривиальный футбольный момент.
— Шло компенсированное время, мы проигрывали 0:1. Наша команда разыгрывала стандартное положение, и я, не раздумывая, побежал в чужую штрафную.

— Без установки тренера?
— Да, без установки. Помню, только когда почти добежал до ворот, бросил взгляд на тренерскую скамейку. Наш главный тренер посмотрел на меня с пониманием. Я надеялся, что смогу хоть как-то помочь команде, может быть, отвлечь на себя внимание, навязать борьбу.

— Что было дальше?
— Пошла подача, я побежал в сторону ворот, следил за траекторией полета мяча, Выпрыгнул, почувствовал, что сыграл первым, а когда приземлился, увидел мяч в воротах.

— Обрадовались, понятное дело!
— Сначала даже не понял, что произошло! А потом куча-мала, поздравления! Было очень приятно!

— Как прокомментировал эпизод главный тренер «Лахти»?
— Разбора как такового не было. Конечно, все остались довольны, но мы встречались с командой, замыкающей турнирную таблицу, и были шокированы происходящим. На легкий матч мы, естественно, не рассчитывали, но и проигрывать к 90-й минуте 0:1 не собирались.

— На чем попрощались с партнерами и главным тренером?
— Почти со всеми ребятами и наставниками обменялись номерами телефонов. Договорились поддерживать связь. На вечере, посвященном окончанию сезона, в мой адрес звучали теплые напутственные слова. Было немного грустно, но очень приятно.

— Вы сказали, что получили позитивный опыт. Если будет предложение еще раз попробовать свои силы в аренде, согласитесь?
— С удовольствием! Будь то «Лахти» или другая взрослая команда в одном из европейских чемпионатов. Но приоритет, естественно, выступление за основной состав «Зенита».

У каждого своя дорога

— На летних сборах «основы» «Зенита» вы выглядели очень уверенно, а отведенные вам десять минут в матче с «Монако», на мой взгляд, провели блестяще: уверенно руководили действиями обороны, подсказывали партнерам, качественно вводили мяч в игру, дважды совершили эффектные сейвы. Что дала вам работа в Швейцарии?
— Встреча с «Монако» — командой, уверенно выступающей в Лиге чемпионов — огромный опыт. И «Сьон», против которого я играл, тоже сильный соперник. Пусть это были лишь контрольные встречи, я многому научился. Тем более, что впервые играл на таком уровне.

— Состоялся ли после сборов разговор с Мирчей Луческу?
— Нет, Мистер подвел итоги сборов для всей команды. Сказал, что ему нравятся настрой и самоотдача и призвал не сбавлять оборотов по ходу сезона.

— Несмотря на уверенные действия в матчах со «Сьоном» и «Монако» шансов играть за основной состав вы не получили. Почему, на ваш взгляд?
— Потому что в «Зените» два очень сильных, квалифицированных вратаря. Мне предстоит очень много и усиленно работать, чтобы приблизиться к их уровню.

— Отсюда вытекает следующий вопрос. Вратарская позиция одна, здесь априори конкуренция сильнее, чем у полевых игроков. Молодым петербургским вратарям всегда было трудно: выиграть конкурентную борьбу у Малафеева, Чонтофальски, Жевнова, Бородина, Лодыгина, Михаила Кержакова практически не возможно. Вячеслав Малафеев заиграл лишь благодаря чутью и доверию Юрия Морозова. Как же расти и развиваться вратарям, окончившим Академию «Зенита», если тренеры ставят на матчи только умудренных опытом голкиперов?
— Мне кажется, дело не в отсутствие опыта. Даже молодой голкипер имеет шанс расположить к себе главного тренера. Корень проблем надо искать в себе. Почему не получил своего шанса я? Значит, был недостаточно хорош. Где-то недоработал, в чем-то не силен. Что ж, надо засучить рукава и еще больше трудиться.

— Михаил Кержаков семь лет играл на чужбине, и только к двадцати восьми годам вернулся в родную команду. Вячеслав Малафеев провел в «Зените» семнадцать сезонов, пройдя все ступени в клубной иерархии: «Смена», «Зенит-2», скамейка запасных, основной состав. Какой путь видите для себя?
— У каждого своя дорога. Кто-то, как легенда «Зенита» Вячеслав Малафеев, может сразу занять место в воротах и год за годом доказывать свою состоятельность в честной конкурентной борьбе с высококвалифицированными вратарями, а кто-то, как Михаил Кержаков, доказывает свой профессионализм играми за другие команды. Практика показала, что Михаил оказался прав. Он прошел тяжелый путь, но в итоге вернулся в «Зенит». Как все сложится у меня? Я не знаю. Время покажет.

— На что же сейчас вы в первую очередь должны обратить самое пристальное внимание?
— Мне просто надо много работать.

— Два факультативных вопроса. Вратарь — это половина команды или нечто большее?
— Мне кажется, вратарь — это часть большого общекомандного механизма, где все детали должны работать одинаково и бесперебойно. Нельзя сказать, что тот или иной представитель коллектива более или менее значим. Команде важны все — будь то голкипер или полевой игрок. Хотя, конечно, в чем-то вратари стоят особняком. Было бы глупо отрицать, что мы немного странные люди.

— Если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания ей бы загадали?
— Отдам золотую рыбку любимой сестренке Надежде. Ей девять лет, но она гораздо лучше распорядится этими желаниями! Все, чего хотелось бы мне, я могу добиться самостоятельно.

Источник: Спорт день за Днем

img
img